«Как было и как стало» Печальная судьба стратегического советского аэродрома Щучин!

NordSkif & Co Регионы 187

По пыльной грунтовой дороге наша машина проезжает мимо поросших густой травой холмов с воротами. Трудно поверить, что всего пару десятков лет назад это была особо охраняемая территория на которой располагалась одно из крупнейших в регионе авиационных группировок.

Щучинский аэродром в советские годы

Аэродром «первого класса» Щучин располагается всего в полутора километрах от одноименного города. Бетонная взлётно-посадочная полоса длинной два с половиной километра делила аэродром на 2 части.

До полосы располагался 979-й истребительный авиационный Волковысский Краснознамённый ордена Суворова полк (979-й иап), а за ним 10-й отдельный разведывательный авиационный полк (10-й орап).

Южнее располагались склады боеприпасов и база ГСМ.

Ангары укрытия аэродрома Щучин в советские годы. Фото — Иван Летохин
Военнослужащие (979-й иап), вторая половина «семидесятых». Фото — Сергей Шамбер

И хотя сам аэродром здесь появился в далеком 1939 году после Польского похода Красной армии, бетонная «взлётка» появилась тут только после Великой Отечественной Войны.Переда началом ВОВ здесь базировался 122-й истребительный авиационный полк на самолётах И-16. (он серьёзно пострадал от налётов немецкой авиации).

После того как появилась бетонная ВПП и появились защищенные убежища для самолётов (ангары) сюда были передислоцированы реактивные самолёты Ил-28. Правда, ангаров хоть и было построено довольно много, но для одной эскадрильи разведчиков и аэродромных тягачей места под сводами ангаров убежищ таки не нашлось.

Вымпел получает Анатолий Ильич Шамбер. Фото — Сергей Шамбер.

Интересный факт:

В период с 1990 по 1991 год на авиабазе в Щучине оказались практически все МиГи-25БМ. Четыре десятка самолётов для прорыва ПВО врага в составе трёх эскадрилий. Сложно сказать, было это расчётливым решением или результатом разваливающейся к тому моменту системы высшего военного командования СССР.

Путешествия по заброшенным местам былой военной мощи Советского Союза практически всегда оставляют больше вопросов чем ответов.

Командование (979-й иап). В центре — командир полка, заслуженный военный летчик СССР, полковник Алятин Владимир Алексеевич.
Диспетчерская вышка аэродрома Щукин. Фото — Владимира Дергачева, 1970 год.

После того как СССР распался авиабаза в Щучине долга время представляла собой достаточно удручающую картину. Масштабы мародёрства дошли до того, что стали растаскивать даже тяжеленные бетонные плиты взлетно-посадочной полосы.

Многие здания и сооружения были уничтожены или заброшены в те годы, а сама территория аэродрома превращалась в огромную свалку. И хотя в настоящий момент удалось спасти базу от полного уничтожения: ВПП передана в частные руки, в диспетчерском пункте теперь загон для лошадей, а в бывших ангарах убежищах хранятся запасы сена — это лишь результат «белорусской хозяйственности».

История места как военной базы подошла к концу.

Сейчас на территории авиабазы осталось не так много интересного, но заброшенные ангары для самолётов все ещё довольно любопытны. Сохранились запорные механизмы и сами мощные защитные двери которые должны были укрыть самолёты в ангарах от воздействия ударной волны от вражеских авиабомб в случае прорыва противником нашей ПВО.

Арочная конструкция, обвалована грунтом и имеет аварийный выход. Это достаточно типичное, для военных объектов решение, сочетающее в себе хорошие защитные характеристики при относительно хорошей скрытности и относительно низкой стоимостью строительства.

И хотя значительная часть убежищ-ангаров уже занята арендаторами, остаётся все ещё много заброшенных, которые будут интересны путешественнику, увлеченного историей советской военной авиации.

Координаты объекта: 53.59169, 24.77174

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора