Фильм «Смерть Сталина»

из блогов 7.02.2018 7:25 | Творчество 63

Посмотрела я фильм «Смерть Сталина»: хорошо, что не в кино.
Как известно, фильм запретили к прокату в России — и эта скромная поделка безвестного режиссера сразу стала предметом культа.
О фильме много спорили: одни говорили, что его запретили за критику сталинизма, другие – что за глумление над советским прошлым. Многие писали, что фильм очень смешной, отмечали хорошую игру актеров. Были и мнения, что фильм очень слаб с художественной стороны и именно это главная причина отзыва прокатного удостоверения.
Что сказать? Отчасти правы все сразу.
С художественной точки зрения фильм так себе, довольно скучный, затянутый.
С исторической точки зрения он вообще никакой. Это такая гротескная фантазия на тему страшного сталинизма: без конца всех расстреливают по малейшему поводу и просто так. Например, после смерти Сталина всех работников с его дачи, включая нескольких двойников вождя, куда-то увозят – скорее всего, в лагерь, а последнего оставшегося сторожить дом охранника пристреливают. Зачем? Так уж было принято: на всякий случай всех пристрелить. А вы сомневаетесь? Тогда вы — сталинист!

К Берии привозят девочек-школьниц, с которыми он общается почему-то в помещении, огороженном решетками, как в зоопарке. Утром девочку возвращают родителям и дарят им букет цветов.

Вместе с тем, о многих событиях той эпохи мы до сих пор все точно не знаем. Например, в фильме Берию расстреляли прямо в Кремле. Была такая версия, хотя существуют протоколы допроса Берии и его письма. Но все они есть только в копиях, поэтому говорят о фальсификации процесса над Берией. В данном случае создатели «Смерти Сталина» придерживаются хоть каких-то, но фактов.

А вообще, явное враньё: например, Сталин сообщает Светлане Аллилуевой, что ее любимый человек, Алексей Каплер, был расстрелян в 1949 году, а мы прекрасно помним, как он вел «Кинопанорамы», и про его большую любовь с поэтессой Юлией Друниной.

Вы скажите, что это ерунда по сравнению с миллиардами расстрелянных Сталиным людей и тысячами изнасилованных Берией девочек. Но расстрелянные были, хотя и в гораздо меньших количествах, а поклеп насчет изнасилованных девочек до сих пор не снят с отца советской атомной бомбы и атомной энергетики. Как известно, Берию отказались реабилитировать, хотя в его приговоре есть явно безумные обвинения в том, что он шпионом нескольких иностранных разведок и изнасиловал тысячи женщин и девочек. Но фактически известно только об одной его любовнице, и, то, неточно.
А вот Каплера в «Кинопанораме» видели все.

Теперь к тому, является ли фильм комедией. Мне смешно не было. Что смешного в расстрелах людей? В пытках? Или в том, как вскрывают тело Сталина? Почему-то это происходит в сарае. В этот момент туда врывается пьяный Василий и орет:»Что вы делаете с моим отцом?!». Может, именно это очень смешно?

Хороша ли игра актеров? Очень хорош Саймон Рассел Бил, сыгравший Берию. Это английский актер, занятый обычно в пьесах Шекспира. Трижды лауреат премии им. Лоуренса Оливье. Ему удалось сделать из Берии именно шекспировского персонажа. Остальные актеры, несмотря на мастеровитость, играют гротеск (Стив Бушеми – Хрушев, Джейсон Айзенкс – Жуков, Руперт Френд – Василий Сталин).

Разоблачен ли в фильме сталинизм? Вне всякого сомнения. Я уже писала, что это время показано как время безнадежного ужаса.

Есть ли в фильме клевета на наше прошлое? Сколько угодно. Мне не нравится термин «сталинизм»: эпоха Сталина – другое дело. Та эпоха не была ужасом, а была временем в котором страна не только претерпела много горя, но и сделала много великого.

Я бы сказала, что в фильме разоблачен придуманный антисоветчиками картонный сталинизм.

Сюжетом фильма является борьба за власть, развернувшаяся в верхах после смерти Сталина и приведшая к аресту Берии.  Здесь есть интересные, хотя и противоречащие историческим фактам, сюжетные ходы.

Все начинается с того, что меломан-Сталин услышал по радио некий концерт и приказал привести ему запись, чтобы прослушать ее на досуге. А записи-то и не вели – концерт шел в прямом эфире. Вот тут зрителей загнали обратно в зал, концерт возобновили, чтобы сделать запись. Конечно, все очень боятся, дрожат, что их расстреляют. А как иначе? У нас же чуть что — так в расход. В театр ходить было просто смертельно опасно. Но бесстрашная пианистка Юдина неожиданно отказалась играть. Пришлось ей предложить 20 тыс. рублей — чтобы она согласилась. Но она отказывалась для вида, а ее целью было передать Сталину письмо. Пианистке удалось засунуть в конверт с только что записанной пластинкой свое послание. Сталин его прочел. Там было написано, что он убил всю ее семью, и что она желает ему смерти. Злодей очень смеялся, но от смеха, видимо, у него лопнул какой-то сосуд в мозгу, и он упал на пол без сознания.

Ну, дальше вы знаете: Сталина обнаружили только утром, потом интриговали, а потом были похороны. Вот из-за похорон, которые поручили провести Хрущеву, все и завертелось. Берия сразу, как понял, что Сталин умирает, приказал закрыть Москву и не пускать туда поезда. А Хрущев, в чьем ведении находился железнодорожный транспорт, велел поезда пускать. Люди приехали проститься с вождем, а НКВДшники их перестреляли. Они убили 1.5 тыс. человек. Это дало повод Хрущеву просить помощи у армии, т.е. у Жукова, чтобы тот навел порядок. К этому времени уже был составлен заговор против Берии. Когда в Москву вошли войска, Жуков явился на заседание политбюро, арестовал Берию и убил его.

Почему все были против Берии? Он пугал их компроматом о том, что они подписывали расстрельные списки. И хотя Берия старался понравиться и даже отпустил находящуюся в заключении жену Молотова, было уже поздно. К тому же та самая пианистка, что невольно погубила Сталина, была учительницей музыки дочери Хрущева. Хрущев боялся, что в итоге его объявят виновным в убийстве Сталина.

Как показаны в фильме советские вожди? Берия – подлый, хитрый, гибкий. Маленков – глупый, нерешительный. Жуков – очень крутой. Молотов – никакой. Остальных типа Кагановича или Микояна вообще различить не удалось. Хотя, нет — у Микояна хороший грим.

А другие люди?
Василий Сталин – избалованный принц, истерик, алкоголик. Но красивый. Бредит масонским заговором.
Светлана Аллилуева – принцесса, которая вдруг понимает, что ее безмятежное детство кончилось.

Да, еще есть очень смелая пианистка Мария Юдина. Она, действительно, была любимой пианисткой Сталина. Но никто из ее родных не был репрессирован.

В целом фильм – это смесь «Гитлер капут» и «Хрусталев, машину»: от первого в нем несмешная эксцентрика, от второго – мрачность и занудство. Похоже и на Монти Пайтона: есть у них такой эпизод с Троцким или с английским туристом в СССР: его там без конца расстреливали, но никак не могли попасть.

 

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора
Партия нового типа
Центр сулашкина