Арктические рейсы «Литке»: как советские моряки осваивали Северный морской путь
Начало истории Северного морского пути (СМП) неразрывно связано с тремя событиями. Первое сквозное плавание по этой трассе с запада на восток с одной зимовкой совершили в 1914–1915 годах ледокольные пароходы «Таймыр» и «Вайгач» под командованием Б.А. Вилькицкого и П.А. Новопашенного. Спустя 17 лет, в 1932 году, ледокольный пароход «Александр Сибиряков» прошел Севморпуть с запада на восток за одну летнюю навигацию. Экипажу повезло: на всем протяжении судно следовало практически по чистой воде. И это было второе важное достижение отечественного флота.
Третье принадлежит ледорезу «Федор Литке», который в 1934 году впервые прошел по Севморпути с востока на запад за одну навигацию. Это уникальное судно, ставшее легендой арктических морей, заслуживает отдельного рассказа.
«Литке» построили в 1909 году в Англии для Канады. Ледорез – тогда он назывался «Эрл Грей» (Earl Gray) – зимой работал на почтово-пассажирской линии Квебек – острова Принца Эдуарда, а летом охранял ньюфаундлендские рыбные промыслы. Иногда судну выпадала особая честь – оно служило яхтой для членов британской королевской семьи. В конце 1914 года ледорез купило русское правительство для нужд Управления морским транспортом Беломорско-Мурманского района. В разгаре была Первая мировая война. Возникла необходимость обеспечить поставки военных грузов из Франции и Англии в Россию через Архангельск. Судно переименовали в «Канаду» и определили местом службы Белое море.
В январе 1917-го случилось ЧП – ледорез затонул на Иокангском рейде в результате навигационной аварии. Через полгода его подняли и отправили в Архангельск на капитальный ремонт. Октябрьскую революцию «Канада» встретила в качестве ледокола флотилии Северного Ледовитого океана. Судно несколько раз переходило из рук в руки – от красных к белым и обратно к красным. В апреле 1920 года окончательно был поднят красный флаг, ледорез стал вспомогательным крейсером и был переименован в духе революционного времени в «III Интернационал». Сначала его включили в состав Беломорской военной флотилии, затем подчинили Морским силам Северного моря. Впрочем, использовался ледорез в основном по профилю – летом 1920 года участвовал в операции по спасению ледокольного парохода «Соловей Будимирович», затертого льдами в Карском море. На следующий год судно разоружили и вернули торговому флоту, переименовав в честь российского мореплавателя Федора Литке.
Попадавшие на «Литке» моряки неизменно восхищались помещениями – просторной кают-компанией, отделанной под светлый орех, тиснеными орнаментами и бронзовыми инкрустациями на переборках. В распоряжении экипажа были: курительный салон, два пианино, уютная столовая, салон команды с застекленными книжными шкафами и кинобудкой.
После капитального ремонта, проведенного в Ленинграде в 1923 году, «Литке» несколько лет работал в Черном и Азовском морях. В 1928-м его отправили на Дальний Восток. В тяжелейших ледовых условиях 1929 года судно совершило рейс к острову Врангеля, чтобы подтвердить юрисдикцию СССР. Мужество экипажа, проявленное в том рейсе, было высоко отмечено – ледорез наградили орденом Трудового Красного Знамени.
В послужном списке «Литке» немало других достижений. В 1931–1932 годах судно совершило первое в истории зимнее плаванье в Охотском море, продолжавшееся более 150 дней. После оно принимало участие в северо-восточной экспедиции на реку Колыму. В тех краях открыли богатейшие месторождения золота и олова. Для их освоения было создано управление «Дальстрой», находившееся в ведении НКВД. Снабжение удаленных рудников было возможно только морским путем.
Летом 1932-го на Колыму снарядили первую экспедицию под руководством известного гидрографа Н.И. Евгенова. В ее состав входили помимо «Литке» семь морских грузовых судов, которые вели на буксире 26 речных судов. Стояла задача доставить на Колыму 13 тыс. тонн различных грузов и более 1 тыс. пассажиров. Суда были обеспечены всем необходимым на 14 месяцев, так как не исключалась зимовка в арктических льдах.
«Литке» вышел из Владивостока 2 июля с двумя 500-тонными баржами на буксире и направился на север – к мысу Дежнева, где встретился с остальными судами. К концу июля экспедиция достигла бухты Провидения. В 1932 году в Чукотском и Восточно-Сибирском морях сложилась крайне неблагоприятная ледовая обстановка. Ледорез вел суда на запад, преодолевая всего лишь по 12–25 миль в сутки. Большинство судов получили серьезные повреждения корпуса. Крепко досталось и «Литке».
Только 4 сентября каравану удалось достичь мыса Медвежий в двух милях от бухты Амбарчик, где и началась выгрузка людей и грузов. Работы осложнялись отсутствием каких-либо портовых сооружений. Через два дня стал усиливаться ветер от норда. Вскоре он дошел до силы шторма. Когда катера подводили к берегу баржи с грузом, то буксирные тросы рвались, как нити. Разгрузку пришлось прекратить, хотя на бepeг успели переправить менее половины доставленного груза.
На судна экспедиции то и дело налетала пурга, температура наружного воздуха резко понизилась. По всем признакам, приближалась полярная зима. Стало ясно, что вернуться во Владивосток в эту навигацию не удастся. Руководство экспедиции приняло решение – следовать в Чаунскую губу, где можно было стать на безопасную зимовку. Переход проходил в тяжелых льдах, иногда за четырехчасовую вахту «Литке» удавалось продвинуться всего лишь на длину корпуса. И все же 31 сентября суда достигли Чаунской губы.
Зима выдалась холодная и снежная – ледорез завалило снегом до второй палубы. Из огромного сугроба торчали только верхушки мачт. На борту оставалось всего 500 тонн угля – на 6–7 дней работы в тяжелых льдах. Поэтому котлы были погашены, судовые помещения отапливались камельками. Однако экипаж не падал духом. Моряки своими силами ремонтировали корпус и механизмы. На судне открылся морской техникум, готовивший штурманов, механиков, машинистов и мотористов. К 1 мая 1933 года различные морские специальности получили 108 человек. Гидрографическая партия обследовала и описала близлежащие побережье. Зимовщики вели работу и среди местного населения – чукчей. Судовые врачи оказывали жителям медицинскую помощь, для детей построили школу-интернат. На ледорезе даже создали самодеятельный кукольный театр, и местная ребятня была в восторге от спектаклей.
В ночь на 2 июля 1933 года в котлах подняли пары, и ледорез снова начал борьбу со льдами. Ледовая обстановка по-прежнему оставалась тяжелой, и путь иногда приходилось прокладывать взрывами зарядов аммонала. Так караван пробился к бухте Амбарчик, где на берег выгрузили оставшиеся 6,5 тыс. тонн груза. 16 августа «Литке» двинулся в обратный путь, к Беринговому проливу, и 24 сентября привел все суда экспедиции в бухту Провидения.
Отдохнуть у экипажа не получилось. В Восточном секторе Арктики застряли во льдах пароходы «Север» и «Анадырь». В тяжелом ледовом дрейфе у мыса Сердце-Камень лежали пароходы «Лейтенант Шмидт» и «Свердловск». Неудачно сложилось плавание «Челюскина», совершавшего сквозной поход по СМП, он тоже попал в ледяной плен. Помочь терпящим бедствие судам мог только «Литке». 9 октября ледорез вышел из Берингова пролива. Он смог пройти только до мыса Икигур. Во время перехода получил тяжелые повреждения корпуса и гребного винта и 14 октября стал на якорь у мыса Дежнева. На ожидавшие помощь суда была направлена радиограмма о том, что техническое состояние, ограниченный запас угля и позднее время года не допускают ввода ледокола в тяжелые льды. Это «вынуждает нас, с сожалением, отказаться от дальнейших попыток оказать вам какое-либо содействие в выходе из Полярного моря во избежание опасности поставить «Литке» в безвыходное положение».
Однако 10 ноября с «Челюскина» снова пришла просьба о помощи. Экипаж «Литке», занимавшийся ремонтом корпуса и механизмов, собрался на митинг, который продлился всего 10 минут. Семьдесят моряков единодушно заявили, что к опасному походу готовы. «Несмотря на исключительный риск при настоящем техническом состоянии ледокола, большевистскими темпами провести подготовку к выходу в Арктику. Приложим все усилия для того, чтобы под испытанным руководством начальника экспедиции, капитана и парторганизации оказать помощь «Челюскину» и тем самым выполнить задачу по освоению Северного морского пути», – так гласила резолюция.
«Литке» встал под бункеровку. Обьявили аврал. Уголь команда грузила вручную на палубу, так как угольные ямы и трюмы заливало водой. Утром 12 ноября ледокол вышел в море и взял курс к островам Диомида, что в Беринговом проливе. Несколько дней он безуспешно пытался пробиться сквозь тяжелые льды к «Челюскину». Запасы угля стремительно таяли, осушительные насосы едва справлялись с поступающей через поврежденный корпус водой. Стало понятно, что задачу выполнить не получится. «Литке» получил приказ – возвращаться. 22 ноября отдал якорь в бухте Провидения, а затем направился в Петропавловск-Камчатский.
На этом испытания и подвиги экипажа не закончились. В северной части Тихого океана бушевал жестокий шторм. На возвращавшемся из арктического рейса пароходе «Свердловск» со 150 пассажирами на борту закончились запасы угля и воды. «Литке» в то время стоял в Авачинской губе в крайне аварийном состоянии, почти без топлива. Но узнав о бедственном положении «Свердловска», моряки решили идти на помощь. В жесточайшую непогоду, сам полузатопленный, ледокол нашел и взял на буксир терпящее бедствие судно.
Шторм тем временем перешел в ураган. «Литке» бросало с борта на борт так, что он с трудом выпрямлялся. Волнами сломало бушприт. Отверстия всасывающих труб осушительной системы, по которым непрерывно откачивали воду, забило мусором. «Литке» оказался на волосок от гибели. В затопленные трюмы спустили водолаза, очистившего трубы, после чего откачку забортной воды возобновили. Так мужество моряков сотворило чудо. Они не только спасли свое судно, но и благополучно привели «Свердловск» в Петропавловск-Камчатский.
После короткого ремонта ледорез продолжил переход во Владивосток и 4 января 1934 года прибыл в порт. 16 месяцев тяжелейшего арктического плавания остались позади. Впереди экипаж ждали новые ответственные задачи. В июне 1934-го судно отправилось в Арктику, чтобы впервые совершить сквозное плавание по СМП за одну навигацию с востока на запад. Рейс закончился 20 сентября, когда «Литке» ошвартовался у причала Мурманского порта. Он прошел 6 тысяч миль, из которых 1,6 тысячи во льдах. Через два года ледорез, действуя вместе с другими ледоколами, провел через СМП из Мурманска во Владивосток два эсминца. Рейс 1936 года тоже стал своего рода прецедентом: никогда прежде военные корабли не проходили этим маршрутом.
В 1955-м, несмотря на почтенный возраст, ледокол принял участие в научно-исследовательской экспедиции Арктического института. «Литке» удалось подняться до 83°21′ северной широты. От этой точки до Северного полюса всего 440 миль (810 км). Пройти дальше, достичь «макушки» Земли, удалось уже атомным ледоколам. Плавание 1955 года было одним из последних в трудовой биографии судна-ветерана. В ноябре 1958-го «Литке» признали устаревшим и негодным к дальнейшей службе в Арктике. Ледокол сдали на слом. Сохранить легендарный корабль в качестве музея не удалось, о чем можно только сожалеть.
- ПолитикаРусранд Сулакшин С.С.
Антироссийский проект путинизма: реконструкция, идеологические и фактические характеристики
Занимаемся мы в университете оппозиции не пропагандой, не агитацией (что только в какой-то мере так, но главная цель не в этом). Занимаемся мы тем, что убеждаем друг друга и помогаем понять, что слово «оппозиция» — слово ответственное и оно отличается от слов: «балаган», «развлекуха», «подставуха», «суррогат», самопиар и «политическая порнография». Мы делаем совершенно иную заявку и последовательно помогаем строить в стране настоящую политическую оппозицию. Правящий режим и правящая группировка в нашей стране, как известно, получила…3 700 - ЭкономикаРусранд Самое интересное Степан Степанович Сулакшин
Путинизм и кризис России
Россия вновь наступает на те же грабли. Годы назад, выдвинув математическую модель мирового финансового кризиса, наша научная политическая группировка предупреждала руководство страны, что оно создает модель экономики и государства несуверенного типа, уязвимые для внешнего агрессивного воздействия. Обстоятельный доклад на эту тему в феврале 2009 году — по кризису одов — был подготовлен для Совета Безопасности Российской Федерации, в котором тогда, совместно с его секретарем Николаем…3 571 - ПолитикаСулакшин С.С.
Вступай в борьбу за власть
Уважаемый соотечественник! Благодарим вас за возможную решимость присоединиться к организационно-политическому строительству объединения настоящей общенародной оппозиции Путину и путинизму в рамках организационной инфраструктуры Партии Нового Типа. Наш отличительный принцип состоит в том, что мы не только разоблачаем губительный характер путинизма, но дали профессиональную диагностику способов и причин деградации страны и народа. В ее основе научные методы, модели и методология. Мы не только критикуем путинизм, но мы делаем настоящее профессиональное, конкретное содержательное предложение — что и как…2 778 - ПолитикаРусранд
России нужна другая Конституция!
Конституция — это основной закон страны. Существуют Конституции двух типов — первый, к которому относится ельцинско-путинская Конституция, устанавливает право, порядок и институты государственности. В Конституции иного типа кроме права, порядка и институтов задаются основы жизнеустройства во всех сферах жизни. Задаются социальная, экономическая, политическая, гуманитарная модель страны. Новая Конституция команды Сулакшина — именно такого, второго типа. Каким в Конституции будет задано жизнеустройство, — такой жизнь в стране и будет. Если…1 925 - ПолитикаРусранд Самое интересное Степан Степанович Сулакшин
Путинизм должен исчезнуть! Вызовы оппозиции гибельному курсу России
Автор и его товарищи много усилий приложили для мобилизации в стране реальной политической оппозиции путинизму, но задача создания профессиональной оппозиции, способной взять на себя ответственность за страну, дело трудное, объемное и длительное. Ее решение только еще предстоит. Поэтому мы открыли Университет оппозиции. Это цикл публичных занятий, объединяющей темой которого является политический проект реальной оппозиции, ее политическая Программа. Простой на первый взгляд вопрос — да чего там, за вечер…3 230 - ПолитикаРусранд Самое интересное Степан Степанович Сулакшин
Корни и истоки «Программы Сулакшина»
Прежде чем подойти к разбору самой «Программы Сулакшина» сделаем несколько необходимых экскурсов. Начнем немного необычно, с отвлеченной истории, описанной Джеком Лондоном в его романе «Мартин Иден». Роман о судьбе талантливого человека в условиях жестокого американского капитализма начала двадцатого века, похожего на нынешнюю Россию с его императивами: выживай кто как может, а если не можешь выжить, погибай! Герой романа, ставший в итоге знаменитым, популярным, почитаемым и модным…1 993 - ОбществоКанал «Центр Сулакшина»
ТРОЛЛИ И БОТЫ: ВЫМЫСЕЛ ИЛИ ОРУЖИЕ В ИНФОРМАЦИОННОЙ ВОЙНЕ?
В этом видео мы впервые с помощью статистического контент анализа Твиттера раскрываем масштабы грязных методов информационной борьбы режима с политической оппозицией в лице С.С.Сулакшина. Вы сможете оценить уровень беззакония, вредоносности и опасности для страны этой конкретной деятельности властного режима. Фактически создан метод достоверного выяснения кто является настоящей оппозицией и кого режим считает для себя опасным,…1 297
- ИсторияАлексей Волынец
Прерванный полет летучего корабля: как Россия собиралась с небес атаковать Наполеона
Летучий корабль Франца Леппиха ©Archive Vostock Photo «Уланы с пестрыми значками, драгуны с конскими хвостами, все промелькнули перед нами…». Поэтические строки Лермонтова о Бородинской битве помнят все. Действительно, та Отечественная война ассоциируется у нас с бравыми гусарами и прочими уланами, с киверами, саблями, кавалерийскими и штыковыми атаками, в прямом смысле «с конскими хвостами» и много…83 - ИсторияИСТОРИЯ В ФОТОГРАФИЯХ
Донецк и Луганск на снимках времен СССР
Источник фото В этой подборке снимков из нашего архива — города Сталино и Ворошиловград (позже — Донецк и Луганск), шахты, школы, колхозы. Макеевский металлургический завод. Георгий Петрусов, 1933 год, Украинская ССР, Донецкая обл., г. Макеевка, МАММ/МДФ. Трактористка Паша Ангелина и фотограф Евгений Халдей. Евгений Халдей, 1936 год, Украинская ССР, Донецкая обл., с. Старобешево, МАММ/МДФ. Выставка «Влиятельные женщины России» с этим снимком….68 - ИсторияАлександр Кочан
Немецкий Калашников. Каким было это оружие?
Фото: Соцсети Конструкторы ГДР творчески перерабатывали советское оружие, внося свой вклад в историю АК 65 лет назад по указанию Технического управления ГДР в Рудных горах под Аннабергом-Бухгольцем стартовали работы по налаживанию производства автоматов Калашникова. Так начался путь одной из самых необычных зарубежных модификаций этого оружия. Выпущенные в ГДР автоматы всегда можно было отличить по маркировке…57 - ИсторияВалерий Бурт
Олимпийские кольца над Невой
Фото: Surprizeme.ru Грандиозные планы, которым не суждено было сбыться «Международный олимпийский комитет принял решение провести зимнюю Олимпиаду 2004 года в Ленинграде. За его кандидатуру проголосовало большинство участников МОК…» Сегодня эта фраза кажется фантастической. Но она вполне могла прозвучать – громко и торжественно! – по советскому радио и телевидению. И город на Неве стал бы столицей…36 - ИсторияАлексей Волынец
Невероятные приключения главного ломбарда империи
Операционный зал Ссудной казны в Санкт-Петербурге, 1901 год ©Vostock Photo Петроградская ссудная казна была старейшим государственным ломбардом Российской империи. История казны началась буквально c «времен Очаковских и покоренья Крыма», с эпохи Екатерины II. К осени 1917-го в ее сейфах насчитывалось заложенных ювелирных изделий на сумму более 45 млн рублей золотом. В современных ценах это порядка…80 - ИсторияВалерий Бурт
Дворянка с Дворянской улицы
Фото: Архив 120 лет назад родилась актриса Любовь Орлова Чуть ли не с самого рождения ей благоволила судьба. Девочка-дворянка родилась на Дворянской же улице в подмосковном Звенигороде. Дядей матери Любы Евгении Николаевны был Михаил Сергеевич Сухотин, муж старшей дочери Льва Толстого Татьяны. Выходило, что будущая звезда находилась в дальнем родстве с великим писателем. Кстати, он…75 - ИсторияВалерий Бурт
Из Петербурга в Москву 180 лет назад
Фото: Архив В феврале 1842 года Николай I подписал указ о строительстве Царскосельской железной дороги. Трудно найти человека, который бы не прокатился хоть раз по железной дороге. Все меняется в жизни, только лента рельс остается прежней. А ведь когда-то поездка по чугунке была диковинкой. И пыхтящий, изрыгающий дым и высекающий искры паровоз казался чудовищем из…59 - ИсторияМастерок.жж.рф
Как в СССР перспективное судно сгубила спешка
Во второй половине двадцатого столетия в Советском Союзе был настоящий расцвет речного транспорта, поэтому соответствующие проекты разрабатывались довольно активно. Обывателю известны в основном либо «Метеоры» на подводных крыльях, либо различные суда на воздушных подушках. Как раз ряды последних и пытались в конце шестидесятых годов прошлого века пополнить газотурбоходом нового типа, который получил название «Сормович». Вот…41 - ИсторияVostok Today
Рихард Зорге может быть перезахоронен на одном из Курильских островов
«Википедия». Министр оброны РФ Сергей Шойгу возлагает цветы к могиле Рихарда Зорге в Токио Это сообщил глава российского внешнеполитического ведомства Сергей Лавров По словам министра, МИД РФ добивается от Японии разрешения эксгумировать прах знаменитого советского разведчика для последующего перезахоронения на территории нашей страны, сообщает Vostok.Today. Это предложение поддержано и вице-премьером – полпредом Президента РФ на…38 - ИсторияАлексей Волынец
Как крохотный банк помог Туве выбраться из средневековья
Тувинбанк, 1930-е годы ©Wikimedia Commons Век назад между Россией и Монголией существовало небольшое (небольшое по сибирским меркам – всего лишь в пять раз больше Бельгии) независимое государство. В самом начале прошлого столетия эти земли в центре Азии, в верховьях Енисея, именовались русскими географами Урянхайский край и были частью маньжчуро-китайской империи Цин. Сегодня это Республика Тува…23.01.2022 9:56 23 - ИсторияМастерок.жж.рф
Как «продавец дождя» вызывал дождь?
В самом начале XX века по территории США разъезжал Чарльз Хэтфилд, который продавал… дождь. Он не был мошенником. Он действительно умел управлять погодой и вызывать осадки. Сейчас я вам расскажу как это было. Спрос рождает предложение Сельское хозяйство Америки начала XX века – это бескрайние кукурузные, картофельные и хлопковые поля. Вовремя прошедший дождь делал фермера…54 - ИсторияАлексей Волынец
Боевые пенсионеры: как в Москве 1941 года создавалось антигитлеровское подполье
Разгром немецко-фашистских войск под Москвой. Группа десантников минирует железнодорожный путь, отрезая врагу путь к отступлению ©О.Кнорринг/ТАСС Чуть более 80 лет назад, осенью и в начале зимы 1941 года, вероятность захвата Москвы гитлеровскими войсками была не иллюзорной – более чем реальной. Руководство СССР готовилось и к этой трагической перспективе – шла эвакуация, создавалась «запасная» столица в…42 - ИсторияРедакция "Народного Журналиста"
Историческая зарисовка
Как будто в наше время писали. Реакция на убийство царя Александра II, «Санкт-Петербургские ведомости», март 1881 года: «В минуту цареубийства сказалось всё бессилие охранителей и нравственное бессилие общества, из которого выходят цареубийцы. Бессилие – произведение не одного дня. Это продукт постепенного умаления и исчезновения государственных идей в общественном сознании, во внутренней нашей жизни. Её заменила…18.01.2022 0:25 56 - ИсторияВалерий Бурт
«Печальные герои» русского сыщика Аркадия Кошко
Фото: Архив Московская сыскная полиция была признана лучшей в мире по раскрываемости преступлений На международном съезде криминалистов в Швейцарии, проходившем в 1913 году, московская сыскная полиция была признана лучшей в мире по раскрываемости преступлений. Ею руководил Аркадий Кошко. Вскоре он возглавил уголовный розыск Российской империи. Кошко был широко известен не только на родине, но и…35 - ИсторияСветлана Кузнецова
«Открыла путь к разрушающему нравственность злу»
«Учреждение Воспитательных Домов почти совершенно прекратило преступление детоубийства и спасло от погибели множество невинных существ» Фото: РГАСПИ/Росинформ, Коммерсантъ Отчего постоянно рос тайный принос младенцев 1 июля 1891 года был прекращен тайный прием детей в Московский и Петербургский воспитательные дома. Случилось это потому, что с 1888 года количество подкидышей только в Москве за год достигло 17 000…48 - ИсторияБИОГРАФИЯ
Джек Лондон Писатель, журналист
ИМЯ Джек Лондон (Jack London) РОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Писатель, журналист ДАТА РОЖДЕНИЯ 12. 1. 1876 ДАТА СМЕРТИ 22. 11. 1916 МЕСТО РОЖДЕНИЯ Сан-Франциско, США МЕСТО СМЕРТИ Глен-Эллен, США ЗНАК ЗОДИАКА Козерог Джек Лондон – писатель, общественный деятель, социалист. Прославился своими романами и рассказами. Занимал второе место по популярности в Советском Союзе, уступив первенство только Андерсену. Всего…44 - ИсторияВалерий Бурт
Александр Вертинский и Иосиф Сталин. От артиста – вождю
Фото: Архив Недавно вышедший сериал «Вертинский», снятый режиссером Авдотьей Смирновой, возродил интерес к личности артиста и поэта. О фильме рассуждать не стану, о нем уже сказано предостаточно. Позволю себе лишь небольшую комплиментарную реплику – картина весьма достойная, снятая интеллигентно, тонко, с уважением и пиететом к главному герою. В общем, автор, как и многие другие зрители,…32 - ИсторияАлексей Волынец
Как Советская Россия покоряла финансовый рынок Персии
©Vostock Photo «Я спросил сегодня у менялы, что дает за полтумана по рублю, как сказать мне для прекрасной Лалы по-персидски нежное «люблю»?» – чуть менее века назад писал Сергей Есенин в стихотворном цикле «Персидские мотивы». Туман или toman – денежная единица Персии, и у российских финансов был свой, далекий от поэзии, цикл взаимоотношений с персидскими…26 - ИсторияАлександр Митрофанов
Как Джон Боуэн стал самым богатым пиратом Индийского океана
Золотой век пиратства ©Wikimedia Commons Период с середины XVII до середины XVIII века называют золотым веком пиратов. Морские разбойники были настолько сильны, что даже создавали свои государства. Одно из них – республика Либерталия на Мадагаскаре. Ее «гражданином» несколько лет являлся Джон Боуэн, самый удачливый в плане богатой добычи флибустьер Индийского океана. Пиратами не рождаются Три…17 - ИсторияПавел Пряников
ШОКОВАЯ ТЕРАПИЯ
Вспоминают 30-летие начала гайдаровских реформ, т.н. «отпускных цен». Похоже, кроме «шоковой терапии» у Гайдара больше не было рецептов реформирования страны. Ему казалось, что этого достаточно. Тогда как главное было – выстроить институты в стране: парламентаризм, независимый суд, местное самоуправление, регионализм. Под конец жизни Гайдар, видимо, осознал это. Он писал в своей книге «Долгое время»: «Россия…5.01.2022 2:30 97 - ИсторияВалерий Бурт
Радость на измученных лицах. Как 80 лет назад встречали Новый 1942
Фото: Архив Что русскому здорово, немцам – каюк! Наступило 31 декабря 1941 года. Хорошее настроение москвичей подогревали оптимистические военные сводки: Красная армия неудержимо наступает, преодолевая вражеские заслоны. В те дни огромным спросом пользовалась книга историка Евгения Тарле «Наполеон». Автор дневника размышлял о судьбе этого человека, «чья предостерегающая фигура, чья судьба должна внушать безграничный страх перед…69 - ИсторияРедакция "Народного Журналиста"
Великая эпоха, великие люди
Источник фото Роберт (Роберто) Людвигович Бартини (настоящее имя — Роберто Орос ди Бартини ; 14 мая 1897, Фиуме, Австро-Венгрия — 6 декабря 1974, Москва) — итальянский аристократ (родился в семье барона), коммунист, уехавший из фашистской Италии в СССР, где стал известным авиаконструктором. Физик, создатель проектов аппаратов на новых принципах (см. экраноплан). Автор более 60 законченных проектов самолётов. В анкетах в графе «национальность» писал: «русский». В начале 1930-х годов под руководством Бартини в моторной бригаде…56 - ИсторияТатьяна Михеева
Потаенный Севастополь: история подземелий главной базы Черноморского флота
Инкерманские штольни ©Victoria Victoria/Vostock Photo Многие слышали о подземельях Севастополя, есть те, кто даже бывал там. Однако мало кто представляет истинные масштабы этого потаенного города. Между тем его площадь достигает не менее 350 тыс. кв. метров. О катакомбах, штольнях, секретных объектах времен холодной войны рассказывает «Профиль». Глубокие преданья старины Царская воля Гранит военной науки Полное…41 - ИсторияПУЛЬС
Советский летчик по ошибке сел на аэродром НАТО на секретном самолете. Что он сделал
Советские МиГи поставлялись союзникам во все части света В феврале 1967 года на московском заводе КБ Микояна в Луховицах были собраны четыре новеньких самолета МиГ-21ПФМ. На тот момент это были секретные машины за которыми охотилась иностранная разведка. Самолеты предназначались для охраны границ Восточной Германии, поэтому их нужно было перегнать на аэродром в Коттбусе, что находится…64 - ИсторияТолкователь
«О Хлудовской фабрике (Рассказ рабочего)»
Хлудовская фабрика в наше время (источник) Первый официально напечатанный рассказ нашего великого писателя-фантаста Александра Беляева. В номере «Смоленского вестника» от 7 мая 1906 года помещена его заметка «О Хлудовской фабрике (Рассказ рабочего)». Некоторые выдержки из неё: «На Хлудовской ткацко-прядильной фабрике живёт без малого 7000 человек, а именно: 2800 мужчин и 4000 женщин. Фабричные здешние —…48 - ИсторияВалерий Бурт
Мы родились в стране, которой больше нет
Фото: Zonakz.net Реквием по СССР. Великой державы не стало 30 лет назад Еще в середине лета 1991-го никто не предполагал, что случится в конце года. Но в августе все в стране завертелось, закружилось. Потом республики стали одна за другой откалываться от Союза, как камни от утеса. Распадались министерства, закрылся КГБ. Коммунистов поставили вне закона. Казалось…64 - ИсторияВалерий Бурт
Последние дни 1941 года. «Вы вырастили наш гнев»
Фото: Архив Наступление новогоднего праздника омрачил приход огромной беды Газеты сообщают об успешном наступлении Красной армии. Публикуются названия населенных пунктов, отбитых у немцев, количество взятых трофеев. Много материалов о трудностях, которые испытывают солдаты врага. В «Правде» от 27 декабря 1941 года опубликована небольшая заметка со ссылкой на американскую газету «Нью-Йорк таймс». Ее корреспондент пишет, ссылаясь…41 - ИсторияВладислав Гринкевич
Триумф «горючего камня»: как уголь спас леса Европы и помог промышленной революции
Угольная шахта, 1946 год ©Trinity Mirror / Mirrorpix/Vostock Photo Человечество очень рано познакомилось с каменным углем, но долго не знало, что же с ним делать. Еще в 315 году до н.э. ученик Аристотеля философ и естествоиспытатель Теофраст в одном из трудов упоминал «горящий камень» антракс (от этого слова произошло современное антрацит). Но много веков странный…42 - ИсторияАлексей Волынец
Как бывший царский банкир сделал блестящую карьеру в СССР
Алексей Смирнов. ©Биографика СПбГУ Смирнов – одна из самых распространенных русских фамилий. Но герой этого рассказа Алексей Михайлович Смирнов родился в Польше. Впрочем, тогда, в 1884 году, никакой Польши не было – местом рождения была указана Люблинская губерния Российской империи. Окончив с золотой медалью гимназию в Люблине, Алексей Смирнов отправился в имперскую столицу, где с…13.12.2021 9:11 62 - ИсторияЮлий Львович Менцин
Наблюдая звездное небо с Красной Пресни
Купец-меценат греческого происхождения Зой Павлович Зосима в 1827 году подарил Московскому университету свою дачу «на Трех горах, близ Пресненской заставы» для строительства на этом месте обсерватории. Фото из архива автора. В Москве, неподалеку от станции метро «Краснопресненская», в тихом Нововаганьковском переулке, уютно расположилась старинная Астрономическая обсерватория Московского университета. В настоящее время она входит в состав…48
- ИсторияАлександр Митрофанов
Как Джон Боуэн стал самым богатым пиратом Индийского океана
Золотой век пиратства ©Wikimedia Commons Период с середины XVII до середины XVIII века называют золотым веком пиратов. Морские разбойники были настолько сильны, что даже создавали свои государства. Одно из них – республика Либерталия на Мадагаскаре. Ее «гражданином» несколько лет являлся Джон Боуэн, самый удачливый в плане богатой добычи флибустьер Индийского океана. Пиратами не рождаются Три…17 - ИсторияАлександр Митрофанов
По «щучьему» велению: о русских корнях индийского атомного подводного флота
Подлодка «Чакра» проекта 971И на учениях ©wikimedia commons Москва и Дели готовят двусторонний саммит. Возможный срок его проведения, по словам индийского посла Бала Венкатеш Варма, – декабрь 2021 года. В интервью ТАСС дипломат акцент сделал на военно-техническом сотрудничестве. За три года суммарная стоимость оборонных контрактов выросла с $2–3 млрд в год до $9–10 млрд. В результате Россия…32 - ИсторияАлександр Митрофанов
Остров «морских котиков»: как бывшая береговая батарея стала секретным объектом ГРУ
Остров Майский. ©Vostock Photo Со времен Петра Великого в Российской империи повелось строить неприступные морские крепости, используя для этого искусственные острова. Самый яркий пример – Кронштадт, большинство фортов которого возведено на отвоеванных у моря клочках суши. Меньшую известность получили аналогичные проекты, реализованные русскими военными инженерами на Черном море. Например, в Днепро-Бугском лимане расположен крохотный остров…66 - ИсторияАлександр Митрофанов
Арктические рейсы «Литке»: как советские моряки осваивали Северный морской путь
Ледорез Earl Grey был куплен Россией у Канады в 1914 году и получил название «Федор Литке» ©Matteo Omied/Vostock Photo Начало истории Северного морского пути (СМП) неразрывно связано с тремя событиями. Первое сквозное плавание по этой трассе с запада на восток с одной зимовкой совершили в 1914–1915 годах ледокольные пароходы «Таймыр» и «Вайгач» под командованием Б.А….104 - ИсторияАлександр Митрофанов
Сквозь льды: как советские боевые корабли впервые прошли Северным морским путем
Ледорез «Литке», лидер проводки эскадренных миноносцев в Арктике, 1936 год©РИА Новости В истории освоения Северного морского пути 1936 год занимает особое место. В летнюю навигацию этого года состоялась первая Экспедиция особого назначения (ЭОН-1) по проводке отряда военных кораблей на Дальний Восток. На самом деле это была уже третья по счету ЭОН – две экспедиции прошли…84 - ИсторияАлександр Митрофанов
Сквозь льды: как советские боевые корабли впервые прошли Северным морским путем
Ледорез «Литке», лидер проводки эскадренных миноносцев в Арктике, 1936 год. ©РИА Новости В истории освоения Северного морского пути 1936 год занимает особое место. В летнюю навигацию этого года состоялась первая Экспедиция особого назначения (ЭОН-1) по проводке отряда военных кораблей на Дальний Восток. На самом деле это была уже третья по счету ЭОН – две экспедиции…116 - ИсторияАлександр Митрофанов
Красный Врангель: как советские моряки не отдали американцам и англичанам северный остров
Советская экспедиция на остров Врангеля на корабле «Красный Октябрь» ©Harlingue / Roger-Viollet / Roger-Viollet via AFP / East News Советской власти пришлось отстаивать суверенитет и территориальную целостность страны не только во время Гражданской войны. После того как отгремели сражения, противостояние продолжилось. На Дальнем Востоке на острова, когда-то открытые русскими мореплавателями, поднявшими там флаг Российской империи,…88
Лента новостей
- Стоимость алюминия, меди и палладия обновила исторический максимум
- Вице-премьер Украины сказала, что украинцы не будут эвакуироваться в Россию
- AliExpress рассказал о дальнейшей работе с картами Visa и Mastercard
- США нашли способ покупать российскую нефть в обход санкций
- Украинские боевики беспорядочно минируют дома и улицы в Мариуполе
- Киевские силовики задержали паралимпийского чемпиона РФ и Украины — за освобождение требуют выкуп
- Борис Джонсон отгородил Великобританию и НАТО от ситуации на Украине
- Россельхознадзор предлагает разрешить 15 предприятиям Грузии поставлять молочную продукцию
- В Киеве убили члена украинской делегации в переговорах с Россией
- Украинскими диверсантами взорванжелезнодорожный мост на границе с ПМР