Тринадцать ночей Йоля

simplici_us Общество 712

С новыми надеждами, добрыми, светлыми!

21-22 декабря (в 2016 — 21) самый короткий день в году, за которым следует самая длинная ночь. Именно с кануном зимнего солнцестояния совпадает начало большого кельтского праздника — Йоля. По традиции празднование длится тринадцать ночей. В древности верили, что в это время на землю сходят духи и божества, чтобы пообщаться с простыми смертными.

Существуют различные версии названия праздника. Одни исследователи уверяют, что слово «Йоль» (Yule) происходит от скандинавского «iul» и «hjol», или кельтского «hweol», что означает «колесо» — намек на круговорот в природе, смену времен года. Другие связывают праздник с одним из имен скандинавского бога Одина — Йольмир.

 Получается, что празднование Йоля более-менее совпадает и с Рождеством и со святочной неделей в христианстве. Впрочем, общеизвестно, что христианский календарь праздников в значительной части совмещается с языческими празднованиями. Более того, время рождения многих мифических героев и богов, таких как Эдип, Тезей, Геркулес, Персей, Язон, Аполлон, Митра (персидский бог солнца, которому поклонялись и в Риме), Осирис, совпадают по времени, в середине — конце декабря в Риме проходили Сатурналии – праздники Непобедимого Солнца (Sol Invictus). Рождение Короля Артура приходится примерно на то же время. В северном полушарии и в частности, в скандинавских странах, (в скандинавской традиции Йоль посвящен Фрейру и Фрее)

Йоль также праздновали задолго до прихода христианства. О праздновании Йоля, например, упоминания имеются (например, в истории Хакона Харекксона, саге об Эгиле, саге о Греттире), но не особо много сказано о том, как именно он праздновался. Упоминаются обильные возлияния и подарки (ничего не напоминает?). Говорится, что это один из крупнейших праздников. Если говорить о славянских праздниках — сразу вспоминаются святки, которые также праздновались с конца декабря до начала января с гаданиями, застольями, колядками и прочими не совсем христианскими атрибутами. Во многих языческих культурах считалось, что зимнее солнцестояние с самой длинной ночью и самым коротким днем году это день рождения молодого бога. (Вообще, что интересно — рожать женщины зачастую начинают как раз ночью — около полуночи, или в час — два ночи, а рождается ребенок уже утром или днем).

В древности тринадцать ночей, которые отсчитывали от самой длинной ночи в году, назывались «Ночи духов». Интересно, что их посвящали женским божествам — дисам, которые «отвечали» за родовспоможение и судьбу. Средневековые германцы верили, что в эту ночь рождается божество, которое они называли Солнечным.

Считалось, что в ночь накануне солнцестояния нельзя оставаться в одиночестве: ведь в эту ночь в гости к людям жалуют духи мертвых и существа из иного мира — тролли и эльфы. А они могли нести с собой как добро, так и зло.

В древности зажигали костер, который поддерживали в течение 13 ночей, а сейчас главным атрибутом праздника стало священное Йольское Полено.

Полено перевивается алыми и зелёными лентами. Алые ленты символизируют женское жизненное начало: пока женщина может оставить на белом снегу алые следы, всегда есть надежда на то, что она возродит жизнь. Зелёный цвет лент – символ торжества жизни. Священное полено зажигается первым и желетельно от кусочка прошлогоднего полена и в течении 12 дней  Полено Йоля должно быть сожжено  чтобы привлечь удачу.

Огонь от свечи или камина на Йоль может защитить дом от злых духов и призраков, и отвратить несчастье.

Это самая тёмная ночь года – и в то же время самое радостное волшебство свершается в эти минуты. Все дела спешно заканчиваются к наступлению сумерек. Дом прибран и украшен, праздничное угощение готово, йольское полено выбрано, разубрано как и полагается, и ждет искры нового огня. С наступлением сумерек начнется долгая Модранехт — Ночь Матери. Самая долгая и темная ночь в году, в которую Богиня-Мать выпускает из своего чрева на свет обновленное солнце. Это время, когда труды всего года закончены и представлены на суд богов. Прялка убрана зелеными ветками, в знак того, что сегодня не время для женской работы. Сегодня время подвести итоги в тишине и ожидании, вокруг последней свечи старого года, что светит под башенкой традиционного светильника, словно лучезарный младенец в чреве своей божественной матери.

 Позволю себе небольшое лирическое отступление и напомню финальную часть циклического мифа о боге и богине: на Самайн бог умирает и, открывая дверь между мирами, уходит в залы Арианрод, в чертоги мертвых. Богиня в дни Самайна делится на две ипостаси – молодая, плодородная ее часть идет за мужем в потусторонний мир, а на земле остается Мать Холодов — богиня-старуха, воплощение смерти и разрушения. В залах Арианрод «живая» часть богини соединяется со своим мужем, Королем Остролиста, и зачинает нового бога, будущего Короля Дуба. Это период безвременья, ожидания, это время перехода между закончившимся уже, по сути, старым солнечным годом и еще не начавшимся новым.

Заканчивается «Йоль» на «двенадцатую ночь» (собственно, тринадцатую, о чем свидетельствует даже ее древнеисландское наименование, Threttandi) — то есть, 6 января по христианскому летоисчислению (если считать от ночи христианского Рождества на 25 декабря), или же 1-2 января по древнегерманскому летоисчислению (если считать от 19 или 20 декабря).

Следующий день считался «днем судьбы» — все, что сказано и сделано до захода солнца, определяло все события наступившего года (откуда и повелось наше «как Новый год встретишь, так его и проведешь»). Считалось, что нет более верных знамений, чем те, что были явлены во время «Двенадцатой Ночи»; и самые сильные слова — те, что сказаны в эту ночь.

Солнце, ушедшее под лёд, утонувшее в омуте, достигло дна.

Все наши надежды, несбывшиеся мечты, все несчастья, — всё имеет предел. Есть Йольская ночь, самая долгая в году. Далее свет будет возвращаться. Смотрите в дно своих душ – золотой свет там в глубине. Жизнь и яркость, радость и надежда яснее всего в самый тёмный час. Нужно мужество и вера, чтобы признать темноту в Мире и темноту внутри себя. В Йольскую ночь зажигают огни очагов во всех землях. Но прежде чем зажечь священное пламя познай сущность темноты. В Йольскую ночь на некоторое время тушат все огни. Пока горят свечи, пока трещат дрова в камине, нам мнится, будто все, кто собрался на праздник у камелька в безопасности: свет и тепло даёт нам огонь. Но потушим свечи. Пусть прогорит очаг. Что греет нас сильнее всего? Что даёт нам силу и гонит страхи прочь? Тепло и свет. Тепло рук, которые сомкнутся в волшебный круг Йольской ночью . Свет сердец и улыбок озарит темноту. Йольской ночью мы всегда с теми, кто нам близок, мы светим им в темноте. Нет тьмы кроме отчаяния. Во тьме Йольских ночей Старшие ковенов рассказывают кругу сказки и истории. Легенды своих традиций слагают и заново перепевают, чтобы те, кто сейчас в слушателях, потом так же будет собирать круг, рассказывать сказки и зажигать огонь в очаге. Родные души и память Рода – вот священный огонь, от которого в Йольскую ночь Жрецы и Жрицы разожгут первое пламя.

Древние славяне также отмечали дни солнцестояния и равноденствия.

 Коляда — дохристианский славянский праздник 21 (22) декабря, связанный с зимним солнцестоянием и новым годом, позднее вытесненный или слившийся с Рождеством и Святками (Ср. лит. Kalėdos — Рождество)

.Неотъемлемыми атрибутами праздника являлись подарки, переодевания (ряжение с использованием шкур, масок и рогов).

Когда-то Коляду воспринимали не как ряженого. Коляда была божеством, причем одним из влиятельных. Коляду кликали, зазывали. Коляде посвящали предновогодние дни, в его честь устраивались игрища, учиняемые впоследствии на Святках. Последний патриарший запрет на поклонение Коляде был издан 24 декабря 1684 года. Коляда признавался славянами за божество веселья, потому-то его и призывали, кликали в новогодние празднества веселые ватаги молодежи.

Накануне Нового года дети собирались колядовать под окнами богатых крестьян, величали хозяина в песнях, твердили имя Коляды и просили денег. Святошные игрища и гадания — остатки этого праздника древних. Обряды сохранились в народе и в последнее время становятся все более популярными.

Как праздновали?

Понятное дело, что от места к месту были свои тонкости, но, также понятно, что везде эти тонкости нанизывались на общий костяк.

Украшение дома

Поскольку Зимнее Солнцестояние – праздник и смерти и возрождения, дом украшали зелёными ветками вечнозелёных растений. Где поюжнее выбор был больше, где посевернее – соответственно.

Йольское дерево

Да, она родная. Та самая ёлка. Правда изначально её всё-таки наряжали прямо в лесу, там же рядом и справляли кое-какие обряды (какие – сейчас во всех деталях уже не восстановить, увы). Впрочем, про историю новогодней ёлки – отдельный большой разговор.

Огонь

Что за праздник, если пол деревни не сгорело? Шутка. Одним из главных персонажей праздника было знаменитое йольское полено, которое, по версии популяризаторов, жгли в печи (очаге) все 12 ночей, а то что от него осталось… Ага. Вы сами-то печь хоть раз топили? Одним поленом да 12 ночей? Думаю IRL наши западные соседи практиковали ту же Балду что и славяне: разжигали костёр, клали в него большое бревно (именуемое Балда), а когда оно разгоралось катили его вокруг деревни. Если гасло – дурной знак. А ты попробуй прокати одиночное полено по снегу, чтобы не погасло в первые пару метров… потому его поливали всю дорогу маслом и вдавались во всякие прочие хитрости.

Помните детские стихи? «Гори-гори ясно, чтобы не погасло, пусть в полях пшеница густо колосится…» или «Ты гори, костер, гори, смолы вешние вари, ты гори до неба, будет больше хлеба». Но это преимущественно у восточных славян. К примеру у сербов бадняк – персонификация старого, прошлогоднего солнца, которое сжигают, чтобы ему на смену пришел Божич – молодой солнечный бог.

На Руси на Зимний Солнцеворот жгли и спускали с горок «солнечные колеса» (тележные колеса, обмазанные смолой и подожженные), напутствуя их привести весну, лепили снежную бабу и разрушали ее снежками, устраивали кулачные бои и многие другие игры.

Брали в дом вишневые веточки из сада, и ставили в воду – по тому, как быстро появятся листочки, гадали об урожае вишен.

Кормили кур гречихой из правого рукава, чтобы раньше начинали нестись.

Пир

Обязательно: печёная свинина, кутья, пироги. На каравае, перед тем как поставить его в печь, чертили деревянной лопаткой крест. Только что-то мне думается что до крещения это был не крест, а коловрат (свастика), не зря же сам праздник так называется. Ну и всё остальное, главное побольше. Пиво, медовуха, кто по богаче – вина заморские – это, как положено, без счёту.

Понаевшись и понапившись шли гулять, но стол до утра не убирали, дабы умершие предки могли за ним потрапезничать.

Йоль вообще празднуется весело и шумно, чем сильнее общее веселье, чем ярче и выше огонь ритуального костра, чем больше гомона – тем больше вероятность, что празднующие люди помогут отогнать все зло, которое может помешать рождению молодого Бога. Очень важно в эту ночь дождаться рассвета (уж особенно, если ночь была звездной, а утро – ясным) и поприветствовать новорожденное Солнце.

В то время, когда рождается новое, в Модранехт, все узлы должны быть развязаны, все путы сняты. Помните об этом, отмечая Йоль – те, кто празднует, должны быть легки и свободны от привязок и фиксаций, копившихся целый год. Для того, чтобы избавиться от них – есть время между Самайном и Йолем, а божественная Старуха поможет своим серпом.

Пусть Зимнее Солнцестояние с этим поворотом колеса года принесёт вам любовь, мир (в душе и вокруг), счастье, и удачу в наступающем году! Счастливых праздников, будьте благословенны!

по информации из открытых источников интернета

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора