Социальное ли государство Российская Федерация, как об этом говорит власть?

Мысли Волка 25.09.2020 2:28 | Политика 73

В одном из комментариев, отвечая на вопрос о том, какой строй в РФ, пользователь Дзена с замашками кремлебота написал мне, что «в России давно строится капитализм, каковой процесс начал отнюдь не Путин. И новая, а не обнуленная, Конституция — конституция капиталистического социально ориентированного государства».

Вообще странно, что капитализм в РФ начал строить не Путин (хотя он 20 лет как его полным ходом строит, не останавливаясь ни на секунду). Получается, что Путин априори не поддерживает капитализм, раз не он начал его строить? Интересная версия. Ну и поправки к конституции, как водится, Путин протолкнул социалистические. Ага.

Но давайте рассмотрим их с позиций учёных Центра Сулакшина.

В частности, статью 7.

Она гласит:

1. Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Теперь комментарий к статье 7.

Объявление Российской Федерации социальным государством как цель, идеал, к достижению которого необходимо стремиться, совершенно справедливо закреплено в тексте Конституции РФ. Сам концепт «социальное государство» давно и не без успеха реализуется в экономически развитых и благополучных странах (ФРГ, Испания и другие государства).Однако реализация данного концепта и превращение его из благого пожелания в работающий механизм зависит прежде всего от содержательного наполнения понятия «социальное государство» и его дальнейшей развертки в последующих статьях Конституции РФ и федеральных законах.

Здесь скрывается серьезный недостаток Конституции РФ, где вместо нормы принципа, которая должна пронизывать все правовое поле государства и все отрасли законодательства, фиксируется норма-декларация, негодная к применению ни законодателем, ни судьями, ни правоприменителями. Сама формулировка «социальное государство, политика которого направлена на создание условий», максимально неконкретна, а следовательно, не порождает правовых последствий. То же замечание о неопределенности словосочетания можно отнести и к терминам «достойная жизнь» и «свободное развитие человека».

По международному праву и его отдельным положениям, включенным в российское правовое поле, вместо термина «достойная жизнь» в отношении каждого человека применяется термин «достаточный жизненный уровень для него и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и непрерывное улучшение условий жизни» (статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.), ратифицированного Указом Президиума ВС СССР от 18 сентября 1973 г. № 4812-VIII)15. Нормы Конституции РФ сформулированы без необходимой степени юридической определенности, позволяющей применять понятие «достойная жизнь» как норму прямого действия.

Кроме того, понятие «социальная справедливость» должно рассматриваться в совокупности как с частью второй комментируемой статьи, так и с иными статьями Конституции РФ, которые должны были бы содержать правовое наполнение этого понятия. Однако из содержания части второй статьи 7 Конституции РФ следует, что социальное государство — это прежде всего минимальный размер оплаты труда, Пакт вступил в силу для СССР с 3 января 1976 г. который в соответствии с установленным законодательством РФ размером никак не может быть условием достойной жизни; это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности (охрана труда в трудовом законодательстве) и социальная защита в виде государственной поддержки семьи,материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, иных гарантий социальной защиты.

Вместе с тем, сведение концепта социального государства до минимальной оплаты труда, охраны труда и социальной защиты дискредитирует саму идею построения государства, где жизненные условия каждого будут улучшаться при непосредственном участии самого человека и государства со взаимной ответственностью всех сторон процесса.Между тем, мировые тенденции таковы, что в рамках социальной политики для контроля со стороны общества объединяются все направления, способствующие достойной жизни человека. Так, все расходы на образование, обучение, занятость, социальные службы, здоровье, медицинское обеспечение, гарантированные выплаты, общественную безопасность, пособия ветеранам в расходных статьях федерального бюджета США реализуются в рамках специального раздела — «человеческие ресурсы» (human resources).

При этом в России, согласно перечню разделов и подразделов классификации расходов бюджетов, к социальной политике относятся только пенсионное обеспечение, социальное обслуживание населения, социальное обеспечение населения,охрана семьи и детства, прикладные научные исследования в области социальной политики, а также в неконкретизированной форме другие вопросы в области социальной политики.

Поэтому необходимы введение в конституционно-правовое поле понятия «человеческий потенциал» и его реализация прежде всего через Бюджетный кодекс РФ. В расходной части бюджета должен появиться раздел «гуманитарная политика», объединяющий все затраты на здравоохранение, образование, культуру и т. п., относящиеся к развитию человеческого потенциала, что, помимо всего прочего, позволит общественности контролировать состояние финансирования этих сфер.

Формулировки действующей Конституции РФ искусственно сужают рамки концепта, что не позволяет развиваться как государству в целом, так и важнейшему инструменту достижения социального государства — социальному законодательству. Необходимо, чтобы социальное государство рассматривалось не только и не столько как политика вспомоществования для бедных и слабых (социальная защита, пенсии, пособия), а имело принципиально широкое значение, включающее все необходимые компоненты для реализации цивилизационно-ценностных мотиваторов, которые делают человека человеком. Прежде всего это ценность человеческой жизни, любовь — семья — дети, нематериальные ценности, коллективизм, социальность.

Концепт социального государства существует в Конституции РФ с 1993 г. — уже 27 лет. И все это время положение с «достойной жизнью и свободным развитием человека» не только не улучшается, а стремительно движется в сторону снижения возможности реализации прав граждан на жилье, питание, образование и другие основные качественные условия существования. В результате самоустранения государства от регулирования вопросов доходов и оплаты труда сохраняется крайне низким уровень законодательно установленного размера оплаты труда, недопустимо высокой остается доля работников с оплатой труда ниже или на уровне прожиточного минимума.

Большое расслоение населения по доходам консервирует бедность и социальное неравенство, ведет к ухудшению качества жизни работающего и его семьи и потере его для общества как трудоспособного гражданина. При этом рост расслоения населения по доходам продолжается. Аналогичным образом складывается ситуация и в иных сферах социальной политики, которая не должна быть сведена только к социальной защите отдельных групп населения.

Фактически ни одна из сфер социальной политики за прошедшие с момента принятия Конституции РФ лет не развивалась в направлении движения к социальному государству.

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора