Через неделю рынок пассажирских перевозок в Москве и области может кардинально измениться: 14 августа заработает новая цифровая система мониторинга такси. Власти уверяют, что это делается ради безопасности пассажиров, а также самих водителей: система будет принудительно отключать от заказов уставших таксистов.
Сами же таксисты готовятся к тяжелым временам. По их мнению, комплексная информационная система «Аналитика работы такси» (сокращенно — КИС «АРТ») попросту оставит большинство водителей без работы, а цены на поездки взлетят до небес. «Это будет полный <непечатное словосочетание>», признались опрошенные «Русской Планеты» таксисты.
Как это будет работать
Все водители, сервисы такси и автопарки должны будут зарегистрироваться в системе. Каждый таксист получит уникальный ID. Зарегистрироваться не получится у нелегальных мигрантов, лиц моложе 23 лет или у кого недостаточный водительский стаж (менее 3 лет).
Каждый водитель будет иметь возможность работать в неделю максимум 40 часов, или 8 часов в день — собственно, как того и требует российское законодательство. При превышении лимита, система просто временно заблокирует водителя, и агрегаторы такси не смогут передавать ему заказ: база будет общей на всех агрегаторов.
Кроме того, водитель теперь будет обязан каждый день ехать и получать путевой лист, в котором должны стоять подписи врача о допуске на линию самого водителя и автомеханика — о допуске на линию автомобиля.
Чем недовольны таксисты?
Вообще, система должна была заработать еще 1 августа. Однако по настойчивым просьбам со стороны участников рынка, в частности, профсоюза «Таксист», ввод системы отложили на две недели.
С одной стороны, изменения кажутся не столь существенными. Тот же путевой лист и сейчас имеется в наличии у каждого таксиста. «У меня их дома столько, что можно комнату словно обоями оклеить», — признался в разговоре с «РП» водитель такси с большим стажем, житель Подмосковья (свое имя герой просил не публиковать). Сейчас такой лист — простая формальность: таксист просто покупает уже подписанные листы впрок, сам ставит нужную дату и спокойно едет работать. Теперь же он каждое утро обязан ехать в автопарк или в авторизованный центр, поскольку данные из путевых листов теперь надо будет заносить в систему.
Кроме того, водителей раздражает искусственное ограничение на работу не более 8 часов в сутки. «Если ты работаешь в таксопарке и машина не твоя, еще ладно. Но почти все ездят либо на арендованных, либо кредитных автомобилях», — продолжает рассказывать наш собеседник. «Каждый день я должен заплатить: за бензин, за аренду авто, за обслуживание машины, почти 30% с каждого заказа я отдаю агрегатору. Мы крутим баранку по 10-12 часов в день, если меньше — я буду работать в ноль, мне это будет невыгодно, я домой не принесу ничего, а у меня жена, ребенок, съемное жилье».
Водитель признался, что большинство его коллег по цеху просто найдут себе другую работу, если после ввода в строй системы будут возвращаться домой с пустыми карманами.
Другой водитель, уроженец Азербайджана, почти всю жизнь проживший в столице и заставший еще времена СССР, с горечью вспоминает перестроечные времена при разговоре с «Русской Планетой».
Все опрошенные «РП» водители столичных и подмосковных такси признались, что им, с одной стороны, хотелось бы работать как и все нормальные люди — без переработок, по 8 часов в день. Но агрегаторы им не работодатели, больничных не платят, вот и приходится работать сверхурочно. Водители сетуют, что с каждым годом их труд все больше обесценивается, а агрегатор в любой непонятной ситуации встает на сторону пассажира, в результате таксист может просто остаться без денег, просто потому что пассажир передумал ехать или по тем или иным причинам платить.
Что в итоге получится?
Впрочем, это уже не первый раз, когда рынку такси в столичном регионе предрекают коллапс, ужас-ужас и прочее. В новой системе не заинтересованы не только водители, но и агрегаторы — ведь им придется отдавать меньше заказов, а значит, выручка упадет. Для пассажиров новые правила скорее всего обернутся подорожанием и увеличением ожидания времени подачи машины. Правда, на сколько именно подорожают поездки, сказать пока не берется никто.
Кроме того, один из таксистов в анонимной беседе с «РП» поведал о слухе, якобы новая система будет передавать данные о заработке прямиком в налоговые органы. А это уже дело серьезное.
«Сейчас многие, работая в такси, прячутся. Официально не трудоустроен — не платишь алименты. Нет зарплатной карты — оттуда не спишется штраф или долг какой-нибудь. А теперь это станет невозможно. Значит, люди будут искать любые способы, как уйти в тень еще дальше. Бомбить или передавать заказы по телеграм-чатам, уже сейчас есть такие», — рассказал водитель.
Водители из Средней Азии, которые состоят в диаспорах, выкрутятся коллективно — например, будут регистрировать всех своих родственников, подходящих под требования, в системе, и после достижения лимита времени работы просто перезайдут другим аккаунтом и продолжат работать. На износ, не досыпая. Без выходных, отпусков и больничных.
Почему-то те, кто придумывает все эти хитрые системы, призванные якобы позаботиться о безопасности потребителей, не хотят просто подумать над тем, как обеспечить людей нормальной, понятной и надежной работой в рамках законодательства РФ.