Главврач больницы № 1 «Медси»: во вторую волну реанимация заполнена крепкими мужчинами среднего возраста
Татьяна Шаповаленко. Фото: medsi.ru
Татьяна Шаповаленко в интервью Business FM отметила, что пациенты, попадающие в больницы с тяжелым течением коронавируса, по сравнению с весной стали значительно моложе, заражения в основном происходят на работе и в семьях
При каких симптомах коронавируса нужно срочно обращаться к врачу? Кому и когда стоит сдавать ПЦР-тесты? И нужно ли делать прививку, когда появятся вакцины? На эти и другие вопросы в интервью главному редактору Business FM Илье Копелевичу ответила доктор медицинских наук, главный врач клинической больницы № 1 «Медси», которая лечит людей с тяжелым течением COVID-19, Татьяна Шаповаленко.
BFM Мы в гостях у Татьяны Шаповаленко, главного врача клинической больницы № 1 «Медси», одной из двух и самой первой частной больницы, которая лечит больных с коронавирусной инфекцией начиная с весны и по сей день.
Татьяна Шаповаленко: По сей день без перерыва, действительно, в этой ситуации находимся с апреля.
BFM Вопрос, который сейчас многие обсуждают, я читаю и знаю от лечащих врачей, у них возникает ощущение — не научные данные, а ощущение — что те методы лечения, которые помогали в тяжелых ситуациях весной, сейчас помогают гораздо реже. По вашему опыту, вирус весеннего образца и осеннего — что-то изменилось?
Татьяна Шаповаленко: Я бы сказала, наверное, немножко по-другому. У нас несколько поменялся состав пациентов, которые приезжают на госпитализацию и в городские государственные учреждения, и в частные медицинские организации, потому что мы точно так же работаем по системе ОМС. В первую волну мы работали и в системе здравоохранения города Москвы и Московской области, сейчас работаем только с Министерством здравоохранения Московской области. Несколько поменялся состав. Все-таки протоколы, которые утверждены, действительно оказывают свой эффект на амбулаторное лечение. Во-первых, люди уже достаточно настороже, у нас значимо повысилось качество диагностики, скорость диагностики, и поэтому лечение пациентов, которые находятся дома, начинается раньше, и действительно, мы не получаем, может быть, того разношерстного потока пациентов по тяжести состояния, по тяжести протекания инфекции, который был раньше. Это, опять-таки, мое предположение, вы сказали совершенно верно. Но при этом мы действительно получаем пациентов, которые уже длительное время лечились дома без особого эффекта, у которых есть прогрессирование симптоматики, ухудшение состояния. И поэтому, конечно, у нас многие базовые протоколы, которые мы использовали весной как базу для общего пула пациентов, сейчас работают гораздо хуже.
BFM Я поясню: это потому, что сейчас в больницу попадают именно тяжелые…
Татьяна Шаповаленко: Я не думаю, что как-то поменялась сама инфекция. В клиники, в больницы, на стационарные койки попадает более тяжелый поток пациентов, более серьезный, с более тяжелым протеканием этой инфекции. Это действительно так. И в связи с этим, это отмечают и [главный врач городской клинической больницы № 40 в Коммунарке] Денис Николаевич Проценко, и Сергей Васильевич Царенко из 52-й больницы, те, кто находятся фактически на переднем крае лечения пациентов с этой инфекцией, говорят о том, что процент реанимационных коек, который требуется для лечения определенного количества больных, сейчас возрос. Если раньше нам хватало 15% реанимационных коек от всего объема госпитальных коек, то сейчас этот процент доходит до 21-23%, иногда 25%. То есть, действительно, мы видим, как эти пациенты приезжают в более тяжелом состоянии.
BFM А реально достичь этого соотношения?
Татьяна Шаповаленко: А как иначе? Если пациент требует искусственной вентиляции легких, безусловно, да.
BFM То есть наращивается эта аппаратура, эти палаты?
Татьяна Шаповаленко: Да, открываются новые палаты, набирается новый персонал, помимо лечебной это огромная административная работа, которая, поверьте мне, проводится в каждой клинике, и каждая клиника работает под ту ситуацию, которая у нее сейчас возникает. И это действительно колоссальный тренинг для системы здравоохранения и для каждой отдельно взятой клиники или больницы, потому что это действительно ежеминутное принятие неких, в том числе административных, решений для того, чтобы справиться с этим потоком пациентов и справиться с этой инфекцией.
BFM А если говорить о демографическом составе тех, кто попал в тяжелой форме, тех, кто попал в реанимацию, есть какие-то изменения, наблюдения?
Татьяна Шаповаленко: Есть изменения, попадает гораздо больше людей более молодого возраста. Но это видно и по демографическому составу, по возрастному составу заболевших. Если раньше был большой процент заболевших после 45, 50, 60 лет, то сейчас сдвиг в сторону более молодого контингента. И они тоже болеют тяжело. У нас, например, если раньше в первую волну в реанимации лежали люди 65+, и мужчины, и женщины, то сейчас сдвиг в сторону более молодых мужчин, сейчас реанимация заполнена мужчинами среднего возраста, 50-51 год, в очень тяжелом состоянии. И здесь, мне кажется, нельзя говорить, что у нас что-то поменялось в течении этой инфекции, мне кажется, это не совсем верно. Хотя, может быть, и поменялось, я не эпидемиолог, все-таки нужен анализ больших данных. В апреле-мае у нас был полный локдаун: действительно не работали офисы, магазины, рестораны. Сейчас открыто все, люди все равно между собой общаются, люди все равно ходят на работу, и поэтому риск переноса инфекции, заражения большого количества людей более молодого, работоспособного населения, конечно, сейчас гораздо выше.
BFM Можно понять, от кого заразились люди, где они заразились, или это в большинстве случаев не прослеживается?
Татьяна Шаповаленко: В первую волну это действительно тяжело было проследить, за исключением первых пациентов, которые приехали из Италии, Франции. Были какие-то каникулы, если мне не изменяет память, в марте, когда действительно люди вернулись с отдыха и привезли эту инфекцию. Это первый путь такого массового поступления пациентов в нашу страну. А они же все летели в самолетах, потом все стояли в очереди в аэропорту и, соответственно, контактировали с огромным количеством людей, как вы понимаете, без всяких средств защиты. Сейчас — нет, сейчас, как правило, действительно проводится некое совещание, через два дня выясняется, что кто-то тяжело заболел, и начинается эта перекрестная передача. У нас даже был курьезный случай, когда люди из одной организации к нам попали, а я, посещая одного из них на обходе, слышу, что он говорит: «А что, мы с тобой можем спокойно подойти друг к другу в гости, мы лежим в соседних палатах». Поэтому, действительно, сейчас в основном точки заражения — это, конечно, работа. Не магазины, потому что в магазинах все используют средства индивидуальной защиты. А с работы люди приносят домой, поэтому, конечно, внутрисемейное заражение тоже имеет место. То есть две наиболее частые причины — заражение в рабочем коллективе и заражение в семье.
BFM То есть сдвиг в сторону мужчин среднего возраста, вполне возможно, это не какая-то генетическая особенность мужчин, а просто их большее участие в рабочей, общественной и всякой жизни?
Татьяна Шаповаленко: Нет, я вам сейчас говорю по возрастам. Я как раз специально не говорила про различие между мужчинами и женщинами. Опять-таки, наверное, не моя задача это объяснять, этот анализ должен быть на основании некоего большого объема данных, но у нас ощущение, что мужчины в среднем болеют гораздо более тяжело и более агрессивно. То есть этот вирус более агрессивен к мужскому полу. Хотя есть женщины, которые тоже болеют очень тяжело, как правило, женщины с сахарным диабетом, с сопутствующими патологиями, с метаболическим синдромом.
BFM Вообще, сейчас можно говорить о том, что есть какая-то предрасположенность, связанная с хроническими заболеваниями?
Татьяна Шаповаленко: Конечно, мы всегда настороже, прежде всего с пациентами, у которых есть сахарный диабет, инсулинозависимый или инсулинонезависимый. Как всегда, это более тяжелое течение инфекции, таких пациентов много. Мы со всеми настороже и всегда боимся с пациентами с системными заболеваниями, например с ревматическими заболеваниями, с заболеваниями крови, с онкологическими заболеваниями, теми, кто изначально иммунокомпрометирован, где иммунная система подавлена уже некими курсами лечения, необходимыми им, или теми, кто находится на постоянной терапии глюкокортикоидами. Эти пациенты, как правило, болеют крайне тяжело, они все время у нас настороже, и мы ждем любых подвохов. К сожалению, течение у них инфекции, даже несмотря на пристальное внимание, крайне неблагоприятное, поэтому этим людям надо быть максимально аккуратными. И то, что пациенты с хроническими заболеваниями должны быть максимально удалены от мест общения, это точно, это абсолютно оправданно. Помимо всего прочего, мы очень настороже с людьми с хроническими заболеваниями легких. Были некие исследования, по-моему американские, о том, что люди с хроническими обструктивными заболеваниями легких болеют реже, чем в общей популяции, но если болеют, то крайне тяжело. И у них инфекция, как правило, протекает по очень злокачественному типу, то есть с высоченной гипертермией, со снижением сатурации, с потребностью чаще всего в кислородотерапии, иногда в неинвазивной, а иногда и в инвазивной вентиляции легких.
BFM А какой сигнал пациент должен воспринимать как сигнал к тому, что ему нужна госпитализация? Я понимаю, что в скорую сейчас звонят все и постоянно.
Татьяна Шаповаленко: Есть критерии госпитализации. Это все-таки, конечно, температура больше суток, не снижаемая обычными средствами и выше 38,5. Когда человека уже трое суток так лихорадит, конечно, надо думать о госпитализации. Это, безусловно, данные компьютерной томографии. Не нужно делать компьютерную томографию, как только у вас положительный ПЦР или как только у вас первый день поднялась температура до субфебрильных цифр, смысла нет никакого. Реально компьютерную томографию легких надо делать на третий-четвертый день заболевания, на третий-четвертый день лихорадки. Если заболевание проходит в малосимптомной, бессимптомной форме, тоже не недо бежать делать компьютерную томографию. Для этого нет никаких показаний. Любая вирусная пневмония, даже с самым минимальным поражением, все равно даст о себе знать, вы почувствуете, что с вами что-то не то и вам нужно сделать это исследование. Безусловно, по проценту поражения. Если процент поражения приближается к 50%, безусловно, никто ни о чем не рассуждает — надо ехать в клинику. Пациенты, которые имеют тяжелые хронические заболевания, о которых мы с вами говорили, тем более пожилого возраста. Я бы, не дожидаясь никаких серьезных проявлений, ехала в стационар для того, чтобы эти люди находились под наблюдением и чтобы уже врачи определяли, как у них течет инфекция, как прогрессирует, есть масса анализов и лабораторных данных, по которым это можно определить. Безусловно, это лихорадка, одышка и снижение сатурации. Сейчас есть программа, когда пульсоксиметры выдаются людям бесплатно, тем, у кого подтверждена коронавирусная инфекция. И действительно, пульсоксиметрию лучше проводить, потому что особенно у молодых снижение сатурации проходит незаметно.
BFM Они не чувствуют?
Татьяна Шаповаленко: Конечно. Человек лежит дома на самоизоляции в одной комнате, у него нет привычной физической нагрузки, и он эту одышку не ощущает. Он достаточно адаптирован, молодой человек вполне прекрасно себя чувствует. Да, подвигался — задышал. Ну, наверное, устал, слабость — инфекция сопровождается слабостью. Поэтому снижение сатурации ниже 92 на атмосферном воздухе — жесткое показание для вызова скорой помощи и госпитализации в стационар.
BFM Что касается лечения, во-первых, есть впечатление, что никакого лечения от вируса как не было, так и нет и что в больнице будут спасать уже от каких-то проявлений системных поражений, которые он вызвал.
Татьяна Шаповаленко: Нет доказанных препаратов. Проводятся клинические исследования. Да, действительно, есть энное количество данных о положительном воздействии фавипиравира. Его аналоги сейчас у нас есть, и его назначают как базовую терапию, и это правильно, потому что при любой вирусной инфекции противовирусная терапия должна быть, даже если она не стопроцентно помогает. Поверьте мне, противовирусные препараты должны быть включены в протоколы, и это абсолютно правильно.
BFM Если я правильно понимаю, наибольшая эффективность противовирусного препарата, будь то фавипиравир или ремдесивир, который активно на Западе внедряется…
Татьяна Шаповаленко: Наша группа компаний тоже сейчас будет активно включаться в эти исследования с ремдесивиром, тоже посмотрим.
BFM Но, видимо, он может быть эффективен именно на первых стадиях заболевания, где можно сдержать размножение вируса в организме.
Татьяна Шаповаленко: Есть такой принцип в медицине: чем раньше начнешь, тем с большей долей вероятности заболевание будет протекать более спокойно.
BFM ВОЗ сказала, что на более поздних стадиях летальность он уже не понижает. Если, грубо говоря, основные системы организма уже поражены, то противовирусные препараты ничего не могут сделать.
Татьяна Шаповаленко: Я с ВОЗ даже спорить не буду. Я с ВОЗ в этом плане абсолютно согласна. Это имеет отношение к любым заболеваниям и ко всем препаратам, которые сейчас рекомендуются по лечению коронавируса. На мой взгляд, и я буду всегда этого придерживаться, даже если малосимптомное течение, легкое течение коронавирусной инфекции, я все равно считаю, что на основные звенья патогенеза… И поверьте мне, это опыт, потому что вы прекрасно понимаете, что телефон разрывается — и из клиники, и от огромного количества обращений знакомых, родственников, пациентов. Безусловно, лучше вызвать врача. Совершенно точно, чтобы все-таки человека наблюдал врач. Телемедицинские консультации, дистанционно, приехал ли на дом — как угодно, но врач должен посмотреть, потому что ни один протокол на свете не учтет всех ваших аллергических реакций, сопутствующих заболеваний, как надо скорректировать терапию, если вы базово ее получаете, в какой форме у вас протекает инфекция, нет ли признаков присоединения бактериальной инфекции. Это первое: терапию должен назначить врач. Но на сегодняшний день, возвращаясь к вашему вопросу, есть определенные звенья уже известного нам, доказанного (я очень не люблю это слово, потому что доказательная медицина — это все-таки время) воздействия на звенья патогенеза развития коронавирусной инфекции. Прежде всего, противовирусные препараты. Существуют разные точки зрения, не буду сейчас погружаться. Принят фавипиравир в клинических рекомендациях, рекомендованы еще несколько противовирусных препаратов. Лучше их начать делать. Препараты, которые воздействуют на тромбообразование.
BFM «Селектра»?
Татьяна Шаповаленко: Честно говоря, если вы молодой и изначально здоровый человек, я бы точно не начинала с «Клексана», у которого риск кровотечений тоже высок. Но таблетированные антикоагулянты я бы все-таки в профилактической дозе назначила в любом случае. В любом случае я бы назначила антиоксидантную терапию. Эти пациенты должны получать противовоспалительную терапию при повышении температуры.
BFM То есть антибиотики?
Татьяна Шаповаленко: Нет, нестероидные противовоспалительные препараты. Если температура выше 38, то ее надо снижать, эти препараты должны быть включены в эти протоколы при повышении температуры. С антибиотиков точно не нужно начинать. Антибиотики назначаются по показаниям.
BFM А как их распознать, особенно дома?
Татьяна Шаповаленко: Врач. Не надо самостоятельно себе назначать антибиотикотерапию, это точно. Это должен назначить врач. Сейчас очень модно назначать дексаметазон. По нему, наверное, больше всего вопросов. Но та же комиссия Всемирной организации здравоохранения четко написала, что такой стероидный противовоспалительный препарат, как дексаметазон, назначается в тех случаях, когда пациент уже находится на грани перевода в реанимацию, то есть когда есть снижение сатурации, когда есть масса признаков для того, чтобы этот препарат назначить.
BFM Это чтобы гасить чрезмерный иммунный ответ?
Татьяна Шаповаленко: Гасить гипериммунный ответ, который вроде бы как возникает. Тоже мы не знаем этого. Да, очень похоже, что этот цитокиновый шторм — это и есть этот гипериммунный ответ.
BFM Это явно не в самом начале болезни.
Татьяна Шаповаленко: Точно не в начале болезни, не при температуре 37,3. И вот тогда нужно подумать об антибиотикотерапии, потому что при этом система иммунитета значимо блокируется. Блокируется не только эта гипериммунная реакция, но и блокируются так называемые — я уж очень просто стараюсь говорить — защитные силы. И тогда риски присоединения бактериальной пневмонии на фоне вирусной тоже высоки. Заниматься самолечением коронавирусной инфекции реально опасно. Я понимаю колоссальную нагрузку на врачей, я понимаю панику и страх, наверное, всех. Я тоже боюсь заразиться, как и любой нормальный человек, и боюсь тяжелого течения этой инфекции. Но при этом надо все-таки оставаться с разумными подходами к лечению.
BFM Вы упомянули, что будете участвовать в исследовании ремдесивира. Откуда мы его возьмем? Его Трамп скупил на корню, как мы слышали. Он доступен?
Татьяна Шаповаленко: Нет, он сейчас недоступен, это не тот препарат, который есть в свободной продаже в Российской Федерации, насколько я знаю. Мы участвуем в клинических исследованиях.
BFM И вы будете получать от производителей?
Татьяна Шаповаленко: Мы будем получать, это будет двойное слепое рандомизированное исследование. Это обычное хорошее красивое базовое клиническое исследование. Не только Российская Федерация, несколько стран мира участвуют в этом исследовании. Поэтому насчет того, что там Трамп все скупил и что все едят ремдесивир в Америке и все здоровы…
BFM Нет, они не здоровы, он еще не произведен в тех количествах, в которых законтрактован. Ремдесивир — это противовирусный препарат, как и фавипиравир, как мы говорили, его действие, наверное, более заметно на первых стадиях, а в больнице уже тяжелые, вы уже на этом этапе…
Татьяна Шаповаленко: Понимаете в чем дело, мы с вами не знаем время репликации вируса, сколько продолжается эта вирусемия. У каждого индивидуально, сколько времени данный вирус оказывает негативное воздействие на организм. Ведь можно отшучиваться от того, что пациент спустя три недели от начала заболевания дает положительный ПЦР-тест, положительную полимеразную реакцию, а можно не смеяться. Это значит, что, действительно, вирус продолжает циркулировать в организме, продолжает оказывать свое патогенное воздействие. У пациентов, которых я перечисляла, например с системными заболеваниями, достаточно длительная репликация вирусов. Мало того, у нескольких пациентов, которые у нас лечились от коронавирусной инфекции с диагнозом, например, «лимфома», мы видели несколько витков, когда ПЦР несколько раз отрицательный, а потом опять положительный, и опять снижается сатурация, и пошло-поехало все дальше. И мы переживаем несколько таких витков. Поэтому то, что изначально должны быть те препараты и то воздействие на те звенья патогенеза, которые мы с вами только что обсуждали, — да. А вот уж как дальше лечиться: делать противовирусные, делать антибиотики, делать дексаметазон, делать другие препараты — это должны решать врачи. Кстати, мы вчера участвовали в очень большой международной конференции как раз по протоколам лечения коронавирусной инфекции. От нашей клиники было два доклада, мы докладывали о наших протоколах стационарного лечения и о протоколах лечения тяжелых пациентов в отделении реанимации. Наш заведующий реанимационным отделением делал очень интересный доклад. Там много аналитики, понятно, что это не для широкой аудитории, это все-таки чисто медицинский доклад. Но единого мнения сейчас нет. Мы послушали доклады из других стран: испанцы, итальянцы, португальцы, немцы, австрийцы, американцы участвовали. Единого протокола нет. Но мы все двигаемся приблизительно в одном направлении.
BFM Гидроксихлорохил, про который сначала сказали, что он помогает, потом сказали: нет, не надо. У нас какой подход?
Татьяна Шаповаленко: Гидроксихлорохил — хороший препарат для лечения многих заболеваний, не только малярии. Гидроксихлорохил, например, применяется в лечении системной красной волчанки, многих ревматоидных заболеваний, аутоиммунных заболеваний, действительно является очень хорошим препаратом. Значимого эффекта на коронавирусную инфекцию мы не увидели. Мы его использовали в самом начале. И сейчас Всемирная организация здравоохранения тоже, в общем, так мягко… Понимаете, все очень аккуратно говорят о схемах лечения коронавируса, крайне аккуратно, нет ортодоксального, жесткого мнения. Но, действительно, от него сейчас отходят. Я могу поделиться своим опытом. Я знаю, например, что у Сергея Васильевича Царенко другая точка зрения. Мы не используем, не видим от него эффекта.
BFM Сергей Васильевич Царенко — это глава реанимации 52-й больницы, он действительно авторитет именно по спасению людей. Каковы шансы на спасение, если человек уже попал в тяжелую ситуацию, если он находится на ИВЛ? Поначалу весной говорили, что 60-70%, к сожалению, не возвращаются с ИВЛ, если они туда уже попали.
Татьяна Шаповаленко: Во-первых, не 60-70%, а американцы давали цифру 85%.
BFM Я сказал мягче.
Татьяна Шаповаленко: Да, они погибают. У нас несколько иная ситуация. Мы приведем цифры, мы как раз по второй волне сейчас считаем, смотрим, проводим аналитику. Аналитика, которая была на первой волне, у нас тоже есть. Очень зависит многое от сопутствующей патологии и возраста. У пациентов старшего возраста, старческого возраста, конечно, шансов на благоприятный исход гораздо меньше. У пациентов более молодого возраста — да, это долго, да, это длительно, да, может быть несколько витков системного воспалительного ответа, но у них шансы достаточно высоки.
BFM Сколько такие пациенты могут находиться на ИВЛ в реанимации и потом выжить?
Татьяна Шаповаленко: Мы выписали недавно пациента, который у нас два месяца находился в реанимации, и параллельно с ИВЛ он еще был на ЭКМО то ли 14, то ли 16 дней.
BFM Такой тяжелый случай?
Татьяна Шаповаленко: Пациенту 37 лет, он чуть больше двух недель был на ЭКМО, практически 47 суток он был на искусственной вентиляции легких. Я, может быть, чуть-чуть путаюсь, но порядок цифр такой.
BFM Сколько было процентов поражения легких?
Татьяна Шаповаленко: 96%.
BFM То есть он не дышал самостоятельно вообще?
Татьяна Шаповаленко: Раз ЭКМО, то, в общем, он не дышал, потому что ЭКМО, экстракорпоральная мембранная оксигенация, — это крайняя мера.
BFM Но это особый случай.
Татьяна Шаповаленко: Это особый случай, да. Пока и мы, и Сергей Васильевич тоже говорил эти цифры, что трудно выходят пациенты, которые находятся и на ЭКМО, и на ИВЛ. Но пациенты с минимальной сопутствующей патологией и достаточно молодого возраста — да ИВЛ, да, лечим, да, подбираем режимы вентиляции, да, лечим системные воспалительные ответы, да, очень четко осуществляем кардиореспираторный мониторинг, но у них шансы велики. Не только мы, весь мир прошел несколько теорий, как вести таких пациентов. Мы старались максимально долго не интубировать, не переводить на инвазивную вентиляцию легких, а вести на неинвазивных методиках, на высокопоточной оксигенации, но сейчас мы пришли к тому, что если пациент нуждается в ИВЛ, то надо это делать быстро и не тянуть. Делать быстро, подбирать режим вентиляции, пока нет еще ригидности легких. Для родственников это всегда шок и приговор: боже мой, все, перевели на ИВЛ. Да, это крайне тяжелое течение инфекции, да, шансы на выздоровление ниже у пациента в реанимации, чем у базовых пациентов в стационаре. Но это точно не приговор.
BFM Лекарственный кризис в стране затронул клинику? В аптеках не достать тех препаратов, которые вы перечисляете.
Татьяна Шаповаленко: Честно скажу, нас не затронул. Не потому что я оторвана от жизни, поверьте мне, и достаю препараты где-то. Нет, покупаем совершенно законным, обычным путем. Но и в наших аптеках, насколько я знаю, у нас есть препараты.
BFM Не везде, как показывает практика. Может, если в больницах они есть, то больным приходится метаться по городу, чтобы их найти.
Татьяна Шаповаленко: Не везде. Если обсуждение вышло на уровень президента Российской Федерации, то наверняка есть какие-то перебои, и эту проблему надо решать, у людей не должно быть паники еще и из-за этого. Как только паника, это бесконтрольное приобретение огромного количества ненужных препаратов. Паника никому никогда не нужна. Есть такие наблюдения, они совсем не медицинские, они человеческие. Поступает у нас пациент с тяжелым поражением легких — около 70%. Если ему объясняешь и он спокойно лежит в прон-позиции на животе, жутко неудобно, на высокопоточной оксигенотерапии все сушит — тоже неудобно, выполняет все наши назначения, у него больше шансов. У таких, кто взял себя в руки и спокойно прошел этот период, когда организму мы помогли справиться с цитокиновым штормом, чем у тех, кто начинает истерить, кричать, что ему неудобно лежать, что у него, вообще-то, трубка торчит. Как только человек впадает в панику, я понимаю, что он это делает не потому, что ему так хочется и он такой вредный, он дико испуган от самой ситуации: люди в костюмах, халатах, что-то в тебя пихают. Ужасно? Ужасно. Но у тех, кто относится к этому более взвешенно, более спокойно, больше шансов обойтись без искусственной вентиляции легких и пройти это острый период на менее инвазивных вещах. Паника — очень плохой фактор.
BFM Это важно людям заранее знать и быть готовыми.
Татьяна Шаповаленко: Слушайте внимательно, что говорят вам доктора. Даже если вы попали с тяжелой инфекцией — без паники. Слушать внимательно, выполнять все рекомендации. Да, они неудобные, но вы даже не представляете, как на глазах при повороте пациента, при подсоединении кислорода меняется ситуация — совершенно мгновенно. Это нам позволяет самое дорогое — выиграть время и начать лечить.
BFM Когда болел упомянутый Трамп, сообщалось о том, что в его лечении применяли комплекс моноклональных антител и ремдесивир. Три дня его лечения, как мы прочитали, стоили 100 тысяч долларов. В нашем арсенале как раз эти два компонента сейчас мы не упоминаем. Что вы думаете об этих двух вещах?
Татьяна Шаповаленко: Я о них ничего не думаю. Потому что я прекрасно понимаю, что верить таким вещам, наверное, не надо. И с чисто бытовой, психологической точки зрения, и с медицинской. Что получал, какие препараты, что находится в исследованиях, кто это написал, как это переврали СМИ?
BFM 100 тысяч долларов, я считаю, преувеличение. Но, в принципе, не только Трампа, я знаю, что существует этот коктейль…
Татьяна Шаповаленко: Комплекс моноклональных антител существует и сейчас находится в рамках клинических исследований. Клинические исследования ремдесивира мы тоже начинаем, потому что есть некие данные по первичной фазе о том, что он действительно будет работать как противовирусный препарат. Дай бог, все только за. Только давайте воздержимся от преждевременного массового назначения. Абсолютно правильно говорят про фавипиравир. Да, работает, скорее всего. Опять-таки, у кого-то работает, у кого-то — нет, и как потечет эта инфекция, мы пока предсказать не можем. Но при этом он обладает колоссальным тератогенным эффектом, он обладает гепатотоксическим эффектом, и надо контролировать некие показатели, на которые воздействует этот препарат. Препарат токсичный. А то у меня тут кто-то начал есть этот фавипиравир в качестве профилактики. Ни в коем случае в качестве профилактики не нужно есть противовирусные препараты. И даже когда у вас был контакт с пациентом с коронавирусной инфекцией — сдайте тест два-три раза.
BFM Насчет тестов, это тоже сейчас притча во языцех, люди во многом не доверяют тестам ПЦР. Как мы тоже прочитали в исследованиях Института Джонса Хопкинса, они советовали, что наиболее вероятное, правильное и максимальное выявление посредством ПЦР — примерно на пятый-восьмой день после инфицирования, а потом, как мы читали, вирус вполне может исчезать из носоглотки, где собирается материал. Как ваша практика в больнице показывает?
Татьяна Шаповаленко: Это как раз практически не изменилось, хотя сейчас у нас степень выявляемости гораздо выше, чем раньше. Тест-системы стали более точными. Но, действительно, я точно могу сказать только одно: отсутствие положительного ПЦР-теста не является доказательством того, что вы не болеете коронавирусной инфекцией. Во-первых, вирус мог элиминироваться из верхних дыхательных путей. Вот диагностика бронхоальвеолярного лаважа, то есть диагностика на ПЦР вод, полученных при проведении, например, бронхоскопии, имеет степень вероятности 90 с небольшим процентов. У мазка из ротоносоглотки степень вероятности, по-моему, 50-57%.
BFM Но правда ли, как Институт Джонса Хопкинса утверждает, что на пятый-восьмой день после инфицирования? Все-таки это ворота, организм на начальной стадии будет.
Татьяна Шаповаленко: У кого-то есть такие защитные системы эпителия верхних дыхательных путей, что этот вирус элиминируется гораздо быстрее. У кого-то, как я вам уже сказала, через три недели мы получаем по полной программе.
BFM То есть его здесь может не быть, а дальше может уже проникнуть.
Татьяна Шаповаленко: Да мы и здесь, и отсюда получаем через три недели. Этих закономерностей пока нет, они пока не выведены и никем не доказаны.
BFM То есть, как и при лечении, комбинация, и если вы думаете, что могли быть в контакте, то пятый-восьмой день — это достаточно показательно для носоглотки, а позже, может быть, и нет.
Татьяна Шаповаленко: Для чего большинство людей сдает этот анализ? Прежде всего для того, чтобы понять после контакта с предполагаемым человеком, кто мог заболеть или являлся носителем, не заболел ли я, правильно?
BFM И это подходит на пятый-восьмой день, не на второй.
Татьяна Шаповаленко: Нет, может и на второй, может и на третий, может и на пятый, может быть на какой угодно. Но я больше чем убеждена, что сдавать ПЦР-тест без симптомов особого смысла нет.
BFM Но у нас сейчас во многих компаниях каждую неделю тестируют всех. У нас поэтому огромная статистика, но она, возможно, абсолютно не таргетированная.
BFM Как вы относитесь к вакцине, что показывают исследования? «Медси» участвует в исследованиях в том числе. Чего вы ждете от этого, каков прогноз?
Татьяна Шаповаленко: Того же, чего и все ждут. Я жду того, что с вакциной мы сможем максимально блокировать пути передачи вируса, и даже если у нас не 100% будут вакцинироваться — как и при любой вакцинации, будет масса противопоказаний и опасений, но если провакцинируется определенный процент населения, то мы тем самым блокируем передачу друг от друга и подавим эту эпидемию. И это очень важно, этого действительно все ждут. Нам как пользователям, и вам и мне, абсолютно все равно, какие будут вакцины. Нам главное, чтобы она была эффективной, нам главное, чтобы она была максимально безопасной и нам главное, чтобы от нее сохранялся хоть на какое-то время иммунитет.
BFM Какое-то время? Вот это очень интересный вопрос.
Татьяна Шаповаленко: Хорошо бы знать какое, но я думаю, что здесь будет у каждого индивидуально в зависимости от реакции иммунной системы. Паника и истерика никогда ни к чему хорошему не приводят. И большинство из того, что сейчас появляется в средствах массовой информации, это паника и истерика. Вот пишут, что заразились двое из тех, кто провакцинировался. Ни одна вакцина в мире не дает стопроцентной гарантии от заражения. Давайте возьмем вакцину против гриппа, такая же острая респираторная вирусная инфекция, H1N1 вызывает тяжелые вирусные пневмонии, с которыми мы сталкиваемся уже много лет. Но если ты провакцинирован и все-таки заболел гриппом, то вероятность того, что у тебя заболевание пройдет по более легкому пути, гораздо выше, чем у того же однотипного тебе человека, если он не будет вакцинирован. И ради этого вакцинацию и стоит делать тоже. Не только чтобы полностью защитить себя, но и для того, чтобы не дойти до реанимации, ИВЛ и всего того, о чем мы сегодня говорили. С этой точки зрения, безусловно, вакцинация, конечно, нам нужна.
BFM В том числе среди медиков сейчас тоже распространено настороженное, мягко говоря, отношение к вакцинам, потому что раньше было принято, чтобы вакцину испытывали фактически минимум два года. Понятно, что двух лет в той пандемии, в которой мы находимся, у нас просто нет. Но тем не менее то, как сейчас вакцины вводятся в оборот, не по догме, хотя есть масса объяснений, что это далеко не первая вакцина, которая делается, накоплен огромный опыт и есть знания. Поэтому я хочу узнать вашу точку зрения на этот счет.
Татьяна Шаповаленко: Я вам уже сказала, я за вакцинацию. У нас же тоже несколько вакцин, сейчас вышла «Спутник V», на подходе «ЭпиВакКорона», следующей выходит вакцина Центра имени Чумакова. О каждой из них должна быть максимальная информация. Эпидемиологи и вирусологи должны очень доступно и доходчиво давать информацию. Например, я могу быть здесь не точна, я не специалист по вакцинам, но знаю, что одна из них синтетическая, значит, она больше подходит людям с ослабленным иммунитетом и прочими осложнениями, то есть там, где нужно максимально защитить их и от самой вакцинации тоже.
BFM Это, собственно, первая — «Спутник V».
Татьяна Шаповаленко: Конечно. О любой вакцине должна быть масса информации, и, чем больше будет информации, тем легче будет доктору, который будет назначать вакцинацию, определиться, что мы вакцинируем. Будет одна вакцина — я все равно за то, чтобы вакцинироваться. Летом я была в ужасе. Все были счастливы, что вроде все так волшебно закончилось, а я была, честно говоря, в ужасе, когда увидела в Москве и в Петербурге, куда ездила к маме, толпы людей без всяких средств индивидуальной защиты, сидящих нос в нос в ресторане и прочее. И когда в октябре в Москве рост заболеваемости уже был колоссальный, я приехала забрать маму из Петербурга и зашла в магазин в маске, перчатках и очках. На меня посмотрели и сказали, смеясь: «Она, наверное, из Москвы приехала». Потому что больше никого, кроме меня, в средствах индивидуальной защиты в этом супермаркете не было. А надо об этом помнить. Да, мы живем в несколько измененной реальности. Поверьте мне, ношение средств индивидуальной защиты, обработка рук не самые страшные вещи, которые смогут с нами случиться.
- ПолитикаРусранд Сулакшин С.С.
Антироссийский проект путинизма: реконструкция, идеологические и фактические характеристики
Занимаемся мы в университете оппозиции не пропагандой, не агитацией (что только в какой-то мере так, но главная цель не в этом). Занимаемся мы тем, что убеждаем друг друга и помогаем понять, что слово «оппозиция» — слово ответственное и оно отличается от слов: «балаган», «развлекуха», «подставуха», «суррогат», самопиар и «политическая порнография». Мы делаем совершенно иную заявку и последовательно помогаем строить в стране настоящую политическую оппозицию. Правящий режим и правящая группировка в нашей стране, как известно, получила…1 290 - ЭкономикаРусранд Самое интересное Степан Степанович Сулакшин
Путинизм и кризис России
Россия вновь наступает на те же грабли. Годы назад, выдвинув математическую модель мирового финансового кризиса, наша научная политическая группировка предупреждала руководство страны, что оно создает модель экономики и государства несуверенного типа, уязвимые для внешнего агрессивного воздействия. Обстоятельный доклад на эту тему в феврале 2009 году — по кризису одов — был подготовлен для Совета Безопасности Российской Федерации, в котором тогда, совместно с его секретарем Николаем…1 751 - ПолитикаСулакшин С.С.
Вступай в борьбу за власть
Уважаемый соотечественник! Благодарим вас за возможную решимость присоединиться к организационно-политическому строительству объединения настоящей общенародной оппозиции Путину и путинизму в рамках организационной инфраструктуры Партии Нового Типа. Наш отличительный принцип состоит в том, что мы не только разоблачаем губительный характер путинизма, но дали профессиональную диагностику способов и причин деградации страны и народа. В ее основе научные методы, модели и методология. Мы не только критикуем путинизм, но мы делаем настоящее профессиональное, конкретное содержательное предложение — что и как…1 110 - ПолитикаРусранд
России нужна другая Конституция!
Конституция — это основной закон страны. Существуют Конституции двух типов — первый, к которому относится ельцинско-путинская Конституция, устанавливает право, порядок и институты государственности. В Конституции иного типа кроме права, порядка и институтов задаются основы жизнеустройства во всех сферах жизни. Задаются социальная, экономическая, политическая, гуманитарная модель страны. Новая Конституция команды Сулакшина — именно такого, второго типа. Каким в Конституции будет задано жизнеустройство, — такой жизнь в стране и будет. Если…416 - ПолитикаРусранд Самое интересное Степан Степанович Сулакшин
Путинизм должен исчезнуть! Вызовы оппозиции гибельному курсу России
Автор и его товарищи много усилий приложили для мобилизации в стране реальной политической оппозиции путинизму, но задача создания профессиональной оппозиции, способной взять на себя ответственность за страну, дело трудное, объемное и длительное. Ее решение только еще предстоит. Поэтому мы открыли Университет оппозиции. Это цикл публичных занятий, объединяющей темой которого является политический проект реальной оппозиции, ее политическая Программа. Простой на первый взгляд вопрос — да чего там, за вечер…498 - ОбществоРусранд Самое интересное Степан Степанович Сулакшин
Семь «П». Программа: платформа, проблемная повестка, проект, план, прогноз
Центральная и сквозная тема наших занятий в Университете оппозиции — разбор политической программы — что это такое? Многим кажется, что политическая оппозиция, её роль, миссия и активная повестка демонстрируется в нашей стране, например, Левым фронтом Сергея Удальцова, активно организующего уличные акции; КПРФ с их митингами; был период, когда Навальный со своим политическим проектом будоражил страну множеством митингов по стране и несогласованными, и рискованными митингами в центре Москвы. То есть…212 - ПолитикаРусранд Самое интересное Степан Степанович Сулакшин
Корни и истоки «Программы Сулакшина»
Прежде чем подойти к разбору самой «Программы Сулакшина» сделаем несколько необходимых экскурсов. Начнем немного необычно, с отвлеченной истории, описанной Джеком Лондоном в его романе «Мартин Иден». Роман о судьбе талантливого человека в условиях жестокого американского капитализма начала двадцатого века, похожего на нынешнюю Россию с его императивами: выживай кто как может, а если не можешь выжить, погибай! Герой романа, ставший в итоге знаменитым, популярным, почитаемым и модным…219 - ОбществоКанал «Центр Сулакшина»
ТРОЛЛИ И БОТЫ: ВЫМЫСЕЛ ИЛИ ОРУЖИЕ В ИНФОРМАЦИОННОЙ ВОЙНЕ?
В этом видео мы впервые с помощью статистического контент анализа Твиттера раскрываем масштабы грязных методов информационной борьбы режима с политической оппозицией в лице С.С.Сулакшина. Вы сможете оценить уровень беззакония, вредоносности и опасности для страны этой конкретной деятельности властного режима. Фактически создан метод достоверного выяснения кто является настоящей оппозицией и кого режим считает для себя опасным,…87
- Альтернативное мнениеПавел Кухмиров
Вакцина: не медицинский вопрос
13.01.2021, среда. Министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба высказался против использования в стране российской вакцины против COVID-19. Он отметил, что сам факт такого обсуждения уже является признаком навязанной Украине «гибридной дискуссии» об этой вакцине. По его словам, даже если российский препарат является действенным, применять его нельзя, так как речь будет идти о «навязывании своих пропагандистских штампов и…37 - Альтернативное мнениеЕкатерина Петрова
Информационная диктатура пострашнее Рейха?
Фото: Wallhere.com По следам погрома Капитолия: почему свободе слова в интернете пришел конец и что с этим делать Помните, как многие потешались над Дональдом Трампом на старте его президентской карьеры? Мол, президент США – а пользуется самыми обычными соцсетями и беспрестанно чирикает в твиттере всякую чушь! Теперь же мы шокированы тем, что без этих самых…48 - Альтернативное мнениеЭль Мюрид
Переговоры
Переговоры Алиева и Пашиняна в Москве под присмотром Путина уже дали возможность отечественной пропаганде почистить перышки и сообщить о роли России на Кавказе. Без нас, — сообщают они — там и муха не пролетит. Турция — за скобками договоренностей. Вроде бы да. Но есть нюанс. Цель Турции — не умиротворение и не, паче чаяния, урегулирование…36 - Альтернативное мнениеАлександр Лежава
Деньги, патроны и стволы
Фото отсюда В американской прессе уже сейчас можно увидеть в комментариях слова о том, что 6 января, когда состоялся так называемый «штурм Капитолия» в Вашингтоне, это официальная дата начала гражданской войны в США. Вряд ли это так, поскольку даже среди республиканцев лишь 45% поддерживают эту акцию, а 12% не определились. Среди демократов поддержавших захват всего…38 - Альтернативное мнениеАнатолий Широкобородов
Американские короли мира. Кто они?
Художник: Рене Магритт. Название картины: «Влюбленные». Картина написана: 1928 г. Фото отсюда Примерно 1% людей планеты сосредоточил в своих руках более половины всего мирового богатства Современные монархи уже давно утратили флёр божественного права королей. Даже в Британии, несмотря на девиз на гербе Dieu et mon droit (Бог и моё право) и то, что реальной власти…36 - Альтернативное мнениеПо сообщениям информационных агентств
США: прощание с имиджем
Фото отсюда После очередного отказа Дональда Трампа признавать итоги президентских выборов его сторонники осадили и взяли штурмом Капитолий. Избранный президент США Джо Байден выступил с экстренным обращением к нации и назвал происходящее мятежом. Трампу же может грозить судебное преследование. Российские депутаты-международники и эксперты рассказали «Газете.Ru» о последствиях и значении событий 6 января. Реакция на захват…36 - Альтернативное мнениеАлександр Берберов
Охотник и заяц: кто прав? Кто не прав?!
Пока ещё действующий президент США Дональд Трамп, напуганный масштабами акций в свою поддежку (?!), 11 января объявил о введении режима чрезвычайной ситуации в столице с целю обеспечить безопасность в городе перед инаугурацией избранного президента Джозефа Байдена. Об этом сообщила пресс-служба Белого дома. Игра явно выходит из-под контроля двух клоунов, которые — согласно традиционной развёрстке американской…51 - Альтернативное мнениеПавел Пряников
Микроволновое оружие
Ноябрьская новость о том, что в недавней стычке с Индией Китай использовал «микроволновое оружие». Раньше разговоры про всякое «пси-оружие» принято было относить к конспирологии и теории заговоров, но вот оно стало реальностью. Сами китайцы называют это оружие «высокоэнергетическое электромагнитное излучение»: «В результате атаки индийских военных рвало и они не смогли выстоять и 15 минут, что…58 - Альтернативное мнениеПавел Кухмиров
Лики стабильности: какие кадры востребованы в современной России
Фото отсюда Когда-то было такое понятие: «классово близкие элементы». Оно очень широко использовалось в нашем обществе после социальных потрясений, имевших место сто лет назад. Потом, уже на моей памяти над данным понятием было принято иронизировать. Как и над всем наследием того периода нашей истории. Иронизировал и я. Потом, правда, стало не смешно. И в плане…61 - Альтернативное мнениеsoiz [1231402]
РИТУАЛЬНЫЕ УСЛУГИ
Что высветил погром Среднеуральского монастыря и захват схиигумена Сергия Думаю, все видели кадры штурма Среднеуральского женского монастыря, который был начат около часа ночи и закончился пленением схиигумена Сергия. Не могу сказать, что я внимательно следил за тем, что делал и говорил схиигумен; я посматривал, поглядывал… И сейчас не хочу вдаваться вот во все эти подробности:…95 - Альтернативное мнениеДмитрий Николаев
«Спроси у холодильника» — или у головы?
Чтобы понять всю ущербность и неполноценность современной либерально-майданной оппозиции – пойдём, как у геометров, методом «от противного». Вообразите себе (для наглядности), что в страну лучин и оплывших свечей прибыл инженер-электрик. Этот электрик учит, что с электричеством лучше и веселее жить, нужна электрификация. А тёмные и отсталые мракобесы спорят с ним, ругают его, пытаются изгнать… И…49 - Альтернативное мнениеЭль Мюрид
Огораживание
История с вакцинным паспортом является не только сугубо российской. Соответствующие документы будут вводить другие страны и объединения. В частности, Евросоюз. У введения таких паспортов будет достаточно много следствий. Экономических, политических, социальных, культурных. Естественно, что в каждой стране или объединении стран будет создан «свой» список сертифицированных вакцин, а значит — только вакцинация «правильными» вакцинами от «правильных»…52 - Альтернативное мнениеИлья Шуманов
Иностранный агент
Несмотря на режим «суверенности», в котором действует Россия последние пятнадцать лет, обращают на себя внимание используемые в российской государственной мысли логические и смысловые конструкции, заимствованные из американской системы государственного управления. Например, дословно скопированный из американской юридической мысли термин «иностранный агент». Попытка перенести американскую смысловую конструкцию времен второй мировой войны в Россию, автоматически переносит Россию в…4.01.2021 0:08 60 - Альтернативное мнениеЭль Мюрид
Последний год
2021 год — последний год «газовой эры». Как обычно, она заканчивается не потому, что закончился газ (наоборот — его предложение становится избыточным), а потому что приходят новые технологии, новые рынки и новый энергоноситель. В качестве перспективного энергоносителя, который и будет заменять газ, называется водород. К 2050 году спрос на него должен составить порядка 470 млн…42 - Альтернативное мнениеАлександр Леонидов
Ася против Бога или разорванность атеизма
Есть две важнейшие и актуальнейшие темы для докторских диссертаций. Одна – «роль религии в формировании поведенческих потребностей человека». Вторая – «роль религии в формировании познавательных потребностей человека». Поскольку наши учёные предпочитают заниматься всякой чушью, а не по-настоящему важными темами, две эти темы остаются пока не развёрнутыми в нужном объёме. Но нужно же понимать, что они…108 - Альтернативное мнениеЭль Мюрид
Секретные чаты
Новогодняя история про то, как Центр специального назначения по обеспечению безопасности движения МВД годами собирал и передавал как бы секретные сведения о передвижении кортежей первых лиц государства по незащищенной связи через чаты в WhatsApp — она, история эта, лучшая иллюстрация сразу двух картинок. Первая картинка — про техническую и технологическую отсталость нынешней России. Создать на отечественной элементной…59 - Альтернативное мнениеsoiz [1231402]
ПОЛИЦАЙ!
Подводя итоги: вот и все, что осталось… Подводя итоги этого года я подбираю подходящее словечко и не могу найти ничего лучшего, чем всплывшее в этом же году «обнуление». Оно лучше всего выражает то, что с нами происходит — все обнуляется, все последние миражи тают, рассыпаются в прах. В этом смысле год был прекрасен — как…118 - Альтернативное мнениеanlazz
Итоги года. «Несобытие года»
В прошлых постах – где речь шла об успешных и неуспешных политиках и странах – Россия практически не упоминалась. Поэтому могло сложиться впечатление, что наша страна прошла этот год практически незаметно. Но нет, было тут событие, которое, ИМХО, вполне может войти в анналы истории – правда, с весьма сомнительным оттенком. Речь идет о т.н. «Обнулении»…66 - Альтернативное мнениеСтанислав Смагин
Провожаем 2020-й: времени на раскачку по-прежнему нет
Уходящий год, приходится признать, был годом смертей. Написал эту фразу, перечитал, подумал, не слишком ли мрачно звучит. Но если заменить «смерть» на более сдержанное «кончина» или «уход из жизни», разве что-то поменяется? Разве ушедшие из жизни от смягчения слова вернутся обратно? Да, уход из земной жизни равен прибытию к берегам жизни вечной. Но на то…60 - Альтернативное мнениеЛюбовь Донецкая СНЖ
Время варламовых
Дело не в дороге, которую мы выбираем; то, что внутри нас, заставляет нас выбирать дорогу. (О. Генри) Беда никогда не приходит одна, гласит народная мудрость и редко ошибается. Многострадальные Донбасские Республики своим вниманием одарил некто блогер Варламов. С одной стороны, мало ли российских либералов за семь лет войны оттоптались на беде Донбасса ради сиюминутного хайпа,…322 - Альтернативное мнениеНадежда Волкова СНЖ
И ни в чем себе не отказывайте
Как говорилось в одном известном фильме, в воздухе носился страшный дух праздника. Популярные и не очень персоны потянулись к глубинному народу, который целый год в упор не видели, а теперь решили сделать публике приятное и продемонстрировать, что они «такие же люди, как все». И в новогоднем эфире председатель ЦБ Эльвира Сахипзадовна Набиуллина и генеральный продюсер телеканала…30.12.2020 1:14 208 - Альтернативное мнениеЭль Мюрид
Причины и следствия
Избыточная смертность по РФ относительно 2019 года — 13,8%. Дополнительно 186 тыс умерших (81% от избыточной смертности) — ковид или его последствия (осложнения). Эту информацию озвучила Голикова. То, что Голикова списывает 186 тысяч умерших «дополнительно» на ковид «и его последствия» — это, безусловно, чистой воды попытка манипуляции. Ложь, проще говоря. Интерес Голиковой очевиден — реальная…45 - Альтернативное мнениеanlazz
Итоги года. Лузеры и винеры среди государств 1
Итак, от отдельных политических деятелей – кои рассматривались в прошлом посте – переходим к государствам. И посмотрим, кого в данном случае можно считать выигравшим, а кого проигравшим. Впрочем, в данном случае вопросов с «винером» нет: это, конечно же, Китай. Страна, которая и до этого года демонстрировала неплохие успехи – и, по существу, может рассматриваться, как…47 - Альтернативное мнениеЕгор Зубцов
Украина так и осталась «лоскутным одеялом», сшитым старыми нитками
Иван Мезюхо. Иллюстрация: rossaprimavera.ru Антироссийская риторика Киева продолжает раздражать украинское население, часть которого, особенно в восточных областях страны по-прежнему симпатизирует Москве, рассказал EADaily председатель крымской региональной общественной организации «Центр политического просвещения» Иван Мезюхо. По мнению эксперта, прозвучавшее накануне заявление экс-губернатора Закарпатской и Луганской областей Геннадия Москаля о вероятной потере Украиной Харьковской, Днепропетровской, Одесской, Запорожской, Николаевской и Херсонской областей с последующим присоединением данных территорий к Новороссии, может иметь достаточно…47 - Альтернативное мнениеПавел Кухмиров
РФ: ВЗГЛЯД В ЗЕРКАЛО
Не состоявшийся (а, вернее, вставший на паузу) майданный сценарий в Белоруссии с максимальной наглядностью вскрыл проблему, о существовании которой многие (включая вашего покорного слугу) говорили и писали уже очень давно, но основная масса т. н. «экспертного сообщества» предпочитала её в упор не замечать. Вдруг оказалось, что в самой родной и близкой постсоветской республике пророссийские политические силы…67 - Альтернативное мнениеsoiz [1231402]
ПОМОЖЕТ ЛИ ПУТИНУ ЗАКОН?
Единственный принцип российской элиты «Госдума одобрила в третьем, окончательном чтении законопроект о неприкосновенности бывших президентов России и их семей, следует из базы данных нижней палаты парламента». Правдивы слухи о плохом состоянии здоровья Путина или не правдивы, но явно, что соломку уже стелят. Только очень смешную… Что такое законы в России? Особенно в современной России? Кого…70 - Альтернативное мнениеАлександр Кочан
Бумажные генералы России
Фото: Kremlin.ru В нашей стране появилась уникальная традиция — дарить погоны генерала как награду за лояльность На днях звания генерала армии удостоился очередной российский чиновник, имеющий весьма слабое отношение к Вооружённым силам РФ. Речь идёт о главе МЧС Евгении Зиничеве. «Присвоить воинское звание генерала армии Зиничеву Евгению Николаевичу», — говорится в указе президента РФ Владимира…67 - Альтернативное мнениеПавел Кухмиров
ДОКТРИНА МОНРО: НОВОЕ БУДУЩЕЕ ДЛЯ РОССИИ
Происходящее сейчас по периметру нынешних российских границ (будь то Украина, Белоруссия, Закавказье или то, что сейчас может начаться в Молдавии) прежде всего показывает одно: кольцо вокруг РФ продолжает сжиматься. И происходит это, прежде всего, за счёт государственных образований т. н. «постсоветского пространства». Суть происходящего такова: сторонние игроки в результате методичной и планомерной деятельности перехватывают управление в…58 - Альтернативное мнениеsnayper-poet
РУССКИЙ МИР
Фото отсюда «Сегодня, благодаря совместным действиям представителей ЛНР в СЦКК и организации «Союз ветеранов Афганистана Луганщины» украинской стороне передан военнослужащий-дезертир из 14 бригады ВСУ младший сержант Пупко. Передача состоялась на мосту через реку Северский Донец, в присутствии сотрудников Миссии ОБСЕ». Вот какими словами назвать тех людей, которые передали дезертира в руки т.н.»СБУ»? На ум приходит…58 - Альтернативное мнениеРедакция "Народного Журналиста"
Все идет к тому, что масштабная газификация России, которую потребовал реализовать Путин, будет провалена
Минфин готов обеспечить государственную поддержку для выплаты купонов по бессрочным облигациям на 120 млрд рублей, но в этом случае «Газпром» должен вообще отказаться платить. И смысла в такой помощи нет, потому что придется полностью убрать все бонусы руководству компании, а также увеличить дивиденды государству на сумму выплат по купонам. Очевидно, что это социальный проект, но…50
Лента новостей
- Разные новости 15.01.2021
- Новости экономики. 15.01.2021
- Минпромторг предварительно прорабатывает вопрос ограничения ввоза электронных компонентов
- Омск и Красноярск возглавили список городов, из которых хотят сбежать ради новой работы
- Twitter заблокировал аккаунт российской вакцины «Спутник V»
- В Норвегии умерли 23 привитых от COVID-19 вакциной Pfizer
- Новости экономики. 14.01.2021
- Разные новости 14.01.2021
- Спецназ НАТО высадился на российский грузовой корабль «Адлер» в Средиземном море
- «Самая лучшая в мире»: Путин приказал уколоть вакциной всех