Усть-Луга: стратегический российский порт уплывает на Маршалловы острова?

Иван Петровский 30.12.2018 17:49 | Политика 38

Судя по данным Госреестра, доли хозяев организации-кредитора банкротящегося ОАО «Транспортно-логистический комплекс», владеющего комплексом «Юг-2» в порту Усть-Луга, оказались  в залоге у офшорных компаний США.

В середине декабря РБК сообщило: известный петербургский предприниматель Илья Трабер стал основным совладельцем ООО «Новые коммунальные технологии» (НКТ) — залогового кредитора ОАО «Транспортно-логистический комплекс» (ТЛК), владеющего комплексом «Юг-2» в порту Усть-Луга. По данным СПАРК, у Ильи Трабера теперь 45% в ООО «Новые коммунальные технологии». Ранее этим пакетом владела кипрская «Доломана Холдинг Лимитед». Доли остальных совладельцев не изменились. Так, у Ольги Брагиной осталось 25% акций, у Рамиса Дебердеева — 7,5%, у юристов Сергея Пупко, Артема Бегуна и у Андрея Даниленко, которого СМИ называют партнером Трабера — также по 7,5%.

Однако то, что основным владельцем НКТ стал российский бизнесмен, а не кипрская контора, не повлекло за собой никаких принципиальных изменений. Доли владельцев НКТ теперь находится в залоге у оффшорной компании «Мэйпл Вудленд Лимитед», зарегистрированной на Маршалловых островах, ассоциированных с США. Бизнесмен Трабер, судя по всему, не спешит переводить актив под российскую юрисдикцию, а надзорные органы, кажется, не замечают, что один из крупнейших портовых активов страны уводят у них из-под носа.

Напомним, что запутанная история с банкротством и аукционом вокруг имущества ОАО ТЛК развернулась осенью этого года. Имущественный комплекс ТЛК в Усть-Луге предназначен для строительства портовых объектов, перевалки и размещения грузов на территории МПК «Юг-2». И он способен генерировать многомиллиардный доход ежегодно. Этот терминал – а вдобавок к нему права на аренду земли у Росморречфлота, Комитета по управлению имуществом Кингисеппского района Ленобласти, а также комитета по природным ресурсам Ленобласти – и пытаются реализовать на «торгах». Сам же ТЛК, в 2017-ом был признан банкротом и принадлежал до недавнего времени, как писали СМИ – Валерию Израйлиту. В ноябре 2018 года стало известно, что 76,55% акций ТЛК консолидировало АО «Холдинговая компания «Новотранс».

Земельные участки в порту Усть-Луга общей площадью почти 200 га, многопрофильный перегрузочный комплекс «Юг-2» с инженерной инфраструктурой с железнодорожными путями протяженностью 3,3 км и автодорогой 7,4 км, а также оборудованием, административными зданиями стоят чуть больше 10 млрд руб. На сентябрьских торгах актив вызвал шквальный интерес инвесторов. Среди прочих были и АО Холдинговая компания «Новотранс», кипрская компания ACG Finance Limited, а также частное лицо –Мария Кудинова и другие. Потенциальные участники аукциона не смогли получить доступ к документам, которые бы раскрывали обременения ТЛК. Они связаны с договорами аренды и субаренды, которые заключил конкурсный управляющий ТЛК Андрей Мариничев с НКТ. По информации издания «Коммерсант» ещё в начале 2018-го года НКТ выкупили через цепочку посредников долги ТЛК у Сбербанка размером в 5,2 млрд руб. Таким образом НКТ получил статус залогового кредитора и потребовал дополнительные проценты за пользование заёмными средствами, с неустойкой, из-за чего долги ТЛК выросли в 2 раза, а сумма кредитов поднялась до 10 млрд руб, отмечал КоммерсантЪ.

Вдобавок нет вообще никакой информации по субаренде земельных участков, условиях, суммах и т.д. Ни участникам дела о банкротстве ТЛК, ни сторонним лицам, ни потенциальным участникам торгов неизвестны подробности этих соглашений. Потенциальные покупатели подали жалобы в УФАС, в которых заявили о грубых нарушениях организаторами торгов обязательных процедур. Продажа имущества ТЛК идет с весны 2018-го, но раз за разом торги отменялись – якобы не было желающих купить активы.

Согласно жалобам, в УФАС произошло это из-за того, что организатор торгов по продаже имущества в Усть-Луге ООО «Спутник» не предоставил потенциальным участникам необходимые данные и документы.

По данным источников, знакомых с ситуацией, на счета ТЛК осенью уже могли начать поступать средства от НКТ за оставление имущества залоговому кредитору. И это в нарушение закона и вопреки предписанию УФАС. Затем «Спутник» всё же признал торги несостоявшимися, а это значит, что процедура банкротства как бы соблюдена и можно по формальным основаниям передавать ТЛК залоговому кредитору.

В цепочке договоров с потребителями услуг МПК Юг-2 появился новый посредник – НКТ. Теперь денежный поток по пути от потребителя до кредитора – ТЛК – размоется и осядет на счетах НКТ вместо погашения задолженностей перед государством и нормализации работы МПК Юг-2, считают эксперты. Заметим, что ТЛК – один из акционеров АО «МТП Усть-Луга». АО «МТП Усть-Луга», в свою очередь, осуществляет перевалку грузов, используя имущество, полученное через посредника – НКТ — в аренду от ТЛК за бесценок в рамках необоснованно подписанных договоров аренды и субаренды. То есть, от сдачи в аренду имущества у ТЛК дохода нет – все оседает в НКТ. Сейчас и у АО «МТП Усть-Луга» не будет нормального денежного потока от договоров на оказание услуг перевалки – деньги будут оседать в НКТ. Таким образом, ТЛК, как акционер, и государство не дождутся своих долей и не смогут погасить кредиторскую задолженность, сохранив статус предприятия-банкрота. Более того, НКТ, используя подконтрольных директоров АО «МТП Усть-Луга», специально создаёт такие условия, в которых работа операторской компании становится невозможной, с целью понуждения грузоотправителей передать свои договоры недобросовестному кредитору: так с АО «МТП Усть-Луга» был уволен весь персонал, после чего руководитель компании сам направил в контролирующие органы письма о добровольном отзыве собственных лицензий – действие, немыслимое с точки зрения нормальной работы предприятия.

От потенциальных участников торгов в петербургское УФАС снова поступили жалобы, которые забрал на рассмотрение центральный аппарат антимонопольщиков в Москве. Удивительно, но в ФАС России, которая и должна стоять на страже государства, признали жалобы «необоснованными». Очевидно, что несостоявшиеся участники торгов и новые российские акционеры ТЛК будут обжаловать это решение, сообщает «Фонтанка.ру».

Несмотря на то, что 23% акций ТЛК находятся под контролем двух государственных собственников, на то, что акционеры ТЛК обращались с заявлениями в Генпрокуратуру и другие госорганы с просьбой разобраться в ситуации с неправомерными действиями организаторов торгов имуществом ТЛК, никаких движений с их стороны в этом направлении не наблюдается. Поражает, что госорганы, невзирая на поручение президента об увеличении экспортного потенциала страны, не предпринимают абсолютно никаких действий. Может быть, их не так уж сильно и волнует, что стратегический портовый актив под Санкт-Петербургом уходит под юрисдикцию США?, задается вопросом издание Регнум.

Вопрос, конечно, риторический. На фоне американских санкций и угроз «прибавить обороты» в экономической войне против России.

Сейчас на главной
Статьи по теме
Видеорепортаж
loading videos
Loading Videos...

Популярное за неделю

Популярное за месяц