Чтоб моряки, пограничники и шахтёры вдруг не стали новыми этносами на теле России

Владимир Викторович Волк Русранд Политика 68

Сетевое издание «RostovGazeta» опубликовало статью «Ряженый сепаратизм. Кто создаёт в Ростовской области казачью республику?». Издание констатирует, что вопрос обособленности казаков остро стоит в Ростовской области с 90-х годов, некоторые из них не считают себя русскими и отмечают это при переписи населения, другие вовсе говорят о том, что им нужна отдельная республика.

Речь в статье в целом идёт о сохранении и развитии казачьего гутора, балачки, казачьих культурных традиций. И о том, что казаки много лет настаивают на национальной идентификации своего народа. Такой же, как и… русская.

Настораживающий момент. Как и то, что проводники данной идеи подчёркивают, что «природные казаки, которые пренебрегают изучением казачьего, в исторической перспективе не смогут в полной мере считаться полноценными, социально адаптированными в казачьей среде, как личности, утратившие связь со своим народом».

Почему-то подобный романтизм навевает мысли об истории формирования другого «природного» этноса, такого же «отличного» от русского, и в какой-то момент отхватившего территорию между Луганском и Ужгородом. С неумолимой стремительностью принявшегося делать «полноценными» и «социально адаптированными» всех, кто «утратил связь со своим народом».

История Украины — это двухсотлетнее насаждение общественному сознанию мифов о так называемом украинском национальном возрождении. В девятнадцатом веке его ещё именовали украинофильством, над которым многие имперские чиновники, литераторы и политические деятели посмеивались, как и над нынешними ряжеными казаками. И не принимали всерьёз, даже во многом помогали, искренне считая, что сохраняют для России языковое и культурное разнообразие.

Но украинство, заявляя о культурных претензиях, на самом деле представляло собой революционное политическое движение, созданное ничтожным меньшинством людей на территориях Российской Империи и Австро-Венгрии. Никаким отдельным от русского (малоросского) этносом движение не могло быть, потому как подавляющее большинство подданных РИ олицетворяло себя единым народом.

В какой-то момент у украинофилов возникли претензии на обретение собственной территории, чтобы уже на ней прививать свои самостийнические идеи. И как только зашатался царский трон, любители мовы и шароварных традиций превратились в сепаратистов, провозгласив в 1917 году в Киеве Украинскую народную республику. Просуществовала она, правда, недолго, но крови русской пролила много.

В конце концов, дабы вернуть страдающие от сепаратистов территории Малой Руси большевикам пришлось идти на создание уже целой национальной республики — УССР. Да ещё и ради мира и дела революции включать в неё территории, никогда в сферу украинствующих не входившие — Донбасс, Новороссию, Слобожанщину. Когда же зашаталась и советская власть в 1991 году, то украинофилы реализовали свой (и западный) замысел — отрыв огромной богатой территории и части русского народа от российской матрицы.

То, что сегодня происходит в казачьих кругах в части сохранения культуры и традиций, сепаратизмом в понимании УК РФ назвать нельзя, так как — это отнюдь не «публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности». Думается, что нет никакой уголовщины и в части требований казаков Дона, Терека, Кубани и Урала признать себя отдельным народом, объединённым общим языком, культурой, историей, одеждой, обрядами и традициями.

В самом деле, ну, не сажать же моряков в тюрьму, если они вдруг захотят стать отдельным народом. Язык у мореманов имеет свои профессиональные, сословные, особенности. Форма одежды тоже своеобразная и отличительная. Есть звания и касты. История русского флота уходит в глубь веков. Ну, а обрядов и традиций столько, что тома писать можно.

По российскому Закону «О государственной службе российского казачества», принятом в 2005 году, казаком может считаться только тот, кто состоит в казачьем обществе. Получается, что таким правом обладает любой гражданин. Здесь претензии моряков на особую «народность» могли бы быть даже более весомыми, всё- таки надо отслужить Отечеству энное количество годков, чтобы затем в последнее воскресенье июля, надев тельняшку, бить себя в грудь и нырять в фонтаны.

По данным на 2018 год в 11 войсковых казачьих обществах, состоит около 189 тысяч человек. Думается, что если посчитать количество людей, прошедших через флот, то цифра будет куда больше. Впрочем, моряки приведены для примера. Можно взять и пограничников. У них, если задуматься, то и территории свои есть. Было время, в некоторых регионах РИ пограничников именовали украинцами.

Кстати, как было сказано выше, украинство — это идеология, а украинец, если отбросить пропагандистские клише современности, не национальность, а партийная принадлежность. В начале ХХ века об этом писали десятки русских историков, политиков и философов. Исходя из этого, отдельным народом можно попробовать стать и членам компартии. Сформировавшийся за время КПСС особенный канцелярско-номенклатурный язык, особенная культура, есть своя история, свои герои, отличительные символы, сословность, реестры, легенды, обряды и традиции.

Масса социальных групп имеют свои, присущие только им черты и ценности. Впрочем, это не повод претендовать на какую-то особенную этничность и тем более самостийничество от великого русского народа. Эдак можно с мечтами о своей республике договориться и до гитлеровских месседжей, который, как известно, лепил независимую Казакию по тому же принципу, что и самостийную Украину. Вспомним хотя бы слова генерала Петра Краснова, сказанные летом 1944 года в Потсдаме: «Казаки! Помните, вы не русские, вы казаки, самостоятельный народ. Русские враждебны вам. Москва всегда была врагом казаков, давила их и эксплуатировала. Теперь настал час, когда мы, казаки, можем создать свою независимую от Москвы жизнь».

В 2014 году довелось мне немало пообщаться с казаками Ростовской губернии, приехавшими в Донбасс поддержать русское сопротивление бандеровской агрессии. Помнится, как один молодой человек убеждал, что до Октябрьской революции 1917 года, территории ДНР и ЛНР были частью Области Войска Донского, отсюда вывод, что здесь необходимо возродить казачество, пусть даже через колено.

И пытались возрождать, было дело. Да так, что в некоторых городах Донбасса от слова «казак» мирных людей до сих пор охватывает ужас. Но дело в том, что Область Войска Донского — не только само Войско Донское. Это была огромная территория, разделённая на несколько округов и уездов. Со своими местными элитами, потенциалами, особенностями, укладами. Некоторые конфликты между областными промышленниками, гражданскими и войсковыми администрациями выходили за пределы территории и разрешались на уровне Петербурга.

В период революционных событий казачество разделилось. Часть поддержала белогвардейское движение, часть — большевиков. Большинство предпочло нейтралитет. Донбасс помнит и попытки казаков под предводительством атамана Каледина покарать восставшее население шахтёрского края. Кровь лилась ручьями. Не такая уж она и невинная — стихия казачьей вольницы и самостийничества в периоды революционных потрясений для Отечества. Вон, те, кто сегодня расстреливает города Донбасса из артиллерии, тоже кричат, что они «козацького роду».

Продолжая тему, так можно и шахтёров назвать отдельным народом. Тоже имеют и свой особенный сленг, и форму, и преемственность, и большие традиции. Даже мифология шахтёрская есть, сказки, песни, литература. Этносы возникают как человеческие популяции, в дальнейшем развиваясь как социальные системы. Отсюда выходит, что этнос — это социальная группа, членов которой объединяет осознание своей генетической связи с другими представителями этой группы.

Антропологические исследования казачества, проведенные В. Ф. Кашибадзе и О. Г. Насоновым показали, что история донских казаков подразумевает процессы миграции из юго-восточных областей Центральной России, а также незначительное включение южных и восточных элементов. Пример Донского казачества демонстрирует нам пеструю этническую картину, в которую вписаны представители нескольких десятков народностей, среди которых есть и ошеломляющие — молдаване, турки, эстонцы, таджики.

Генетические исследования показали, что донские казаки сходны с населением Южных областей России и Восточной Украины. В целом казачий генофонд неотличим от восточных славян. Наибольшая доля точных совпадений с гаплотипами казаков в 8% обнаружена в южнорусской популяции (От Тулы и Калуги до Орла и Белгорода). 6% генетического сходства прослеживается с населением Центральной России. Самые большие потоки переселения на Дон шли с территории современных Воронежской, Курской, Орловской, Белгородской областей. Но если учесть, что население этих регионов и само в основном переселенческое, так как «Дикое Поле» начало осваиваться русскими с конца 16-го века, то логично предполагать, что роль Великороссии в формировании казачьего этнотипа устойчиво велика.

В политико-экономическом смысле казаки никогда не образовывали единой исторически сложившейся общности людей, объединённых общим языком, происхождением, культурой, историей и экономикой. Языком казаков был русский, культура являлась частью русской культуры, исторически казаки на Дону и Кубани являлись неотъемлемой частью Российской империи. Экономически казачье войско обладало известной самостоятельностью, но никогда не существовало автономно от общероссийской экономики.

