Заочное питание

Русранд Образование 68

Моя знакомая, профессор ведущего московского вуза, прислала информациюо новых успехах в деградации образования. Всё происходит, как и полагается, под маркой совершенствования, модернизации, инновации, цифровизации и прочих модных примочек. В Дальневосточном Федеральном Университете теперь студенты инженерных специальностей вместо лекций местных профессоров смотрят видео столичных специалистов. Онлайн курсы можно созерцать в полном смысле, не слезая с дивана.

Что это означает?

Означает то, что постепенно всё большую часть студентов переводят в режим заочников. А про них один мой преподаватель говорил: заочное образование — это всё равно, что заочное питание.

Собственно, при советской власти от заочников никто особых теоретических знаний и не ждал: они были сильны кровной связью с производством, а «корочки» им требовались, чтобы их можно было назначить, например, мастером, начальником участка или даже цеха. Здесь был заложен определённый симулякр, но теперь, вне связи с производством, это просто игра. Вроде как девочки играют «в школу».

Интересное сказала Министр просвещения О.Васильева: онлайн-курсы необходимы прежде всего региональным вузам, где нет профильных педагогов. Если где-то нет профильных педагогов, то чем, позвольте полюбопытствовать, вуз отличается от ЖЭКа, где организовали кружок по интересам? Он и не отличается, всё больше дрейфуя в сторону отстойника для бездельной молодёжи.

Так что же, видео-лекции — абсолютное зло?

Выкладывать лекции — хорошее дело. Когда-то было такое явление как публичные лекции: сама хаживала на них в Политехнический музей. Теперь они пришли к нам на дом. Сегодня я часто слушаю такие лекции — когда готовлю обед, например. Да и вообще зрение надо поберечь. Или в дороге (лучше не за рулём). Но это не профессиональная подготовка, а просто популяризация знаний!

Разные предметы по-разному «ложатся» в видеоформат: одно дело история, другое — математика-физика или инженерное дело. Хотя, конечно, университетское изучение истории — это не просто слушание историй, в разной степени занятных. Сколь я представляю себе, для профессионального овладения историей как раз очень нужен педагог: именно он способен научить оценивать источники, мыслить и рассуждать, как историк. Ещё лучше — как исторический деятель. А этому по видео не научишься.

Опытные люди знают: подлинное обучение происходит не на лекции, а на семинаре, на практическом занятии. Между прочим, это отлично понимают в холодном мире чистогана — в бизнесе. Услуги по корпоративному обучению различаются в цене: самое дешёвое — лекции, дороже — семинар, особенно дорого — бизнес тренинг. Я в своей компании никогда не нанимаю лекторов, а вот тренеров — часто. Дорого, но оно того стоит. Вообще, самое поучительное и образовывающее дело — это общение с профессионалом, с подлинным практиком той профессии, которой обучается школяр. Особенно полезна совместная работа с учителем. В любом деле имеется громадное количество разных неформализованных, не описанных ни в каких учебниках приёмов, порой не до конца осознанных самими профессионалами. Владение ими отличает хорошего специалиста от посредственного. Этим же самым — не содержанием, а скорее стилем и широтой мышления — отличается человек с подлинно высшим образованием от техника, овладевшего «компетенциями», попросту говоря — техническими навыками.

Поэтому совершенно необходимо обильное, вольное общение студентов с преподавателями. Хотя бы со своим научным руководителем. Наверное, в общеобразовательных предметах (математика, или общее языкознание, или теория государства и права) это имеет несколько меньшее значение, но всё равно это важно. Преподаватели, конечно, должны быть на высоте стоящих задач и иметь время для такого общения.

Если станут ещё и семинары проводить в режиме телеконференции, тогда вовсе пиши пропало. С высшим образованием можно будет проститься.

Вся эта возня происходит не от наивности, а, похоже, составляет часть некого плана. Ректор ВШЭ Я.Кузьминов сообщил, что организованная правительством межведомственная рабочая группа обсуждает создание трёх типов аккредитации — «базовой», «продвинутой» и «ведущей». Базовая как раз будет учить он-лайн и выпускать только бакалавров. То есть будут официально вузы разных сортов. В том числе официально третьесортные. Чтоб все дети где-то сидели, не бузя и не претендуя на пособие по безработице, а потом получили дипломы государственного образца. Американцы рассказывали мне, что в США так именно и происходит: несколько настоящих вузов, остальные — просто так. Но у них страна богатая, они могут себе позволить такую растрату человеко-часов.

А нам надо осознать свои потребности. Чем болтаться в третьесортном институте, лучше закончить первосортное ПТУ или техникум. Впрочем, что значит «лучше»? Лучше с позиции развития страны. А с точки зрения деградации и закрепления её в роли сырьевого придатка — гораздо лучше иметь толпы онлайн выпускников вузов-симулякров.

Татьяна Воеводина

Источник


Автор Татьяна Владимировна Воеводина — предприниматель, сельхозпроизводитель, публицист и блогер.

Фото: Так выглядит видеолекция по высшей математике.

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора