Александр Росляков. Они сражались за Сталина. И бард Вертинский бил его врагов!

Дмитрий Евстафьев Общество 57

 

На фоне более или менее ретивых политических баталий – то о Навальном, то о «Матильде», то о московских выборах и реновации – одна тема мощно затмевает все прочие уже который год. А именно: о личности и роли Сталина в родной истории.

Эту тему наша власть пыталась и замалчивать, и поворачивать, как дышло, в свою сторону: мол «Путин – наш новый Сталин», – и затаптывать ногами всяких ТВ-дряней вроде Сванидзе и Млечина. Но ничего не вышло. Сталин не забывается, а лишь все чаще вспоминается; не ложится под Путина – и, как наждак, стирает тонкие подошвы топчущих его выкрестов, дружно продавших в 1991-м «и совесть, и шпагу свою».

И всем понятно, отчего такой великий ренессанс вождя, объявленного подонками текущего режима чуть не зверем Апокалипсиса с числом 666 во лбу. При нынешнем режиме, загоняющим в гроб все большее число так называемых простых людей – сталинская власть, при которой эти простые люди только множились, воспринимается со все большим восхищением.

Война – войной, террор среди верхов – террором, чистки – чистками, а обед, говоря образно, народ имел при Сталине по расписанию. Как и сниженье цен на все 1 апреля каждого года по постановлению СНК СССР от1937 г. – естественно, за вычетом страшных лет войны, в которую однако большинство кожей знало, за что воевало.

И вот уже под давлением неоспоримой исторической доказухи даже самые ярые борцы против «уссатого вождя» сдают свои позиции. И вместо давешнего «Сталин – упырь и маньяк хуже Гитлера, который злостно истреблял свою страну, командуя в войну по глобусу» – выдают уже несколько другой табак. Де, в историческом разрезе, объективно, Сталин, конечно, поднял экономику СССР и выиграл войну. И даже каким-то ненаучным образом задал стране демографический подъем – поскольку по науке жертвы войны и репрессий должны были сократить население в разы… Но в личном плане был тираном и злодеем – и потому хвалить его за все то «объективное» никак нельзя.

Понятно, что все это словоблудие льет свою воду на мельницу текущих власть имущих – чьи субъективные намерения в духе высших евроценностей выше всех похвал, но объективные итоги – из рук вон.

Но и тут – полное вранье. Сталин, принявший на свою большую грудь жесточайшие последствия раскола царской империи на тысячи взаимоненавистных атомов, дальнейшую гражданскую и политическую войну – в душе остался Человеком. Именно в том смысле, в котором говорил о своем отце принц датский Гамлет: «Он человек был – человек во всем; ему подобных мне уже не встретить!»

Сегодня всплыли из архивов многие свидетельства того, как Сталин заботился о трудоустройстве крамольного Булгакова; как вслушивался в дерзкие советы будущего нобелевца Капицы; как пестовал юного Шостаковича; как вытащил из тюрьмы Туполева…

Есть потрясающие документы его общения с великой пианисткой Марией Юдиной, помешавшейся на православии и создавшей свою тайную секту. Сталин, восхищенный ее игрой и узнавший, что она бедствует, отдавая все свои доходы ее приходу, выгреб из своего стола какую-то часть его гонораров за статьи в «Правде» – и отправил ей с курьером. Она в ответ написала такое, что не посмел бы сегодня вякнуть царю страны никакой самый отчаянный смельчак: мол молю Бога за Ваши страшные грехи – и т.п. Сталин ответил тем, что попросил побольше записать пластинок этой «гениальной сумасшедшей»…

Вот еще история, которая абсолютно выбивается из русла тех убогих историков, что пытаются ваять нелепую картину «объективных заслуг Сталина» при его «субъективной отвратительности». 

В 1943 году в СССР вернулся из эмиграции русский артист-эмигрант Александр Вертинский. Помотавшись сполна по всему миру, пожив в Германии, Франции, Штатах и Китае, он с середины тридцатых годов пытался получить советское гражданство, но получал стойкий отказ. И вот вдруг – положительный ответ. В судьбу, казалось бы, не очень интересного совдепии кабацкого певца вмешался Сталин.

Вертинскому на момент возвращения на Родину – 54 года. За рубежом он никаких капиталов не нажил, все его коммерческие проекты прогорали. Песни на русском постепенно теряли популярность среди эмигрантов – по мере того, как они вписывались в Запад или просто умирали. Свой у Вертинского был только фрак, да и тот не вылазил из ломбарда. А еще у него – молодая жена, дочки, теща…

Советская власть подарила певцу большую московскую квартиру, он стал сниматься в кино и за одну роль даже получил Сталинскую премию. Вместо кабаков, где Вертинский пел долгие годы в эмиграции, он получил гастроли по лучшим концертным залам нашей огромной страны. Всего он дал в СССР больше трех тысяч концертов.

Его молодая жена поступила в институт, обе дочери не стали певичками в барах, чего он так боялся, а сделали блистательные актерские карьеры. Роль Анастасии Вертинской в «Человеке-амфибии» (1961 г.) стала звездной, и мы уже больше полувека ей любуемся. На гастрольные доходы экс-эмигрант построил роскошный загородный дом, где и дожил всласть свой век. Умер он в 1957 году – и как герой Отечества был похоронен на Новодевичьем кладбище.

И источник всего этого – в одном-единственном: величайшем внимании «тирана и злодея» Сталина ко всему мало-мальски значительному на нашем культурном небосклоне. Кто и как доставил Сталину записи Вертинского с их достаточно пошловатым кабацким налетом, неизвестно. Но якобы главкому, который день и ночь «командовал по глобусу» – и при этом еще находил время на «культчасть», понравилась песня Вертинского «В синем и далеком океане». И этот уникум глобального мышления счел, что и из эмигрантского ошметка, потянувшегося в трудный час на Родину, можно сделать полезного стране культурного дельца. И сделал его!

Ответная благодарность артиста, превращенного волей неравнодушного тирана из кабацкого в народного, не знала границ. И хоть сегодняшние сервильные историки нагородили кучу ереси про то, что на исходе жизни Вертинский якобы на чем свет проклинал Сталина, ни одной документальной строчки на сей счет не сохранилось. Зато осталось дивное признание в любви к Сталину этого умудренного жизнью барда, исколесившего весь свет – и обретшего в конце концов счастливое пристанище в СССР:

Чуть седой, как серебряный тополь,

Он стоит, принимая парад.

Сколько стоил ему Севастополь!

Сколько стоил ему Сталинград!

 

И в слепые морозные ночи,

Когда фронт заметала пурга,

Его ясные, яркие очи

До конца разглядели врага.

 

В эти черные, тяжкие годы

Вся надежда была на него.

Из какой сверхмогучей породы

Создавала природа его?

 

Побеждая в военной науке,

Вражьей кровью окрасив снега,

Он в народа могучие руки

Обнаглевшего принял врага.

 

И когда подходили вандалы

К нашей древней столице отцов,

Где нашел он таких генералов

И таких легендарных бойцов?

 

Он взрастил их. Над их воспитаньем

Много думал он ночи и дни.

О, к каким грозовым испытаньям

Подготовлены были они!

 

И в боях за Отчизну суровых

Шли бесстрашно на смерть за него,

За его справедливое слово,

За великую правду его.

 

Как высоко вознес он державу,

Вождь советских народов-друзей,

И какую всемирную славу

Создал он для Отчизны своей!

 

… Тот же взгляд. Те же речи простые.

Так же скупы и мудры слова …

Над военною картой России

Поседела его голова. 

Нынешний циник, конечно, признает эти стихи, написанные Вертинским в 1945 году, фальшивыми и заказными – ведь нынче все в подобном ключе пишется исключительно вкривь и на заказ. Другое даже и не мыслится.

Но тогда надо признать заказухой и 7-ю симфонию Шостаковича, и стихи Симонова «Если дорог тебе твой дом», и фильм «Они сражались за Родину», и рассказ Шолохова «Судьба человека». И вообще всю нашу советскую историю.

Но она таковой не была.

Александр Росляков

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора