«Россия практически ничего не производит для маломерных судов»
Олег Мартенс, генеральный директор КБ «Адомат» / Фото: «Адомат», ООО
В апреле 2019 года наша редакция сделала для себя открытие — познакомилась с КБ «Адомат», которое успешно функционирует в Калининградской области. И что более любопытно — специализируется преимущественно на рыбопромысловом флоте. Тогда центральной темой нашей беседы стало строительство в регионе малого сейнера-траулера (МСТР). Через два месяца пройдет год с момента публикации апрельского интервью. За это время «Адомат» поучаствовал во многих модернизациях судов, а также стал участником Международного рыбопромышленного форума 2019 года, где был продемонстрирован широкой общественности макет траулера проекта 174610.
И чтобы не терять связи с регионом, а также иметь возможность актуализации сведений по строительству малого траулера, редакция «Корабел.ру» вновь связалась с главой КБ «Адомат» Олегом Мартенсом и узнала, на какой стадии находится МСТР и в каких работах занят коллектив бюро.
— Олег Иванович, уже идет 2020 год. Как он начался для вас? Чем сейчас занимается КБ «Адомат»?
— Сейчас на первый план вышел проект глубокой модернизации очередного МРТР проекта 1282, типа «Карелия». Есть еще над чем работать по проекту МСТР 174610.
Появился спрос на проекты дооборудования судов системами управления балластных вод. Мы уже успели сделать несколько таких. Есть несколько небольших проектов по маленьким «рыбачкам»: замена главных двигателей, модернизация систем, электростанций и т.п.
— Вся текущая работа является продолжением тех проектов, над которыми вы работали в 2019 году. Поэтому интересно узнать, как он прошел для вас? Что успели сделать?
— 2019 год был очень интенсивным и для нас не совсем обычным. На волне интереса к малому рыболовному сейнер-траулеру, который строится в нашем регионе, в апреле у вас на портале вышла статья о КБ «Адомат».
Летом мы приняли участие в Международном рыбопромышленном форуме в Санкт-Петербурге, где на стенде Калининградской области представили макет рыболовного судна проекта 174610 под именем «Всеслав». Особых иллюзий не питали, понимая, что соперничать с именитыми КБ не можем, но интерес к проекту был, было много полезного общения, обмена информацией. Да и сама атмосфера выставки заряжает позитивом и желанием работать дальше.
Мы стали немного известны за пределами Калининграда. Появились запросы на проектирование небольших промысловых судов с других регионов России: Камчатки, Севера, Каспия. К сожалению, обратная сторона такой внезапной известности — у нас банально не хватает сил! Тем не менее, стараемся вести диалог со всеми, и есть потенциальные заказчики, которые готовы подождать.
Кроме достаточно стандартных модернизаций некоторых судов, сделали и одобрили в РМРС проект замены главных двигателей на учебном парусном судне «Крузенштерн». С парусником пришлось немного помучиться. В силу возраста судна, в наличии есть далеко не вся построечная документация, плюс обязательная необходимость учитывать существующую уникальную архитектуру корпуса. От многих предварительных решений, предложенных ранее поставщиками оборудования, пришлось отказаться и прорабатывать по новой. Надеемся, что проект получился «живой», то есть не требующий особых усилий верфи при переоборудовании.
К нам стали обращаться поставщики с предложениями оборудования и материалов, стало чуть проще работать, в проекты стараемся включать проработанные нами или предлагаемые опробованные решения. Хотя по отдельным позициям все равно очень трудно добиться предложений.
На выставке в Санкт-Петербурге было много общения и обмена контактами на эту тему. Но когда выходишь с конкретными запросами – «штучно» работать мало кто хочет, на прибрежном рыболовном флоте много не заработаешь. Можно, конечно, полностью положиться на зарубежный опыт, но конечное судно от этого дешевле не будет. Например, холодильная техника. Если взять комплектное предложение от скандинавского производителя, прибавить сертификацию оборудования в РМРС, доставку, таможню, НДС — система RSW становится очень «злой» по стоимости. Можно попытаться собрать систему «по частям», но, например, никто в России не берется изготовить испаритель с сертификацией РС. На Форуме в Санкт-Петербурге очень многие клялись, что на все готовы, но после конкретных запросов – увы, отказ.
Еще немного про оборудование. Мы практически год вели переписку с Российским морским регистром судоходства касательно требований к наличию спасательных устройств на малых рыболовных судах. Правила РМРС не могли полностью учесть малые размеры и высокую плотность промыслового оборудования и оборудования по обработке улова на палубе, и Регистр, при рассмотрении проекта МСТР 174610, выставил замечание-требование к установке дежурной шлюпки с соответствующим спускоподъемным устройством. Предлагаемые Регистром альтернативные условия были на практике не выполнимы: эксплуатация судна с удалением от береговой линии не более чем на 20 миль и в составе группы судов, оборудованных дежурными шлюпками, делает строительство и эксплуатацию такого судна экономически нецелесообразным.
Мы писали обоснования, запрашивали методики, дополнительно приводили примеры иностранных «прибрежников» и существующих российских судов. И возможно, так совпало, а может, нас услышали, но перед новым годом в последней редакции «Правил по оборудованию судов» появился шанс, позволяющий, не ограничивая условия эксплуатации, не устанавливать дежурную шлюпку со своим СПУ. То есть задействовать существующий грузовой кран (при небольшом дооборудовании) и корзину или люльку. Мы получили возможность более свободно пользоваться пространством промысловой палубы, вздохнули с облегчением, и… теперь ищем «устройство для переноса персонала» одобренного РС типа, подходящего нам по размерам, и пытаемся получить «грузолюдской» кран.
— Проблемы с оборудованием и сертификацией — достаточно известная тема в отрасли. Особенно удручающе выглядит ситуация именно на рыбопромысловом флоте. Олег Иванович, по имеющимся у нас сведениям, в «Адомате» работает 12 человек. Изменилась ли эта цифра за последнее время? Может, в связи с повышением загрузки набрали больше конструкторов?
— Загрузка выросла значительно, а штат не очень. На портале было замечательное интервью директора РЦПКБ «Стапель»Николая Николаевича Тыртышного, который очень точно описал проблему с кадрами в отрасли в целом, и в КБ в частности.
Поэтому не хотел бы повторяться, так как регион наш в этом плане не уникален и проблемы схожи, помноженные на «закрытость» Калининградской области. Мы работаем над этим. Сейчас на предприятии трудится 14 человек.
— Вернемся к вашим проектам. Как идет строительство МСТР проекта 174610? На какой стадии сейчас находится судно? На какой стадии находится проектирование и разработка документов? Когда ориентировочно судно пойдет на работу?
— Строительство отстает месяца на четыре из-за срыва сроков поставки практически всего более-менее значимого оборудования. Многие поставщики, предлагая себя впервые на российском рынке, не совсем рассчитали свои силы. Больше времени отняло согласование документации для начала производства, потом испытания и даже оформление конечных сопроводительных документов. На волне судостроительного ажиотажа Регистр оказался довольно сильно загружен, плюс к этому добавились требования, иногда жестче тех, с которыми иностранцы привыкли работать.
МСТР проекта 174610 / Фото: «Адомат», ООО |
Поэтому основной импорт пришел практически под самый Новый год и даже чуть позже, а сертификаты РС по некоторым позициям заказчик до сих пор не получил.
ПДСП у нас, к сожалению, тоже отстает месяца на три, так как приходится много сил тратить на РКД – «связывать» ее с конкретной верфью-строителем. И работа идет практически параллельно: ПДСП-РКД-строительство. Основные поставки прорабатывали все вместе (верфь, заказчики и мы), чтобы получить комплексное решение и по качеству, и по функциональности, и по цене, конечно, что очень важно.
Многие проектные решения требуют полноценной документации производителей, а с этим, как показывает практика, тоже беда. Без контракта на приобретение – документация предоставляется крайне неохотно. Производство начинается по предоплате 50%, отгрузка после оплаты вторых 50%, а когда оборудование приходит на склад, оказывается, что сопроводительная документация «сырая» и не всегда совпадает с тем, что получали предварительно. Многие решения первоначально разрабатываются «заочно», по предоставленной информации, а на этом проекте ПДСП тесно переплетено с РКД. Поэтому начинается длительный процесс оптимизации: много сил уходит на ревизии и переделки, чтобы довести некоторые решения до кондиции, прежде чем они попадут и в Регистр и заказчику. Делать «мертвые» документы ради «штампика» Регистра не в наших правилах. К слову, претензий к самому оборудованию нет – культура производства у поставщиков на самом высоком уровне.
На этом фоне радуют российские производители электрооборудования – у нас отлажен диалог, все обоснованные изменения тут же вносились и в производство, и в документацию, а качество продукции на выходе вполне соответствует мировым стандартам. На проекте 174610 очень плотная компоновка машинного отделения: судно хоть и небольшое, но энерговооруженное и технически насыщенное, много автоматики. Габариты устанавливаемого оборудования играют далеко не последнюю роль. По нашим схемам и ТЗ российские производители спроектировали и изготовили ГРЩ, АПС – компактные, удобные в работе, с современным интерфейсом. На судне будет установлена система RSW, полностью спроектированная в России (пусть и на импортных комплектующих) – совместная разработка одной калининградской компании и КБ «Адомат».
На финише ТЗ на изготовление объединенного пульта управления судном (документация на него одобрена), со всей навигацией, связью, рыбопоиском, управлением электростанцией, энергетической установкой, АПС и многим другим – всем тем, что требуется Правилами РС для класса автоматизации А3.
На самом деле не все так плохо: хоть и с отставанием, но большая часть ПДСП рассмотрена и одобрена в РМРС. И здесь хочется поблагодарить, и отметить, что Регистр по проекту отрабатывает достаточно быстро, возникающие вопросы решаются в рабочем порядке.
— Судя по тому, как вы говорите о МСТР «Всеслав», он выйдет небольшим, но достаточно современным судном с современным оборудованием. Однако совсем недавно ваш проект сравнили с «советским пароходом». Что об этом думаете?
— Да, я знаком с таким мнением, мол, «в проекте нет ни современного дизайна, ни современного оборудования». На старте проекта, еще в 2018 году, наш заказчик, компания «Марфиш», получил письмо от представителя одного из иностранных именитых проектных бюро, где было сказано:
«Компания «Адомат», учрежденная в 2014 году, по нашим сведениям, является конструкторским предприятием, которое ранее ни разу не реализовывало проектов судов-новостроев. Работа компании по большей части сводится к реализации проектов модернизаций. Представленный компанией «Адомат» проект обладает рядом недостатков, не видных его авторам в связи с отсутствием опыта разработки «современных проектов».
Представленный компанией «Адомат» проект по большей части является развитием идей о «концепции судна», полученных специалистами бюро при «глубокой модернизации» судна проекта 1282 МРТР типа «Карелия» (проект 1964 года). При этом недостатки этого базового решения будут наблюдаться и в нынешней версии». Конец цитаты.
Нас критикуют – это хорошо. Нет проекта – нет предмета для критики. Если критика конструктивна, мы всегда относимся к ней положительно – есть куда расти и к чему стремиться. Данный «проект 80-х» – наш, от начала до конца, и имеет под собой конкретного заказчика. Мы не прячемся за иностранными проектами, выдавая их за свои собственные.
Винт МСТР проекта 174610 / Фото: «Адомат», ООО |
Дизайн – это штука вообще очень спорная, тут, как говорится, «дело вкуса». Но, повторюсь, судно спроектировано под конкретного заказчика со своими традициями и промысловыми технологиями, хотя на стадии концептуального дизайна нами прорабатывались и предлагались варианты с разными формами корпуса под другой функционал, размещение и т.д. Во-вторых, на стадии обсуждения проекта с заказчиком параллельно шел диалог с потенциальной верфью-строителем, и судно проектировалось, уж простите, с учетом недостатка опыта по некоторым технологиям, где принцип чем проще, тем лучше — немаловажен.
«Современное оборудование» в рамках требований о предстоящей локализации производства в России тоже вопрос спорный. Можно оснастить судно самыми последними иностранными разработками, невзирая на цену такого оборудования. На больших судах это, может, и не так очевидно, а для малых финальная стоимость вырастет весьма значительно. Плюс некоторые ограничения накладывает последующий сервис, судно надо обслуживать, ремонтировать. Мы это старались учесть.
Я знаю не так много компаний, которые вкладываются в новый прибрежный флот. Они не ловят краба или скумбрию. Они не попали ни под какую программу инвестквот. Они деньги зарабатывают килькой. Я надеюсь, то что мы сделали – именно и нужно конкретному заказчику. И даже несмотря на это, у нас много решений, аналоги которых поставляются сейчас на суда, строящиеся в Дании и Норвегии, то есть, по сути, вполне современные.
Оборудование для МСТР проекта 174610 / Фото: «Адомат», ООО |
Да, у нас нет в проекте сверхмодных футуристичных форм, и мы не использовали инновационные гибридные пропульсии, но мы постарались сделать понятное для всех судно. Во всем важен баланс: функционал – качество – стоимость.
Что касается того, когда судно пойдет в работу. Сейчас собран стальной корпус. Параллельно в цеху собирается алюминиевая надстройка. Готовится погрузка оборудования в машинное отделение, начаты работы по монтажу винторулевого комплекса. Уже на складе большая часть оборудования: вся пропульсия, ВДГ, электростанция, траловый комплекс. Все — и верфь, и мы, и «Марфиш» стремятся, чтобы в 2021 году судно вышло на промысел.
— Олег Иванович, помнится, вы рассказывали про малый рыболовный бот для колхоза «За Родину». Что с ним сейчас? Построен ли он? Расскажите подробнее о судьбе судна.
— В сентябре Светловский судоремонтный завод передал заказчику малый рыбопромысловый бот проекта 170310, построенный по нашему проекту.
У судна сложная судьба. Существующая традиция промысла в Калининградском и Куршском заливах – это когда малый рыболовный бот используется только в режиме транспортного судна, которое доставляет к району промысла рыбаков и тащит на буксире пустые лодки. Далее рыбаки ставят сети вручную и возвращаются назад. Во второй заход рыбаки доставляются до места, сети выбираются вручную, рыба складывается в буксируемые лодки, и так по кругу.
МРБ «Первый», построенный по проекту КБ «Адомат» / Фото: «Адомат», ООО |
Мы предложили конструкцию с носовым расположением рубки. Для столь малого судна расположение рубки в носу позволяло освободить значительное пространство на рабочей палубе, сделать ее без выступающих частей, разместить на ней различного типа промысловое оборудование.
Основная идеология проекта состояла в намерении уйти от ручного труда, например, установив на палубе сетевыборочную машину, легкий кран. Сети в таком случае могут ставиться прямо с судна и потом выбираться сразу на палубу. Экипаж сокращается с семи человек до двух-трех. Можно соответственно, перераспределяя фонд оплаты труда, привлечь на эти работы более квалифицированный персонал или дообучить существующий. Один из председателей рыболовецких колхозов, знакомый с такой практикой, отнесся к предложению с интересом и, собственно, стал основным стейкхолдером, влияющим на проект.
Параллельно шел диалог с одним из потенциальных заводов-строителей, и было принято совместное решение максимально упростить конструкцию корпуса, чтобы снизить его себестоимость. Все дизайнерские изыски решили отложить до тех времен, когда будет понятна окончательная стоимость судна и его функциональность. Тем более возможностей для «upgrade» на стадии концептов было проработано достаточно много. Существовали варианты с разными кубриками, трюмами, рулевыми рубками и даже вариант с привычной рыбакам рубкой в корме.
Двигатель бота / Фото: «Адомат», ООО |
По разным причинам, подписание контракта на проект тянулось, переносилось, и в конечном итоге, когда проектные работы были выполнены на 70%, интерес к судну остался исключительно формальный и проект остался без заказчика.
Мы довели технический проект до финала, одобрили его в Речном Регистре и положили на полку.
Спустя год Светловский судоремонтный завод и рыболовецкий колхоз «За Родину!», спасибо им за это, подписали контракт на строительство одной единицы «на пробу» в соответствии с нашим проектом.
— Испытали ли проблемы по ходу реализации проекта?
— Проблемы? Их было более чем достаточно. Россия практически ничего не производит для маломерных судов, так как «нет рынка». Но несмотря на размерения и назначение, «рыбаки-маломерки» должны строиться под надзором Российского Речного Регистра, с применением материалов одобренного РРР типа.
Доходило до абсурда, когда идентичные изделия с сертификатом РРР и без, по стоимости отличались в 10 и более раз! Многие производители, заслышав про сертификацию, просто прекращали диалог. Как сказал один поставщик: «мне проще продать на пять яхт оборудования, чем сертифицировать что-то на один рыболовный бот».
На борту бота / Фото: «Адомат», ООО |
С учетом низкой платежеспособности потенциальных заказчиков таких судов, и принимая во внимание мировой опыт, для маломерного флота вполне можно было бы обойтись сертификатами или паспортами качества завода-изготовителя, и тем надзором, который Речной Регистр осуществляет непосредственно в процессе строительства. Но кто будет лоббировать такие решения для столь крошечного сегмента судостроения?
Ведь существует и другой путь, вполне легальный, когда можно построить маломерное судно вообще без надзора, с применением каких угодно материалов и изделий, а потом поставить его на учет в Речной Регистр по заявке. Главное, чтобы судно соответствовало хоть какому-нибудь проекту, одобренному РРР, или был выполнен пресловутый анализ соответствия требованиям Правил РРР. И если такой путь есть, зачем тогда такой сверхжесткий надзор за материалами для строительства простых и относительно примитивных маломерных судов? От этого теряют все: верфь – время в поисках необходимого, заказчик – больше денег в стоимости судна, отрасль – от существующего неудовлетворенного спроса.
О всех тяготах много чего могли бы поведать на Светловском СРЗ. Собственно, этот путь пройден, и судно построили.
Я лично выходил с заводчанами на ходовые испытания. Назначенному капитану бот очень понравился: «Я знаю, как с него ловить рыбу!» При всей своей неказистости судно получилось ходкое, маневренное, с приемлемыми условиями для рыбаков и… дорогое для них. В том числе по причинам, указанным выше.
Если будет заказчик, под реализованные технические решения (пропульсия, энергетическая установка, рулевая машина и т.д.) можно подводить личные пожелания в части внешнего дизайна, комплектаций и функционала.
Но из-за немалой стоимости, интерес рыбаков, ведущих промысел в заливах, пока больше сконцентрирован на очередной реинкарнации МРБ проекта 902Т, используемой по «классической» схеме, а мы с нетерпением ждем открытия весенней путины в заливах, чтобы получить обратную связь об опыте эксплуатации нашего бота.
— Олег Иванович, вы сказали про глубокую модернизацию траулера типа «Карелия». Кто является заказчиком услуг? И что понимается под глубокой модернизацией?
— Мы уже рассказывали, как модернизировали траулер «Капитан Лобанов» и что с из этого получилось. По признанию собственника судно обладает отличными мореходными и промысловыми качествами и превзошло его ожидания.
Судно «Залесье», которое сейчас проходит глубокую модернизацию / Фото: «Адомат», ООО |
Очередной такой траулер под названием «Залесье», подняли на слип в начале февраля и приступили к демонтажу всего оборудования и верхней части корпуса. Заказчик работ – компания «Марфиш», которая решила пойти еще дальше. Согласовано техническое задание на полную перепланировку, на изменение обводов корпуса. Помимо уже опробованных на «Лобанове» решений, впервые на «старушке» «Карелии» появятся облегченная рубка из алюминиевых сплавов, автоматизация, соответствующая классу А3, и российская система RSW, аналогичная разработанной для МСТР проекта 174610. На «Капитане Лобанове» используется норвежская установка RSW. Специально под «Залесье» проектируется новый траловый комплекс, отличный от того, что устанавливался на «Капитане Лобанове». Также экспериментируем с формой носовой оконечности – при увеличении осадки и площади смоченной поверхности, добились снижения сопротивления корпуса на 10%. Пришлось обращаться и в Регистр – не вписались в рамки Правил при определении параметров ледовой нагрузки – не было прецедентов. Получили от РМРС ответ чем руководствоваться и информацию, что необходимые пояснения будут включены в текст Правил в ближайшее время.
Есть ли смысл в проектах таких глубоких модернизаций, если судно ведет свою родословную из 70-х годов? Заказчик считает: есть.
Демонтаж старого оборудования на судне «Залесье» / Фото: «Адомат», ООО |
— Напомните, пожалуйста, каким САПРом пользуетесь в работе?
— САПР – добрый старый AutoCAD, для трехмерного моделирования и РКД используем непривычный для судостроения Siemens NX, для расчетов прочности специфических конструкций, например, таких, как кормовой портал траулера, — ANSYS. Остойчивость – «Диалог-Статик». Работы по мореходным качествам судов заказывали в научно-техническом центре Калининградского государственного технического университета – катали натурные модели в их опытовом бассейне при разных посадках, скоростях и волнении.
— Олег Иванович, напоследок, какие планы у КБ «Адомат» на ближайшее время? В каком направлении планируете развиваться?
— Мы берем понемногу и учим молодежь. Чему-то учимся сами – не бывает много опыта или знаний. Планируем обновить САПР, хотя для малого предприятия цены на него сильно кусаются. По оценкам Минпромторга, на ближайшие десять лет рыболовных судов потребуется много – надеемся, что работы на всех хватит.
- ПолитикаС.С.Сулакшин Самое интересное
Подпиши петицию: С.Сулакшин: «Президент Путин, дай России шанс развиваться, уйди в добровольную отставку!»
Степан Сулакшин создал(а) эту петицию, адресованную Путин, Народ России Устройство всех сфер жизни страны, политический режим в стране, его практики управления государством и результаты губительны для России и ее народа. За 20 лет путинизма все стало предельно ясно и безнадежно. Народ вымирает, падает рождаемость и растет смертность. Лучшая часть населения эмигрирует. Экономика деградирует в сырьевую…4 320 - ПолитикаРусранд Сулакшин С.С.
Антироссийский проект путинизма: реконструкция, идеологические и фактические характеристики
Занимаемся мы в университете оппозиции не пропагандой, не агитацией (что только в какой-то мере так, но главная цель не в этом). Занимаемся мы тем, что убеждаем друг друга и помогаем понять, что слово «оппозиция» — слово ответственное и оно отличается от слов: «балаган», «развлекуха», «подставуха», «суррогат», самопиар и «политическая порнография». Мы делаем совершенно иную заявку и последовательно помогаем строить в стране настоящую политическую оппозицию. Правящий режим и правящая группировка в нашей стране, как известно, получила…953 - ЭкономикаРусранд Самое интересное Степан Степанович Сулакшин
Путинизм и кризис России
Россия вновь наступает на те же грабли. Годы назад, выдвинув математическую модель мирового финансового кризиса, наша научная политическая группировка предупреждала руководство страны, что оно создает модель экономики и государства несуверенного типа, уязвимые для внешнего агрессивного воздействия. Обстоятельный доклад на эту тему в феврале 2009 году — по кризису одов — был подготовлен для Совета Безопасности Российской Федерации, в котором тогда, совместно с его секретарем Николаем…1 308 - ПолитикаРусранд Самое интересное Степан Степанович Сулакшин
ПОБЕДИТЬ МОЖЕТ ТОЛЬКО УМНАЯ ОППОЗИЦИЯ — Университет оппозиции. Выпуск №33
2 апреля в 20:00 мск очередной прямой эфир Университета оппозиции. Канал ютуб Центра Сулакшина. Присоединяйтесь. Политическая оппозиция обязана быть умной и просвещенной,только тогда возможна ее победа и оздоровление нашего Отечества! Тема выпуска: ПОБЕДИТЬ МОЖЕТ ТОЛЬКО УМНАЯ ОППОЗИЦИЯ Ведущий: Степан Степанович Сулакшин487 - ПолитикаСулакшин С.С.
Вступай в борьбу за власть
Уважаемый соотечественник! Благодарим вас за возможную решимость присоединиться к организационно-политическому строительству объединения настоящей общенародной оппозиции Путину и путинизму в рамках организационной инфраструктуры Партии Нового Типа. Наш отличительный принцип состоит в том, что мы не только разоблачаем губительный характер путинизма, но дали профессиональную диагностику способов и причин деградации страны и народа. В ее основе научные методы, модели и методология. Мы не только критикуем путинизм, но мы делаем настоящее профессиональное, конкретное содержательное предложение — что и как…682 - ОбществоРусранд Самое интересное Степан Степанович Сулакшин
Результаты моделирования эпидемии коронавируса в России
Распространение коронавируса в мире в режиме пандемии пришло и в Россию. Очень важно своевременно осознать масштабы бедствия. В мире есть много работ по моделированию эпидемии коронавируса на основе официальной эмпирики, публикуемой в открытых СМИ. Например, работа «Coronavirus: Why You Must Act Now» даёт важные выводы, полученные путем моделирования, и на их основе практические рекомендации. Основные…1 128 - ПолитикаРусранд
России нужна другая Конституция!
Конституция — это основной закон страны. Существуют Конституции двух типов — первый, к которому относится ельцинско-путинская Конституция, устанавливает право, порядок и институты государственности. В Конституции иного типа кроме права, порядка и институтов задаются основы жизнеустройства во всех сферах жизни. Задаются социальная, экономическая, политическая, гуманитарная модель страны. Новая Конституция команды Сулакшина — именно такого, второго типа. Каким в Конституции будет задано жизнеустройство, — такой жизнь в стране и будет. Если…189 - ПолитикаСулакшин С.С.
ПОЛИТИЧЕСКИЙ МОМЕНТ И ЗАДАЧИ ОППОЗИЦИИ ПУТИНИЗМУ #ПрограммаСулакшина — ВСЕРОССИЙСКОЕ СОВЕЩАНИЕ МСК. Присоединяйся
В четверг 20 августа 2020 в 20-00 МСК на ютуб-канале Центра Сулакшина принимайте участие онлайн-трансляции открытого Всероссийского рабочего совещания актива и сторонников Программы Сулакшина «Настоящий социализм». Реплики и вопросы задавайте в чате. https://www.youtube.com/watch?v=T_T0M5RPnl0 Вернуться на главную108
- Наука и техникаПавел Пряников
Интересный рассказ, как в Турции развивалась отрасль дронов
Интересный рассказ, как в Турции развивалась отрасль дронов. Сейчас это страна стала 3-4-й в мире, способной производить на собственной элементной базе тяжёлые, ударные беспилотники (США, Израиль и отчасти Китай). Турецкие БПЛА уже способны подниматься на высоту до 7,5 км и нести полезную нагрузку до 550 кг, время полёта и зависания – до 24 часов. У…33 - Наука и техникаAndyCZ
Приложение «Социальный мониторинг»: анализ траффика
Началось все с прилета в Москву. Как и положено, я сдал необходимый ПЦР тест на ковид, дождался отрицательного результата, залил его на Госуслуги и… решил, что на этом мои московские приключения закончились. Но все оказалось не так просто. Ко мне внезапно пришел врач. И вручил постановление, что 2 недели я обязан сидеть дома в карантине,…32 - Наука и техникаВячеслав Ермолин
Конец МКС. Как это будет
Сход с орбиты орбитальной станции. Фильм «Гравитация». Поломки оборудования на МКС в последнее время напомнили, что МКС, в основном, «старушка». 20 лет успешной непрерывной работы на орбите обеспечило постоянное присутствие людей в космосе — это достижение и успех международного проекта. Но любая техника имеет свой «срок жизни» и для МКС он давно перевалил за половину….32 - Наука и техникаДмитрий Горчаков
Ввоз немецких урановых хвостов в Россию. Часть 3: Риски и опасности при обращении с ОГФУ
Фото крупнейшей аварии при транспортировке ОГФУ. Источник Это третья статья из серии моих публикаций, посвященных проблеме ввоза обедненного гексафторида урана (ОГФУ) из Европы в Россию. Напомню, что осенью прошлого года начались акции протеста против ввоза ОГФУ в Россию, активные выступления Гринпис и других экологических активистов против ввоза в СМИ, Росатом начал ответную разъяснительную кампанию — встречи…44 - Наука и техникаАлександр Тернавский
Десятки научных журналов исчезли из интернета за последние 20 лет и никто их не сохранил
92 научных журнала по социальным и гуманитарным наукам и 84 — по естественным пропали из интернета за последние два десятилетия, поскольку издатели перестали их поддерживать, пишет ScienceMag. Потенциально это могло привести к утере полезной информации об исследованиях, проведённых публиковавшимися в этих журналах авторами. Под угрозой исчезновения находятся ещё около 900 онлайн-журналов, говорится в совместном исследовании специалистов из университетов Берлина…33 - Наука и техникаhabr.com
Нейросеть GPT-3 вела мотивационный блог на английском и всем понравилось. Чем это грозит копирайтерам и писателям
Компания OpenAI, которую несколько лет назад основал Илон Маск, в июне выпустила новый алгоритм нейросети GPT-3. На сегодня это самая совершенная система, которая умеет работать с естественными языками. Ее возможности просто колоссальны. С помощью GPT-3 можно создавать любой тип текстовой информации, в том числе и сложные технические тексты. К примеру, когда нейросети дали задачу написать…24 - Наука и техникаmaybe_elf
Российским операторам разрешат строить сети 5G на отечественном оборудовании, которого пока нет
В проекте решения Госкомиссии по радиочастотам появилось положение, согласно которому, операторы смогут строить сотовые сети 5G в диапазоне 24,25–24,5 ГГц только на оборудовании отечественного производства из Единого реестра российской радиоэлектронной продукции. Однако такого оборудования в стране просто нет. Идею обсудят на ближайшем заседании ГКРЧ в середине октября. Весной этого года комиссия уже предлагала строить сети нового поколения…30 - Наука и техникаБуркина Фасо
Сделано в СССР: вертикальная теплица
Фото отсюда Иногда я ловлю себя на мысли, что мы живем на обломках совсем иной, если не более развитой, то сильно отличной от нас цивилизации. Цивилизации под названием Советский Союз. То тут, то там встречаются ее следы, особенно, когда ты покидаешь большой город и оказываешься в глубинке. Вот уж где полно ее материальных следов в…41 - Наука и техникаАндрей Васильев Русранд
Русская Tesla: почему Россия не может создать свой электромобиль
До конца года в России должен был появиться первый серийный электромобиль. Предполагалось, что примерно за 450 тысяч рублей можно будет купить трехдверную машину компании Zetta, которая способна разгоняться до 120 км в час. Но срок выпуска в очередной раз перенесли. Причина банальная — нехватка денег. Компания не получила кредит. На самом деле в России есть технологии, на базе которых можно построить эффективный и недорогой электромобиль. Но крупные заводы не вкладывают деньги в инновационные…33 - Наука и техникаВалерий Леонидович Макаров Русранд
Отстали на поколение
В последние годы в России бурно развиваются так называемые ситуационные центры. Они создаются в министерствах, ведомствах, в региональных правительствах, в крупных корпорациях для оперативной работы, их сейчас около 200. Сначала это были комнаты для видеоконференций. Сейчас к этой технике добавляется цифровая аналитика. В условиях коронавируса эти центры сосредоточили у себя огромное количество информации. В том числе в одном из главных ситуационных центров сейчас работает президент, иногда нам…38 - Наука и техникаАлексей Аркадьевич
Китайский космос под устричным соусом
Фото: Ceo-na.com Почему китайцы так быстро и уверенно набирают обороты в изучении Луны Казалось бы, одной из мощнейших экономик мира, а также сильным влиятельным игроком на политической арене Земли является Китай. И если раньше, всего несколько лет назад, население планеты ассоциировало эту страну с поддельными и некачественными товарами, то сейчас концепция сильно поменялась… И, по-видимому,…35 - Наука и техникаПавел Пушкин
Кадровый провал в космической отрасли России и с чем его едят
Часто звучат заявления про кадровый провал в космической отрасли в России, иногда даже об этом говорю и я, но всеми эти заявления по-разному интерпретируются. Я попытаюсь сделать анализ того, что произошло с кадрами. Мой анализ касается в основном Московской агломерации и двух гигантов отрасли – Энергии и Хруничева в части их КБ. Анализ я делаю…37 - Наука и техникаАрина Корелина
Названа главная проблема российской науки
Главной проблемой российского нацпроекта «Наука» признали нехватку финансирования на собственно науку. К такому выводу пришли аудиторы Счётной палаты, проанализировав расходы по этому направлению. Впрочем, несмотря на недостаток денег, Россия может похвастаться определёнными успехами. Финансирование научного нацпроекта по сравнению с другими действительно скромное — 636 млрд рублей. При этом из бюджета на науку планируется направить только…49 - Наука и техникаИгорь Лесовских
Российский кибердельфин всплыл на Западе
Фото: facebook.com Московский технологический проект Flipper Zero стал первым российским IT-стартапом, собравшим на западной краудфандинговой площадке Kickstarter более 4,5 млн долларов. Группа московских программистов решилась на создание «тамагочи для хакеров» – мультиустройства, объединяющего в себе функции пультов дистанционного управления различной техникой, ключей доступа и даже анализатора защищённости радиосетей. «Октагон» разбирался, чем для создателей может закончиться…50 - Наука и техникаДмитрий Степнов
Тепло тела перевели в электроэнергию
Фото: Player.gg Ученые НИТУ «МИСиС» разработали новый тип энергоэффективных устройств – термоячеек, превращающих тепло в энергию. Это позволит создавать портативные элементы питания, которые можно будет нанести практически на любую поверхность, в том числе на одежду для получения электричества прямо от поверхности тела. Результаты разработки представлены в журнале Renewable Energy. Термоэлектричество – электроэнергия, полученная из тепла благодаря…42 - Наука и техникаЛариса Санникова
«Целому поколению ученых перекрывают кислород». О «лишних людях» в российской науке
Случится ли в российской науке «эффект Тутберидзе», нужны ли гендерные квоты в российских институтах, почему возрастные ограничения для ученых-администраторов необходимо сохранить и как исследователям из «возрастной ямы» не провалиться в яму карьерную? На эти вопросы в своей колонке отвечает профессор РАН, главный научный сотрудник Института государства и права РАН Лариса Санникова. Кто такие лишние люди?…63 - Наука и техникаРусранд
В США указали на место российского ВПК в мире
В рейтинг крупнейших в мире военно-промышленных компаний за 2020 год, каждые 12 месяцев публикуемый американским изданием Defense News, вошли, как и год назад, только две российские компании — концерн «Алмаз-Антей» (производитель зенитных ракетных систем С-400 «Триумф») и корпорация «Тактическое ракетное вооружение» (разработчик гиперзвуковых ракет «Циркон»). По сравнению с предыдущим годом позиции российского военно-промышленного комплекса (ВПК) в рейтинге упали. Так, «Алмаз-Антей» (выручка от реализации продукции военного назначения в размере 9,1916 миллиарда долларов, падение 5 процентов) опустился на 17-е место с 15-го, а «Тактическое ракетное…35 - Наука и техникаИван Дмитриенко
Атака с воздуха: какую опасность таит технология городского аэротакси
©Shutterstock / Fotodom В среду, 5 августа, состоялся первый рейс вертолетного такси в Новой Москве. Об организации подобных сервисов в городах мира говорят уже много лет, однако вертолеты для них не слишком подходят. В последние годы для аэротакси был создан новый тип аппаратов – дроны и конвертопланы на технологии eVTOL (вертикальный взлет и посадка на электрической тяге)….41 - Наука и техникаСергей Кокорин
Техпрачка
Под руководством Минпромторга и «Ростеха» Объединённая двигателестроительная корпорация «допиливает» советские разработки Похоже, что ответ на вопрос, для чего в 2007 году Денис Мантуров и Сергей Чемезов создали Государственную корпорацию «Ростех», вовсе не совпадает с тем, который обычно прилюдно ими декларируется. Официальный сайт «Ростеха» сообщает: «В основе решения о создании Госкорпорации лежало стремление поддержать промышленный комплекс…4.08.2020 9:48 83 - Наука и техникаvaslobas
Яндекс принудительно устанавливает неудаляемый «Яндекс.Телемост» в другие свои программы на компьютере пользователя
15 июня Яндекс запустил онлайн-сервис для организации видеозвонков под названием «Яндекс.Телемост». Новость на Хабре. Сегодня же многие пользователи обнаружили, что Яндекс.Телемост принудительно устанавливается при обновлении других приложений Яндекса, например, Яндекс.Диска. Удалить Яндекс.Телемост отдельно нельзя. Служба поддержки «Яндекса» в твиттере сообщила, что «по многочисленным просьбам трудящихся» новый сервис «Телемост» добавляют в другие приложения Яндекса. «Отдельно удалить “Телемост” пока нельзя, но…29.07.2020 9:07 48 - Наука и техникаВера Зелендинова
Цифровизация социума: от перфокарт Освенцима до мультимодальной биометрии
Фото: Shutterstock Страшилка о строительстве «цифрового концлагеря» становится всё более расхожей в том числе из-за того, что полным ходом идёт выстраивание систем цифрового регулирования жизни общества. Российские власти тоже взяли курс на внедрение цифровых технологий в социальную сферу. На июльской встрече с представителями IT-отрасли в Татарстане премьер-министр Михаил Мишустин рассказал о планах по поддержке цифровой сферы: налоговых…52 - Наука и техникаКанал «Центр Сулакшина»
Космос нам нужен? #Сулакшин #ВопросОтвет
…или мы уже никогда не догоним лидеров в космической технологической гонке? Отвечает проф. С.С.Сулакшин Фрагмент передачи #ПрограммаСулакшина Вопросы и ответы https://www.youtube.com/playlist?list… #ПрограммаСулакшина #СпастиРоссию #ПереустроитьРоссию #НравственноеГосударство #СулакшинПрав31 - Наука и техникаКирилл Савушкин
Японский пластик больше не будет плавать в море сотни лет
Flickr В Японии разработали революционный метод борьбы с загрязнением окружающей среды. Корпорация Mitsubishi Chemical представила миру инновационные пластиковые пакеты. Отличительной особенностью данных пакетов является тот факт, что они способны полностью разлагаться в морской воде. Материал, наощупь схожий с обычным полиэтиленом, создан на основе сахарного тростника. Как утверждает японское общественное телевидение, подобные пакеты полностью разлагаются в морской…56 - Наука и техникаnews.mail.ru
Чужие «хищники»: гигантские китайские моллюски захватили Волгу
Фото отсюда Беззубки диаметром 25 см губят рыб и лишают их кормовой базы. Двустворчатые моллюски родом из Китая захватили экосистему Нижней Волги. Беззубки диаметром до 25 см используют рыб для воспроизводства и распространения своих личинок (глохидий), прикрепляя их к жабрам и телу обитателей реки. Это приводит к асфиксии у молоди и ухудшению общего состояния взрослых рыб. Кроме того, «чужие» вытесняют местных беспозвоночных животных, приводя к изменению биологического разнообразия и сокращению кормовой…126 - Наука и техникаАндрей Васильев Русранд
Космический грабеж: как основатель Amazon обнуляет ценность российских двигателей
Первый двигатель BE-4, призванный заменить российские РД-180, поставлен заказчику. Американский United Launch Alliance — совместное предприятие Boeing и Lockheed Martin — получил его от компании Blue Origin. США давно заявляли о намерении избавиться от российской зависимости. Еще в 2018 году Blue Origin сообщила о первом успешном испытании BE-4. Для нас это означает одно: потерю источника дохода. Генеральный директор «Энергомаша» Игорь Арбузов заявлял, что более половины выручки…50 - Наука и техникаРусранд Федор Николаевич Юрчихин
Прошлым можно гордиться, но им нельзя жить
Разговор с летчиком-космонавтом, Героем России Федором Юрчихиным о ситуации в отечественной космической отрасли и о звездных перспективах — чужих и своих. — Федор Николаевич, полет Crew Dragon позволил Трампу заявить, что США отныне «номер один» в космосе. Вас это не шокировало? — Нисколько. Вне всякого сомнения, американцы — лидеры. У нас в последние годы принято было говорить, что они отстают от нас по пилотируемым программам, точнее, по средствам доставки экипажей на орбиту, но ведь…65 - Наука и техникаДальневосточный дестрой
Огромная заброшенная «тарелка» контрольно-измерительной системы «Сатурн-МС-ДРК»
Брошенная посреди полей площадка передающих антенн контрольно-измерительной системы управления пилотируемых космических аппаратов «Сатурн-МС-ДРК». При помощи этой системы осуществлялся контроль и управление пилотируемыми и непилотируемыми космическими аппаратами в различных космических программах, но со временем часть программ было свёрнуто, а оборудование на этой площадке устарело и её функции на себя взяли модернизированные собратья. Главной достопримечательностью на площадке…136 - Наука и техникаТатьяна Бескаравайная
Минобрнауки поддержало переход к новой системе критериев оценки научной деятельности
Фото: scientificrussia.ru Индекс цитирования и количество выигранных грантов не могут быть единственными критериями оценки эффективности деятельности ученых. Минобрнауки прислушалось к доводам научного сообщества. Минобрнауки планирует пересмотреть методологию оценки труда исследователей, коллективов, лабораторий, научных центров. Как сообщил на общем собрании Российской академии наук 23 июня министр науки и высшего образования Валерий Фальков, ведомство готово в перспективе обсуждать…41 - Наука и техникаНарЖур ТВ
Вопрос о изучении искусственного интеллекта
Вся литература по изучению машинного обучения и искусственного интеллекта на английском языке. Как могла сложится ситуация при которой русскоязычные люди не могут изучать одно из самых перспективных направлений в науке на своем родном языке? Подробности в видео: Выпуск от ◄16.06.2020► #ПрограммаСулакшина #ВопросыОтветыСулакшин — прямой эфир по вторникам в 20-00 МСК на канале #ЦентрСулакшина! Полная версия…59 - Наука и техникаkajaleksei
Нюансы технических неудач
Обратил внимание на один забавный момент (я уже как-то упоминал об этом в заметке «Без права на ошибку»), который редко принимают во внимание. Дело в том, что после разработки практически любого сложного изделия следует длительный и сложный цикл его «доводки» до состояния пригодного к практической эксплуатации и/или к боевому применению. Когда инженеры устраняют неочевидные недостатки и…97
Лента новостей
- Академик Тотолян опроверг миф о детях – разносчиках COVID-19
- Показатели заболеваемости менингококковой инфекцией в России превысили опасный порог
- Новости экономики. 23.10.2020
- В Южной Корее медики рекомендовали приостановить вакцинацию от гриппа — привитые начали умирать
- Волгоградцам запретили носить аналоги медицинских масок
- Израильский беспилотник уничтожил позицию ЗРК С-125
- Новости экономики. 22.10.2020
- Одобрившую изъятие денег из бюджета Норильска Матвиенко возмутили трущобы города
- Турция заявила о готовности отправить армию в Карабах
- Иран нанёс удары по Азербайджану из-за атаки беспилотника-камикадзе