Ошибочно считать декларативные обращения исторических деятелей прошлого к казакам, как к народу. Народом в XVII–XVIII веках могли в чисто риторическом ключе обозначать население, простой (угнетённый, служивый) народ, войсковых товарищей, а вовсе не этнос в строгом значении термина. Сегодня появилась традиция именовать народами донецких и луганских. Но не в смысле как этносы и не как сформировавшиеся нации.

Таким образом, приходим к выводу, что казачество исторически сложилось как социальное явление, как сословие, причём, стратифицированное на классы внутри себя. Оно не являлось и не является единым монолитом, каковым не является ни одно общество, разделённое объективными экономическими интересами.

Какова же тогда цель возрождения Казакии? Песни петь и на лошадях гонять? Так нынче этого никто не возбраняет. Системы государственно-общественного партнерства с российским казачеством планируют увеличить численность казачьих обществ до 206 тысяч человек в 2025 году. На развитие и поддержку казачества федеральный центр и регионы выделяют в совокупности миллиарды рублей. Возможно, тех самых, которых не хватает на лечение больных детей, будущего России.

Рискну предположить, что возрождение Казакии — это мечта некоторых удельных князьков, подобная той, что вынашивали некогда творцы украинской самостийности. Иначе не возникло бы и разговоров об «исторической перспективе», согласно которой кто-то не сможет «в полной мере считаться полноценным в казачьей среде». Украинские патриоты, получив эту перспективу из рук истории и московских погромщиков СССР, за 29 лет своего пира подошли к тому, что открыто начали заявлять: русские для них — не люди.

Тем более, что и «заграница», как водится, никогда не дремлет. И в случае геополитических катаклизмов, в которые, возможно, скоро попадёт Россия, всегда поможет. В США, начиная с 1959 года, каждая третья неделя июля посвящается порабощенным Москвой народам. Индейцев нет, зато среди оккупированных стран значится Казакия.

Вот именно поэтому, для сохранения русского и других братских народов, нашей российской цивилизации, для её жизнеспособности и развития, Программа Сулакшина в своём проекте новой Конституции России предусматривает норму, по которой «Россия обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории всеми способами, не противоречащими признанным Россией международным нормам, в том числе путем применения военной силы». Любое действие, которое может привести к сокращению территории или отказу от собственных законных и обоснованных территориальных претензий, подлежат ратификации исключительно в форме принятия решения на референдуме России. В юридически и практически сбалансированном документе выделены такие новеллы, как связанность и освоенность территории, региональное развитие, территориальное развитие, территориальная справедливость.

Государство не наделяет правами своих граждан, а обеспечивает и гарантирует каждому человеку вне зависимости от места его проживания равные права по удовлетворению своих потребностей и равные возможности для осуществления своих прав и свобод. В том числе своего этнического и культурного развития.

Тонкие вопросы сепаратизма будут сняты статьей 134, «Территориальный состав России», предусматривающей субъектами России не области, республики и края, а соответствующие земли. При этом исключительно с согласия субъектов России в соответствии с федеральным законом допускается изменение границ между ними, но не допускается выход субъекта из состава России. Также принятие в состав России нового субъекта (к примеру, Абхазии, ДНР, ЛНР), согласно конституционному проекту, осуществляется путем добровольного присоединения к России иностранного государства или его части на основании международного договора.

Что касается геополитического соседства с уже отколовшимися от страны самостийниками, то здесь подход такой: «Россия уважает государственный суверенитет и интересы признанных Россией в установленном порядке государств», «…исходит из принципа добрососедства в отношениях с государствами, имеющими с ней общую сухопутную и (или) морскую границу», но только в том случае, если это не противоречит интересам России» или не создаёт угрозу для ее безопасности и территориальной целостности. В проекте Конституции Центра Сулакшина чётко обозначено, что наша страна будет очерчивать зоны интересов России в мире, и делать это будет открыто, не взирая на «мнение западных партнёров».

Думается, что о такой России мечтает каждый патриот страны, каждый русский человек. Мечтает и каждый казак, который не заболел туманными и катастрофическими «историческими перспективами».


Автор Владимир Викторович Волк — публицист, Союз народной журналистики, команда поддержки Программы Сулакшина.


Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора