Так вот куда подевались велосипеды «Школьник»! Показываю заброшенный завод выпускавший велосипеды и мины…

NordSkif & Co Общество 26

После развала СССР и перехода на «рыночные рельс» загибаться стали не только отдельные заводы, но и целые отрасли. Например, производство велосипедов: Харьковский, Пермский и Горьковский велозаводы фактически прекратили своё существование.

Моя очередная краеведческая статья посвящена последним страницам истории велозавода в Нижнем Новгороде, именно здесь выпускали один их самых популярных советских велосипедов — «Школьник».

История Нижегородского Велозавода начинается в 1940 году. На окраине города Горького, строится ещё одна площадка Горьковского АвтоЗавода по выпуску товаров широкого потребления. В том числе на этой площадке выпускались детские педальные машинки — мечта советского ребенка.

Детский Педальный Автомобиль — ГАЗ "Победа"

Детский Педальный Автомобиль — ГАЗ «Победа»

Но грянула Великая Отечественная Война и с выпуска ширпотреба завод перешёл на военную продукцию — на заводе делались мины. От той поры на заводе остался двойной периметр, который в советские годы был ещё и под напряжением. После войны завод несколько раз менял профиль, прежде чем в 1956 году не сосредоточился на производстве велосипедов.

Заброшенные цеха нижегородского велосипедного завода

Заброшенные цеха нижегородского велосипедного завода

Заброшенные цеха нижегородского велосипедного завода

Заброшенные цеха нижегородского велосипедного завода

И тут с заводом сложилась уникальная ситуация. С 1956 по 1996 годы практически единственной продукцией завода оставался велосипед «Школьник». Мало того, велосипед выпускался в неизменном виде с 1979 года, когда претерпел первую и единственную модернизацию за свою почти полувековую история. Традиция автомобильных заводов в СССР редко обновлять модельный ряд передалась и дочерним производствам.

Неизвестно, сколько было выпущено велосипедов на заводе, но судя по кинохронике от 1954 года, завод уже тогда перешагнул рубеж в миллионный велосипед. Это был не «Школьник», а более ранняя модель под маркой Горьковского Автомобильного Завода.

Мне не удалось найти архивных фотографий завода, но зато сохранился вот такой ролик: советую посмотреть, хронометраж одна минута.

По моим расчётам «Школьников» было изготовлено более 10 миллионов… Удивительно, но я всё-таки уверен, что здесь, как на многих заводах в СССР кроме велосипедов выпускалась и более серьезная продукция..

Впрочем, сейчас даже от производства велосипедов практически ничего не осталось: большая часть цехов выглядят следующим образом.

Но о том, что завод занимался выпуском велосипедов можно понять даже по этим руинам. По административному корпусу раскиданы чертежи, технические карты и каталоги продукции, а на производственных цехах то и дело попадаются детали на от велосипедов: шины, рамка, педали…

Также, отголоском ушедшей эпохи стала агитация и производственные лозунги, то и дело встречающиеся посреди заводских руин.

Даже после развала СССР заводы не спешили избавляться от советского наследия и многие заводы, закрывшиеся даже спустя 10-15 лет все ещё выглядели так, словно они закрылись в начале «девяностых». (что с другой стороны говорит о том, насколько собственники приватизированных заводов вкладывать в производство)

Интересный артефакт нашёлся в темном уголке одного из заброшенного цехов. Сначала я подумал, что здесь тестировали опытные образцы велосипедов, но осмотревшись понял, что это всего лишь заводской спортзал. На многих советских предприятиях были отменные условия труда и отдыха и на территории организовывались сауны, тренажерные залы, а иногда даже бассейны для нужд трудящихся…

В комментариях под моими краеведческими публикациями о закрытых советских производствах, банкротство завода часто связывают со старым, не модернизированном производством и устаревшем оборудованием.

Не знаю, как обстояли дела во остальных цехах Нижегородского Велозавода, но те станки, что все ещё остались — относительно новые. (не забываем, что завод прекратил свою работу в 2004 году)

Планы у завода были амбициозные: продукцию завода планировали поставлять на экспорт. В одном из кабинетов я нашёл брошюры на английском языке — выглядит довольно интересно!

Как выяснилось, завод выпускал даже модели с «коробкой передач» — т.е. несколькими скоростями, что уже вполне соответствует ожиданиям от современного велосипеда образца середины «нулевых»

Брошюра на английском языке

Брошюра на английском языке

Вот некоторые страницы из брошюры — ниже слайдер из 7 фотографий.

Оборудование новое, планы амбициозные, а завод всё равно превратился в руины. Вот такой умелый менеджмент не сумевший дождаться новой волны интереса к велотуризму и разваливший огромное предприятие…

Подробнее на: «NordSkif & Co«

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора