США и страны НАТО ни при каких обстоятельствах не пойдут на подписание соглашений о гарантиях безопасности, предложенных Россией.
Вместо этого, Вашингтон предъявит встречные требования и претензии — и тогда переговорный процесс затянется на длительное время.
Об этом рассказал в интервью «Русской планете» заместитель директора Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ «Высшая школа экономики» Дмитрий Суслов.
Он также рассказал об условиях пересмотра США своих приоритетов и собственной безопасности, объяснил причины публикации Москвой документов и выбранное для этого время.
— МИД РФ опубликовал проекты договоров с США и НАТО о гарантиях безопасности. Вашингтон вроде как взял время подумать. Реально ли то, что они пойдут на это соглашение?
— Разумеется, нет. Они пойдут на переговоры, но не на само соглашение. Я думаю, что наиболее реалистичным сценарием является выдвижение России встречного списка требований и претензий со стороны Соединенных Штатов, вероятно также со стороны союзников Соединенных Штатов. Скорее всего, этот список будет значительно длиннее, чем список требований, которые предъявила Россия. Не исключено, что просто Россию обвинят во всех грехах, скажут, условно говоря, возвращайте Крым, прекращайте поддерживать Донбасс, восстанавливайте территориальную целостность Грузии, и предложат обсуждать в комплексе наши требования к ним и их требования к нам, в результате чего начнется трудный и словоблудный процесс, который займет очень длительное время. Тем самым Соединенные Штаты попытаются попросту замотать эти российские требования и спустить их на тормозах, утопив в бесконечных обсуждениях взаимных требований.
Одновременно Соединенные Штаты будут требовать от России деэскалации ситуации вокруг Украины и не будут менять свою политику в том виде, как это требует от нее Россия, то есть взаимодействие с Украиной, поддержка украинской политики в том числе по Минским соглашениям, а именно саботаж их выполнения, останется примерно тем же самым.
— Получается, что сейчас мы, а в ответ нам США предъявят заведомо невыполнимые требования. Зачем это все делается?
— Часть российских требований является вполне выполнимой, например, о невступлении в НАТО, о неразмещении ракет средней и меньшей дальности и существенной военной инфраструктуры в приграничных территориях, о прекращении военного сотрудничества с Украиной. Это вполне реальные выполнимые требования, но вряд ли они могут быть даны в виде юридически обязывающих соглашений, скорее можно говорить о как бы фактическом выполнении этих требований просто в виде изменения американской политики.
Почему изменение американской политики в соответствующих направлениях является выполнимой? Если Соединенные Штаты столкнутся с реальной угрозой своей собственной безопасности, с перспективой войны Россией — то произойдет переоценка их приоритетов и переоценка того, что допустимо и что недопустимо.
Эти требования невыполнимы только в контексте, что военное столкновение невозможно, что Россия сама не пойдет на резкую эскалацию военной напряженности, и что Россия поворчит-поворчит, но смирится с продолжением американской политики в нынешнем виде. В этом контексте, если мы принимаем за основу неизменность этого контекста и правильность этого предположения, эти требования невыполнимы. Но если предположить, что ценой за невыполнение этих требований может быть прямое военное столкновение между Россией и США, полномасштабная гонка вооружений и перспектива ядерной войны, думаю, что эти требования вполне будут выполнимы, как были выполнимы взаимные требования между Советским Союзом и Соединенными Штатами после Карибского кризиса и второго Берлинского кризиса, просто вопрос в иерархии и расстановке приоритетов. При этом даже необязательно доводить дело до условного нового Карибского кризиса, главное — обозначить Соединенным Штатам, что цена за отказ от выполнения российских требований — это может быть политическая цена, может быть военная цена — будет несопоставимо выше, нежели выгоды, которые Соединенные Штаты получают от продолжения политики, которая нарушает российские интересы. Все очень просто. Для этого России нужно будет проявить готовность пойти на серьезные шаги.
— Почему опубликовали ультиматум, как его многие называют, не по дипломатическим каналам, а таким образом?
— Россия и сама понимает, что эти проекты соглашений не могут быть реально подписаны и ратифицированы. В данном случае их невозможно обсуждать как реальные документы, как реальные проекты соглашений для подписания и ратификации. Россия требует официальных юридически обязывающих соглашений. Вы можете себе представить Сенат США в нынешней ситуации ратифицирующим подобное соглашение? Я не могу ни при каких обстоятельствах. Россия предложила подписать соглашение всем странам НАТО. Вы можете себе представить Польшу, Литву, Латвию, Эстонию подписывающими и ратифицирующими соответствующие соглашения? Это несерьезно просто.
Мне кажется, публикация соответствующих документов преследует цель просто четко обозначить российскую позицию без всяких двусмысленностей, спекуляций, в чем могут заключаться, в чем не могут заключаться российские «красные линии». Чтобы просто снять все возможные спекуляции и разночтения, Россия предельно четко заявила, опубликовала, в чем заключаются ее «красные линии», ее требования, ее жизненно важные интересы по безопасности. Дальше уже можно обсуждать конкретные шаги, которые Соединенные Штаты делать готовы и не готовы, и дальше уже нам нужно обсуждать, какие действия мы будем предпринимать в случае неготовности США эти шаги предпринимать.
— Почему именно сейчас это произошло? Как в свое время говорил глава МИД РФ Сергей Лавров, «достали»? Может быть, у нас появились козыри, о которых не все знают?
— Мне кажется, что произошло серьезное обострение ситуации вокруг Украины, потому что за последние несколько месяцев возросла интенсивность американо-украинского и натовско-украинского военного сотрудничества, и за последнее время изменилась тональность украинской внутренней дискуссии и позиции Украины в отношении Минских соглашений.
Если раньше Украина просто не выполняла Минские соглашения, то теперь Украина заявляет, что она их в принципе выполнять не будет, что принятие поправок в конституцию недопустимо, открытым текстом. И открытым текстом Украина стала требовать ревизии Минских соглашений и их переписывания. Конечно, внутриполитические факторы: Украина стала за последние месяцы гораздо более антироссийской, чем это было еще год назад. Я имею в виду закрытие телеканалов, принятие закона о коренных народах, обсуждение законопроекта о реинтеграции Донбасса, который прямо противоречит Минским соглашениям.
С другой стороны, Соединенные Штаты продемонстрировали, что для них главным противником является не Россия, а Китай, что именно на КНР они стремятся сосредоточить свое основное внимание, основные ресурсы, и в этом контексте они заинтересованы в стабилизации конфронтации с Россией, в недопущении ее дальнейшей эскалации.
При этом США не готовы менять свою политику по важным для России вопросам, в том числе отказываться от нарушения жизненно важных российских интересов. Ну и Россия обозначает, что она не готова сохранять ситуацию на нынешнем уровне, что для нее стабилизация конфронтации с Соединенными Штатами без уважения российских жизненно важных интересов недопустима. Если администрация Джо Байдена действительно хочет стабилизировать конфронтацию с Россией для того, чтобы со спокойной душой полномасштабно заняться сдерживанием Китая, не имея проблем на российском направлении, ей придется уважать жизненно важные интересы Москвы.
Самое последнее: администрация Байдена показала, что она готова совершать очень смелые и стратегически значимые шаги. Я имею в виду уход из Афганистана. Несмотря на большую внутриполитическую цену, несмотря на то, что это решение было непопулярным и откладывалось всеми предыдущими администрациями, мы видим, что администрация Байдена, которая приняла решение отказаться от того, что ею воспринимается в качестве периферийного и неважного, она пошла на это решение. Значит, администрация Байдена в принципе готова принимать стратегически важные решения. В данном случае Россия предлагает Соединенным Штатам тоже принять пускай болезненное и непопулярное, но стратегически важное решения ради реализации более важных американских интересов.