Как преодолеть безответственность государственной власти?

Русранд Степан Степанович Сулакшин Политика 89

ВОПРОС: Сейчас в России мы наблюдаем очень много власти и почти никакой ответственности. Вы регулярно говорите о том, что новая власть станет ответственной. Можно поподробнее об этом приятном слове, и как новая власть будет реагировать на форс-мажор?

С.С.СУЛАКШИН: Начну с форс-мажора. В основе управленческого процесса лежит контроль состояния управляемого объекта, достигаемый с помощью специальных «датчиков», от которых идут соответствующие сигналы к управляющему субъекту.

Если есть планы управления, цели развития, то поступающие от датчиков сигналы сравниваются с запланированными параметрами, и, если отклонений нет, то всё хорошо, всё идёт по плану, цели достигаются, запланированные результаты получатся. Но бывают ситуации, когда сигналы с датчиков идут вразнос. Из — за чего это может произойти? Это могут быть внешние или внутренние агрессии против объекта управления, природно-климатические условия, кризисные масштабные накопления противоречий, которые не улавливались, латентно скрыто накапливались и вдруг начинают взламывать систему.

Принципиально то, что в системе управления есть обратные связи, дающие показатели состояния и динамики состояния объекта.

В политическом смысле это означает, что умная и честная власть доносит руководству правдивую информацию о состоянии страны; это позволяет включить программу противодействия нестационарным изменчивостям, наступающим в режиме форс-мажора. Умная и профессиональная власть информацию с датчиков не искажает, она адекватно представляет себе, что происходит с объектом управления. А что происходит при путинизме, Путине? Информация целенаправленно искажается. Для удобства даже начальника Росстата сменили, и чем выше управленческий уровень, тем в этой системе безответственности, бесконтрольности, непорядочности все более искаженной становится картина. Наверху власть впадает в неадекватность, оказывается в самой же созданном зазеркалье, и делает вид, что управляют страной.

Поэтому вопрос относится к профессиональной, дееспособной системе государственного управления, а она как видим зависит от персон.

Ещё раз про реакцию на форс-мажор — должна существовать адекватная система обратной связи, реагирующая на нестационарную изменчивость с помощью специальных управленческих решений, подкрепленных резервными ресурсами.

Так Россия и будет устроена. Это такой инженерно управленческий, технократический подход. Страна очень сложный объект управления, но сам принцип, классическая схема системы управления одна и та же. Настроить её и начать направлять в сторону развития для профессиональных управленцев возможно.

Как перейти от этой путинской непрофессиональной, неработоспособной системы с удивительным подбором управленческих кадров к её противоположному, то есть благополучному, эффективному состоянию? Тут одних организационно-технических мероприятий недостаточно, нужна ещё другая атмосфера, другая культура государственного управления.

Чиновникам должно быть понятно, что разрешено, а что запрещено, за что наступит ответственность, наконец, им должно быть понятно, что их ответственность будет контролироваться по результативности исполнения, и санкционные или поощрительные меры обязательно наступят.

То есть, слово «ответственность» здесь выступает в двух довольно самостоятельных смыслах. Первый смысл слов «ответственный чиновник», «ответственность чиновника» — это поле его прав и обязанностей. Не имея прав невозможно исполнить свои обязанности, поэтому важны и права чиновника, как возможность исполнить свои обязанности. А второй смысл слова в том, что одна из чиновничьих обязанностей особенная — это обязанность претерпеть наказание в случае недобросовестного или неэффективного исполнения всех своих остальных обязанностей по первому смыслу слова «ответственность».

Чтобы всё это стало реальностью, по нашему ноу-хау, нашей идее и предложению, в стране должен возникнуть особый вид ответственности. Сегодня есть административная, уголовная, дисциплинарная ответственности, а политической ответственности нет! Избранное должностное лицо государственной власти может без последствий для себя обманывать своих избирателей, может вообще ничего не делать — посмотрите, чем в основном занимается Государственная Дума. Кое-кто там сидит уже десятки лет и считает, что им богом дано это теплое место и полнейшая безответственность. Посмотрите на КПРФ, Зюганова с их фарисейством и фиглярством, они же не несут никакой политической ответственности перед людьми, перед которыми брали обязательства и давали обещания.

Наверху устраивают показательные акции якобы борьбы с коррупцией, но на самом деле коррупция составляет суть их режима, на этом он стоит.

По нашей Программе у будущего чиновника будет дисциплинарная, уголовная, административная и политическая ответственность. Соответствующий проект закона «О политической ответственности публичных должностных лиц в Российской Федерации» уже подготовлен. В рамках политической ответственности будут перекрестные отсылки и связки с тремя другими видами ответственности. В частности, будет введена поправка в Уголовный кодекс, которая установит, что для совершившего преступление гражданина его пребывание в должности государственного чиновника является обстоятельством, отягощающим его ответственность. Не служит отмазкой как сейчас, а будет отягощающим его ответственность фактором.

Проблема формирования профессиональной, порядочной, дееспособной и ответственной власти — это задача, которую мы решали проектируя новую Конституцию, новые порядки и уклады, новую культуру жизни и бытия будущий страны. И ее решить на практике возможно.

Степан Сулакшин


Автор Степан Степанович Сулакшин — д.полит.н., д.физ.-мат.н., профессор, гендиректор Центра научной политической мысли и идеологии.

Из передачи #ПрограммаСулакшина Вопросы и ответы.

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора