В чём я не согласен с Лениным?

Русранд Степан Степанович Сулакшин Политика 105

ВОПРОС: В чём Вы не согласны, если несогласны, с Лениным и изменилась ли психология общества за 100 лет?

С.С.СУЛАКШИН: Психология фундаментальное свойство и характеристика человека как совокупности двух начал, а именно, биологического и оразумленного, мотивированного не биологическими потребностями. Соотношение этих двух начал в каком-то своём ядре неизменно с того момента, когда человек стал человеком. Иногда люди обреченно говорят: «сколько было зла в человеке 10 тысяч лет назад, столько его и сейчас осталось, ничего не меняется, никакого прогресса нет, всё обязательно закончится Апокалипсисом!». Однако, если в Карфагене приносили жертвы, бросая своих младенцев-первенцев в костер, то сейчас такое уже не происходит.

Я не вижу подтверждения апокалиптическим взглядам. Апокалипсис как концепция дан человеческому сознанию как тревога и предупреждение, но не как абсолютный прогноз. Ядро психологии, суть и природа человека, не меняются как любой закон природы, а вот его поведенческие привычки, стереотипы поведения, избранные и культивируемые ценности — мотиваторы поведения — меняются. Идет эволюция.

Мы уже не раз рассказывали о нашей теории количественного цивилизационогенеза, макроэволюции человечества. Если коротко, то эволюция идёт, идёт к свету, к высокому, к очеловечиванию. Флуктуации и отклонения конечно есть, путинизм в нашей стране наглядный пример такого мрачного отклонения, но, к сожалению, не единственный. Всем памятен фашизм, да и сегодня примеры этого типа встретить можно.

В чём я не согласен с Лениным? Достаточно во многом, как и с Марксом. У нас ведь преимущество — мы знаем об истории на 100–150 лет более длинной, значит знаем больше. Наша новая идея, несогласие, например, с тем, что без гражданской войны, без столкновения классов (в их терминологии) эксплуататоров и эксплуатируемых, из подобной системы жизни к справедливой и оптимальной выйти нельзя. По моей теории можно, я способен это доказать и я это доказывал на научных площадках, в том числе, с радикальными левыми, для которых Ленин и Маркс — это иконы, на которые они молятся.

Я несогласен с ними в отношении к России и русскому народу, несогласен в отношение миссии и эволюции государства. Считаю ошибочным философское представление Ленина о материи.

Это теоретические несогласия, и у меня, конечно, есть преимущество, поскольку Ленин ушёл и очной полемики быть не может. Но, знаете, иногда шахматисты играют с самими собой. Если играют по- честному, то выбирают самые сильные ходы и за белых, и за черных. Так вот, если ученый честный, он в полемике со своим оппонентом, даже заочной, по-честному тоже выбирает самые сильные ходы и за оппонента. Я такой методикой пользуюсь и поэтому в своих позициях уверен. Во всяком случае, настолько, чтобы отвечать перед вами, людьми, которые моим мнением интересуются.

Степан Сулакшин


Автор Степан Степанович Сулакшин — д.полит.н., д.физ.-мат.н., профессор, гендиректор Центра научной политической мысли и идеологии.

Из передачи #ПрограммаСулакшина Вопросы и ответы.

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора