Донецк. Часть 2: улица Артёма

Канал «Аксиома» 21.06.2016 16:29 | Регионы 106

В компактном и плотно застроенном Донбассе главным «измерением» я бы назвал не широту и долготу и даже не расстояние от столицы, а некую иррациональную глубину: на «поверхности» могут быть города весьма удалённые, на «дне» — и какие-нибудь районы Донецка. А наверху — донецкая улица Артёма, действительно проходящая по гребню длинного холма между Кульмиусом и Бахмуткой, этакий спинной мозг бескрайнего города. На неё, познакомившись в прошлой части с весьма своеобразным пейзажем Донецка, теперь и спустимся да пойдём, никуда не сворачивая от металлургического завода до вокзала.

Часть кадров — 2011 года, их можно отличить по летней растительности, более плотному трафику, а иногда и украинским флагам.

Начало главной улицы миллионного города весьма неприглядно — она упирается в проходную Донецкого металлургического завода, причём отнюдь не главную, а всего лишь за номером 5. Бетонная водонапорка, судя по виду 1920-30-х годов, замыкает её перспективу как Адмиралтейство на Невском… но не будем забывать, что и последнее было когда-то заводом. Главная улица Донецка образовалась спонтанно — прибывавшие в молодую Юзовку люди просто охотнее всего селились у дороги, связующей завод и вокзал, а в стороне от неё беспорядочно росли «балаганы» (бараки) и «каюты» (хижины), а то и вовсе землянки. Постепенно всё это оформилось в посёлок, получвший название Новый Свет — по самому известному своему зданию, одноимённому трактиру. Застройку его смогли как-то упорядочить лишь к 1890-м годам — на север от заводской ограды теперь уходили номерные «линии», которые под прямым углом пересекали именные «проспекты», причём Первая линия пролегала между Второй и Третьей, просто потому, что она действительно была первой. К советским временам Юзовка уже разрослась до размеров хорошего губернского города, а в 1928 линии стали «улицами» и получили имена, и Первая линия стделалась соответственно улицей Артёма — этот удалой большевик, на самом деле Фёдор Сергеев, лидер Донецко-Криворожской советской республики, погибший в 1921 году на испытаниях аэровагона, в донбасской топонимике едва ли не популярнее Ленина.

Но началом улицы, как и раньше, осталось троллейбусное кольцо у завода — трамваи по улице Артёма не ходят:

2.

Самое начало улицы — хорошо видно, что ДМЗ стоит как бы в глубокой яме, из которой дорога ведёт наверх. Справа «аптека Лаче» — в кавычках потому, что вообще-то аптека принадлежала «Новороссийскому обществу каменноугольного, железного и рельсового производств» — так официально называлась английская компания, которую основал здесь валлиец Джон Юз. Социалка тут была для тех времён мощная, например рабочим в цехах бесплатно раздавали чай и газированную воду, держали и аптеку, которую арендовал некий Иван Лаче. Чем занято новодельное здание следом — я точно не знаю, но когда из его дверей вышли двое ополченцев, один из которых заговорщически ухмыляясь нёс подмышкой доску для нардов, фотоаппарат я решил не доставать.

3.

Слева на кадре выше виден ТЦ «Yellow» и ЦУМ (1937), в народе «универмаг ДНРовский» (на самом деле просто «Донецкий») — местные его не любят, но по причине вполне аполитичной: цены там процентов на 10-15 выше среднего по городу. Напротив дом Валлерштейна «в три с половиной этажа» — обратите внимание на сплюшенный второй этаж: там была портняжная мастерская, и хитрый Валлерштейн рассудил, что работают портные всё равно сидя, а стало быть можно сэкономить на высоте потолка. Юзовка всё же была не в меру разросшимся посёлком под управлением завода, и дельцы тут позволяли себе куда больше, чем в городах с государственной властью.

4.

Я почти не показываю переулки, которые здесь, как уже говорилось, гордо зовутся «проспектами». Вот например проспект Труда между парой сталинок напротив ЦУМа. Он от завода второй, и изначально был Средним, ниже (нынешний проспект Лагутенко) был соответственно Большой, а выше — Малый. Дальше по проспекту справа видна гостиница «Великобритания», и вообще там немало интересного — но авеню и стритам Нового Света будет посвящён отдельный пост.

5.

Дальше по Артёма на целый квартал раскинулся сквер Павших Коммунаров с обелиском Борцам за власть Советов (1957), который я в оба свои приезда умудрился так и не заснять. На другой стороне сквера — сердце трамвайной системы Донецка (см. прошлую часть) — кольцо, откуда расходится половина всех маршрутов, то есть главные «ворота» центра города. Ну а в глубине сквера притаилась небольшая церковка Рождества Христова (2000), которую построил старый советский архитектор Павел Вигдергауз.

6.

Это своеобразный памятник Спасо-Преображенскому собору, построенному в 1883-86 годах, что для стихийно разраставшегося Нового Света стало своего рода легализацией. В 1916 году рядом с собором соорудили даже первый в Юзовке памятник — императору Александру II, реформам которого в общем-то и был обязан своей стремительной индустриализацией дореволюционный Донбасс… впрочем, памятник благополучно рухнул накануне официального открытия (возможно, не без помощи большевиков-подпольщиков), а дальше стало уже не до него. Храм снесли в 1931-м, причём очень аккуратно — 80% его обломков пошли на стройматериал.

6а.

За проспектом Павших Коммунаров (бывшим Малым) — здание банка 1920-х годов, при Украине получившее забавный синий купол.

7. 2011.

А высотка за ним уже у следующего перекрёстка с Садовым проспектом (единственный под старым названием, хотя и успел побыть проспектом Челюскинцев), и среди многочисленных высоток Донецка «Грин-Плаза» (96м) самая заметная. Главная её фишка — два разных фасада, образующих прекрасный ориентир: плоский белый обращён к ДМЗ (строго на юг), круглый зелёный — к центру (строго на север). Вид со двора Первой Горбольницы между улиц Артёма и Постышева, и обратите внимание, сколько на фасаде фанерных заплат вместо выбитых взрывами стёкол.

8.

У подножья «Грин-Плазы» консерватория имени Прокофьева (слева) и — на том же углу Артёма и Садового — местный Дворец Пионеров, перестроенный в 1930-х годах из ещё одного дореволюционного банка.

9. 2011

Вернее, расширенный — советских времён тут пристройка (на кадре выше справа) и третий этаж, скульптуры которого и «делают» здание:

10. 2011.

Следующий квартал особенно внушителен: его левую сторону занимает Донецкий технический университет, а на правой офис «Донецкугля», так же украшенный роскошными советскими скульптурами:

11а.

Слева, у начала квартала — похожий на хтоническое чудовище из подземных глубин КСП-32 — горнопроходоческий комбайн, установленный в 1998 году как «подарок жителям Донецка от ясиноватовских машиностроителей»: в шахтёрском краю такие памятники — отдельный жанр, как танки по всему бывшему СССР или вездеходы в нефтяной Югории.

11.

Корпуса ДонНТУ на Артёма. Артём собственно и был его основателем, в 1921 году успев распорядидься об открытии в Юзовке техникума, пять лет спустя повышенного до института. Интересно, что выпускники его прославились не столько как инженеры или учёные, сколько как руководители и политики, причём скорее со знаком «минус» — отсюда вышли в свет Хрущов и Янукович, и проффесором последний числился наверное тоже здесь.

12. 2011

Главный корпус ДонТУ — бывшее коммерческое училище (1912) со слегка упрощённым фасадом:

13. 2011.

Но неплохими деталями:

13а. 2011

Ныне, как и другие донбасские вузы, он фактиечски разделился надвое — часть преподавателей и студентов эвакуировались в Красноармейск, а ныне Покровск Донецкой области, другая часть остались здесь, и Украина признаёт только первых, а Россия, сколь я понимаю, и тех, и других. Фасады квартала ДонТУ на окрестных улицах:

14.

Как видите, и студенты, и преподаватели — в ассортименте:

15.

За следующим проспектом 25-летия РККА (изначально Николаевским) улица Артёма идёт внушительной «сплошной фасадой», у меня почему-то вызывающей стойкие ассоции с промышленными городами Восточной Европы типа Катовиц или Остравы. Роскошный конструктвисткий дом на переднем плане построен в 1928 году и успел побыть ДК Строителей, Дворцом Пионеров и Домом техники угольщиков.

16.

Следующий квартал за проспектом Маяковского (Александровским), взгляд назад — хорошо видна высокая «ободранная» сталинка конторы «Вода Донбасса» (о непростой истории местных водопроводов, снабжающих миллионный город в засушливой степи, есть большая статья). Но у перекрёстка мы не фотографировали, потому что из перекрытого проспекта на нас пристально смотрели вооружённые ополченцы.

17.

По левой стороне улицы Артёма тянется, пожалуй, самое «режимное» здание города — управление Донецкой железной дороги, по совместительству офис Главы ДНР (это официальная должность) Александра Захарченко. О том, что с ЛДНР на Украину составы с углём идут и шли даже в дни самых жарких боёв, люди с нескрываемым стыдом говорят по обе стороны фронта. В общем, то, что мы сделали этот кадр без последствий — на самом деле везение, а один знакомый, такой же турист как и мы, три дня провёл под арестом «до выяснения» только из-за того, что полчаса стоял у этого здания, ожидая троллейбуса.

18.

Поэтому «проходим, не задерживаемся».

Странная растительная демонесса с задницей, но без головы так и висит на воротах ресторана что в 2011-м, что сейчас. Ну а впереди, за Комсомольским (изначально Михайловским) проспектом видно, что улица резко расширяется…

19.

…в площадь Ленина, разбитую в 1920-х годах на месте Сенного рынка. У начала — подземный переход с роскошными барельефами порталов, по сути дела отсекающий границу Старой Юзовки:

20.

20а.

Площадь вытянута на добрых три квартала между Артёма и параллельной улицей Постышева (некогда 3-й линией), и имеет чрезвычайно сложный план — огромная статья о ней на википедии даже заботливо снабжена схемой. Памятник Ленину (1967), прославился тем, что в январе нынешнего года его пытались взорвать «неизвестные». Сталинка (1956) на южной стороне площади, на которую он глядит — не Дом Правительства или Советов, а бывший Минуглепром Украинской ССР, предусмотрительно размещённый поближе к объектам своей ответственности.

21. 2011

Правее него на кадре выше, или слева на кадре с подземным переходом хорошо виден почтамт: в основе отличный образец конструктивизма, «охрущёбленный» при восстановлении в 1950-х годах и усайдингованный уже в наше время. Самая впечатляющая деталь — куранты (1962), на которых указан полдень относительного местного времени в самых разных городах тогдашнего мира:

21а. 2011

А ансамбль площади, этого связующего звена пыльной капиталистической Юзовки и строящегося социалистического Сталино, и был изначально целиком конструктивистским. С разных сторон Минуглепрома симметрично стоят Ворошиловский райсовет (напомню, что центр Донецка официально зовётся Ворошиловский район), изначально областной Дом Советов (1929)…

22.

И поменявшая после войны дизайн Филармония, изначально Дом госучреждений:

23.

В середине площадь пересекает проспект Ильича (Семёновский), в отличие от предыдущих действительно проспект, уходящий большой дорогой прямиком в Макеевку. Южнее него — лужайка с не работавшим в апреле фонтаном между зданий с кадров выше, а севернее — Первомайский сквер, по сути полноценный, хотя и очень маленький, парк со скульптурами и беседками, куда я в этот раз забыл зайти… на самом деле зря, так как важнейшая активность, в том числе многотысячные митинги сторонников и противников Майдана и ДНР разворачивались именно на этой площади… но прямо скажем, не напоминает о них теперь уже нечего, да и взорванного Ленина давно уже залатали.

24.

Площадь Ленина лежит ещё и на самой вершине холма, на кадре выше кажется даже, что виден его перегиб. В створе проспекта Ильича, то есть на макушке города, стоит Донецкий музыкально-драматический театр (1961), труппа которого переехала сюда в 1930 году из Харькова нести культуру металлургам и шахтёрам.

25.

Трогательный памятник до одурения европейского вида поставила в 2010 году одна из компаний Рината Ахметова, и создал его действительно итальянец Лоренцо Куин. В 2011-м он стоял на невзрачном постаменте, но зато между пальцев была не пошлая металлическая «аскорбинка», а хрустальный шарик, из-за которого мне памятник запомнился как Слеза Шахтёра с посвящением погибшим в забоях… Вернувшись в Донецк, я был изрядно удивлён, когда это оказалось лишь моей фантазией на тему. Народное прозвище так и вовсе «памятник напёрсточнику».

25а.

Завершает площадь гостиница «Донбасс-Палас», я бы сказал отель-побратим многострадальной гостиницы «Москва» —  самое яркое в городе конструктивистское здание в 2000-х годах подверглось реконструкции со сносом… и гораздо большим, чем у московской «сестры по несчастью» искажением облика. И в целом конечно очень жаль площадь Ленина времён строительства города Сталино — это был цельный конструктивистский ансамбль, таких по всему Союзу и завершить-то успели немного, а уберечь — и того меньше.

26. 2011

Улица Артёма уходит дальше, это уже не Старая Юзовка, а Старое Сталино, хотя в целом здешний сталианс для 10-го по величине города СССР (на 1939-й год) откровенно скромен. Обратите внимание на газон, начинающийся посреди улицы — по данным a_nadolinskiy, он уложен в 1964 году на месте трамвайных путей, всё же проходивших когда-то по улице несколько кварталов.

27.

За «Донбасс-Паласом», у ворот которого стоят ныне джипы ООН, напоминая, что мы в «горячей точке» — сквер Кузьмы Гурова с бюстом на могиле этого генерал-лейтената, освободившего Донбасс и две недели спустя убитого не немецкой пулей, а обыкновенным человеческим инфарктом. Мы умудрились его не заметить, обойдя сквер по краешку — там снят вводный кадр, а вот на углу танк-памятник — не одними горными комбайнами жил Донбасс. На заднем плане высотка, которая на позапрошлом кадре, в 2011 году, только строилась.

28.

Сквер Гурова обращён к следующей площади — Театральной с советским зданием Донбасс-Оперы (1936-41). Донецкая опера (называвшаяся так почти всю свою историю — не по городу Сталино, а по всему Донбассу) была образована в 1932 году в Луганске передвижным коллективом из Винницы, а сюда переехала с постройкой нового здания, и пускай здание это куда скромнее, чем аналогичные во Львове или Одессе, вклад Донецкой оперы в искусство как минимум не меньший, чем у них. Самую престижную украинскую премию имени Тараса Шевченко театр получил как раз в 2014-м году…

29.

А вскоре одном из обстрелов сгорел склад декораций, артисты месяцами не получают зарплату, немалую часть бюджета Донбасс-Оперы ныне составляют пожертвования российских артистов типа Анны Нетребко, но тем не менее театр живёт и с последних сеансов даже запускает бесплатные автобусы до дальних посёлков, чтобы приехавшие оттуда зрители не попали под комендантский час.

29а.

С 1999 года театр «посвящён» умершему тогда же Анатолию Соловьяненко, памятник которому глядит через площадь на Т-34 с позапрошлого кадра. Здесь обыгрываются два его прозвища — Шахтёрский герцог (так его прозвали после гастролей в Испании с оперой «Риголетто», в ней же он и дебютировал в роли Герцога) и Золотой голос Украины. Памятник, впрочем, успел обзавестись своей легендой: якобы, кто-то из западных рок-звёзд, приехав с гастроялми в уже/ещё украинский Донецк, при виде золотой фигурки выдал «Look guys! This is fucking Elvis!» («Смотрите, пацаны! Это же грёбанный Элвис!»).

30.

В глубине сквера — Скифская композиция (2003) напоминает о древнейших хозяевах степи:

31.

Дальше, всё по левой стороне Артёма — сталинка Донецкой библиотеки имени Крупской (1935-55), так же продолжающей исправно работать:

32. 2011

Позади, меж тем, остались проспекты Гурова (изначально Металлистов) и Театральный (изначально Богодуховский), видимо пролегавшие в трущобах Старой Юзовки, от коих не осталось и следа. Бульвар Шевченко «проспектом» и вовсе никогда не назывался, а начинается от знакомого нам по прошлой части Дома Правительства ДНР. На переднем плане — иностранный журналист, готовящийся повлиять на общественное мнение уж не знаю какой страны:

33.

Памятник Тарасу Шевченко (1955) интересен в первую очередь барельефом, а по местной легенде мотивацией переезда администрации с площади Ленина было «Лучше смотреть ТаразУ в зад, чем Ильичу в глаза»:

33а.

Наискось от него уже на правой стороне Артёма возвышается «новый» Спасо-Преображенский собор (1997-2006), на своего предшественника похожий весьма отдалённо.

34.

Там ещё и роскошное убранство, которое я не стал фотографировать, а во дворе Михаил Архангел на колонне и чрезвычайно экспрессивный Андрей Первозванный — первый, видимо, прислан из Киева, а второй поставлен как памятник Крещению Руси:

35.

Вид с обратной стороны, слева здание епархии:

36.

А за очередным проспектом вновь начинаются владения ДонТУ, куда вклинился среднеазиатского вида бизнес-центр «Столичный», на самом деле одно из самых запоминающихся зданий Донецка. Серая многоэтажка — это общага, известная всему Донецку как Негробанк — до 2005 года (когда органы внезапно «прикрыли лавочку») весь город ходил менять валюту к обитавшим здесь иностранным студентам.

37.

Что же касается памятника Элвису, то в Донецке на самом деле есть вполне реальный памятник «Битлз» — как раз в подворотне Негробанка, во дворе которого до недавних событий обитал клуб, ресторан и гостиница «Ливерпуль». В 2011-м мы ночевали именно там, за вполне вменяемые деньги получив огромный номер с очень приятным интерьером и завтраком со шведского стола — всё это я показывал в тогдашнем посте о Донецке. Памятник стоит, хотя и покрылся густым слоем пыли, никуда не делась и надпись «Добро пожаловать в лучший из миров», но за надписью этой железные ворота и мешки с песком — если верить слухам, владелец «Ливерпуля» был одним из главных спонсоров проукраинских митингов в Донецке, и потому при ДНР потерял свой бизнес практически сразу, а оптимистичная надпись встречала людей, которых ополченцы тащили туда «на подвал»…

На кадре выше — конструктивистский корпус ДонТУ, на кадре ниже — симметричная ему длинная общага во дворе Негробанка:

38.

Дальше по улице Артёма я толком не ходил ни в этот, ни в прошлый приезд: мы прошли меньше трети из 10 километров (!) её длины, но здесь центр уже понемногу начинает сходить на нет. Следующие кадры я снял из окна троллейбуса — через квартал от прошлых кадров слева видна городская администрация «райцентрового» масштаба, уж всяко куда скромнее администрации Ворошиловского района.

39.

За мэрией, при этом, скрыта известнейшая официальная достопримечательность Донецка — Парк кованных фигур. В прошлой части я уже писал про Железную пальму Мерцалова и её современные реплики — Донецк ещё при Украине славился как город кузнецов, с 2001 года в парке за мэрией ежегодно проходит фестиваль кузнечного искусства, лучшие композиции которого остаются там — ныне их более двух сотен. Фестивали исправно проходят и при ДНР, что в 2014-м, что в 2015-м годах, только гости издалека свои работы не столько привозят, сколько присылают. Вот только у меня с Парком кованных фигур не задалось ни в 2011-м, ни сейчас — тогда я ходил сюда вечером и как-то совершенно не проникся, а в этот раз зайти туда и вовсе не успел. Так что вот лишь Царь-пушка близ мэрии — подарок Москвы к первому фестивалю.

40.

На перекрёстке с проспектом Мира (хоть до бывшей Юзовки и далеко, традиция «проспектов» сохраняется на большей части центра) — собственно, памятник Артёму (1967), как и другие образцы жанра (а их в Донбассе немало) отличающийся суровостью облика. Выходец из Курской губернии, Фёдор Сергеев революционерствовал в Харьковской, Екатеринославской и Херсонской губерниях (то есть — и на Донбассе), потом через страны Азии (где в том числе год отработал кули в Шанхае) бежал в Австралию, там продолжил свою деятельностью под псевдонимом Большой Томас и успел даже устроить маёвку в Дарвине, а летом 1917 года вернулся в Россию. В историю он вошёл в первую очередь как руководитель просуществовавшей несколько месяцев в Гражданскую войну Донецко-Криворожской советской республики, которая сама по себе представляла альтернативу развития Страны Советов — если в итоге ССР строились по национальному признаку, то ДКСР — по территориально-производственному, и если бы этот тип возобладал, карта и судьба Советского Союза сложились бы совершенно иначе. Я писал отдельный пост об истории Донбасса, о том, как на здешних шахтах и заводах, притягивавших «весь мир голодных и рабов», сформировалась общность, основанная на идентичности не нации, а класса («мы — работяги!») или места («мы — дончане/горловчане/с Петровки и т.д.»), и роль товарища Артёма как лидера закономерной здесь ДКСР в культурном коде Донбасса весьма символична.

41.

Чуть дальше — стадион «Олимпийский» (1958) с памятником прыгуну Сергею Бубке (палка — высота его лучшего прыжка), за которым будет параллельная улица Челюскинцев, а за ней знаменитая «Донбасс-Арена». Что тут сейчас — не знаю, и стоит ли это знать — тоже.

42.

Но главное в этой части улицы — «травма», то есть Донецкая травматологическая больница, огромное здание которой (250 метров по фасаду) построено в 1953-56 годах.

43.

У входа забавный памятник Исцелевшемуся больному (2001), который ломает костыль о колено, сделанный по мотивам старого советского фильма «Праздник святого Иоргена» (в оригинале под окрик «Исцеляйся, дубина!»):

43а.

Но такие ассоциации здесь только сейчас… В шахтёрских регионах травматологические больницы часто стары и огромны (вот скажем тут в конце поста — про точно такую же больницу в Кузбассе), и попадали в них обычно как-то так:

Гудки тревожно загудели, народ валит густой толпой,

А молодого коногона несли с разбитой головой.

44.

Сейчас сюда везут всех от неудачно поскользнувшихся старушек до раненных на фронте ополченцев, и большую часть времени, что существует ДНР, кроме лета-2014 и зимы-2015, последние были в явном меньшинстве.

45.

Дальше по улице будет ещё несколько подобных длинных монументальных сталинок вроде НИИ горного дела, но постепенно с обеих сторон сгущается хрущобы и многоэтажки. Самое интересное тут, пожалуй — сквер с заброшенным планетарием 1960-х годов (есть и действующий с обратной стороны здания на кадре №7). Здесь уже не Ворошиловский, а Киевский район, выросший из шахтёрской слободы Ветка. Километрах в 3 от собора и Негробанка улица Артёма пересекает Шахтёрскую площадь с памятником Шахтёрскому Труду (1967) — символом советского Донецка.

46.

На площади до 2000-х годов был Северный автовокзал, крупнейший на тот момент в городе. Улицу Артёма здесь продолжает Киевский проспект, проспект уже в привычном смысле, ведущий прямиком в страшный (теперь) Донецкий аэропорт, но и сама улица Артёма на этом не заканчивается, а лишь поворачивает почти под прямым углом, чтобы ещё через пару километров по совершенно невзрачным районам уткнуться в железнодорожный вокзал:

47.

Здесь по-прежнему многолюдно, вот только уже не на поезд спешат все эти люди: левее привокзальной Никольской церкви (2011) раскинулся популярнейший у дончан блошиный рынок, немалая часть вещей на котором, подозреваю, может быть и из разрушенных войной домов — за железной дорогой начинается самый пострадавший район города. Ну а сама Константиновская железная дорога пришла сюда в 1872 году как ответвление от магистрали Киев-Харьков, и вот так вокзал станции Юзово выглядел первоначально:

47а.

Нынешний вокзал построен в 1950-х годах, и впечатляет не столько фасадом, сколько интерьерами:

48.

49.

50.

И… пустотой. Вы видели когда-нибудь внушительных размеров станцию БЕЗ ЕДИНОГО ПОЕЗДА?

51.

Но пути на западе упирается в линию фронта, а на востоке перекрыты рухнувшей Путиловский эстакадой, и поэтому огромный вокзальный комплекс, капитально реконструированный к Евро-2012, ныне тих и пустнынен. Там дальше по платформе ещё есть пригородный вокзал из зелёного стекла, за путями — транзитный вокзал П-образного плана и галерея вдоль путей, соединяющая два здоровенных конкорса. Здесь можно видеть немногочисленных людей, уж не знаю, для чего зашедших на пустые платформы — их поезда явно задержаны на годы:

52.

За путями есть — старое депо:

53.

В котором обитает железнодорожный музей, в день нашего визита оказавшийся закрытым:

54.

А дальнем конце станции — единственный, но и то какой-то очень странный поезд, который возможно (?) раскочегаривают на День Победы и отгоняют в центр города:

55.

Здесь уже кожей ощущается дыхание войны… Но дальше в сторону фронта пойдём лишь в последней части о Донецке, а в следующей погуляем по относительно мирным районам севернее центра, в окрестностях Донбасс-Арены.

ДОНБАСС-2016

Обзор поездки и оглавление серии.

Дорога на Донбасс через Ростов-на-Дону.

История Донбасса.

Две стороны одной войны.

Реалии Новороссии.

Война с обеих сторон фронта.

Реалии новой Украины.

Памятники войне с обеих сторон.

Донецкая Народная Республика

Донецк. Общее о городе.

Донецк. Улица Артёма.

Донецк. Севернее центра.

Донецк. Новый Свет.

Донецк. Английская колония и окрестности.

Донецк. Рабочие окраины.

Донецк. Разрушенный аэропорт.

Макеевка. Центр и МакНИИ.

Макеевка. Колония и Гвардейка.

Саур-Могила и окрестные города.

Иловайск. Узел и котёл.

Новоазовск.

Дебальцево и Углегорск.

Горловка.

Ясиноватая.

Луганская Народная Республика.

…посты будут.

Оригинал взят у varandej в Донецк. Часть 2: улица Артёма

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора

Популярное за неделю

Популярное за месяц