По задумке чиновников из Минпросвета и Рособрнадзора, проведение ВПР для 4—8-х классов в середине сентября – настоящее благо для учителей и школьников. Спасительные проверочные работы должны показать пробелы в знаниях учащихся после вынужденной дистанционки и помочь восполнить их в кратчайшие сроки.
Однако эти благие намерения совершенно не радуют родителей и педагогов. В интернете активно набирает голоса петиция профсоюза «Учитель» против проведения ВПР в начале учебного года. По мнению авторов обращения, «это мероприятие нанесет серьезный ущерб психическому здоровью школьников и вынудит учителей тратить бесценное время очного обучения на бессмысленное тестирование».
«Из-за ВПР из учебного процесса выпадает 3-4 плановых урока (минимальная подготовка и непосредственно тестирование). Очные уроки в начале этого учебного года будут как никогда важны: детям нужно изучить пропущенные в апреле-мае темы, адаптироваться к учебе после каникул. Нельзя исключить повторного введения дистанционного обучения в связи с эпидемией. И при этом такие ценные очные часы обучения будут потрачены на Всероссийские проверочные работы», — говорится в обращении.
При этом авторы петиции обращают внимание еще на тот факт, что педагоги тратят от 7 до 13 часов на подготовку и проверку ВПР в своих классах и составление отчетов по ним, но эту дополнительную работу им никто не оплачивает. А родители в свою очередь вынуждены отстегивать из своего кармана по 300-500 рублей на специальные сборники для подготовки к проверочным.
По сути, Всероссийские проверочные работы являются добровольными, решение об их проведении принимает каждая отдельная школа. Однако, как показывает практика, многие учебные заведения вносят в расписание ВПР без учета мнения педагогов и родителей.
— На мой взгляд, смысла в проведении ВПР в сентябре нет, похоже, наши чиновники просто не очень хорошо представляют себе, что такое начало учебного года и образовательный процесс как таковой, — считает учитель русского и литературы Наталья Смирнова. — В начале сентября даже после обычного лета возникает ощущение, что у доброй половины класса в голове вместо знаний – чистый лист.
Школьники плохо усваивают информацию, отвлекаются, где-то 2-3 недели уходит только на то, чтобы вернуть их с небес на землю. В этом году мы столкнемся с ребятами, которые почти полгода не были на обычных уроках. Сколько времени понадобится, чтобы дети влились в рабочую струю, сказать сложно. Не исключаю, что на это уйдет до двух месяцев.
Неминуемо у ряда ребят начнутся и психологические проблемы, они не будут хотеть учиться, то, что раньше давалось легко, покажется трудным. Любые контрольные и проверочные могут только усугубить это состояние, даже если не ставить оценок, ребята же понимают, хорошо они написали или плохо. К тому же результат тестов будет абсолютно неинформативен, результаты могут оказаться не очень хорошими не только из-за дистанционного обучения, но также из-за того, что дети еще не адаптировались к учебе.
Для учителей ВПР тоже большой стресс. Если у твоего класса низкие результаты, то администрация школы точно по головке не погладит. Так что учителя будут неминуемо пытаться натаскать детей на задания, вместо того, чтобы вести нормальные уроки и восполнять пробелы, возникшие на дистанционке. Лично я очень надеюсь, что руководители учебных заведений примут здравое решение и откажутся от проведения Всероссийских проверочных работ в сентябре.