Как в кино. Фонд поддержки киноэлиты

transparency.org.ru 6.01.2020 0:54 | Общество 191
Как госфинансирование российского кинематографа превратилось в конфликт интересов.
Игорь Сергеев, Роман Романовский
Иллюстрации: Арсений Чубич.

В августе 2018 года началась большая реформа Фонда кино: сначала Министерство культуры максимально усилило контроль над организацией, потом отправило в отставку возглавлявшего ее пять лет Антона Малышева. На смену ему пришел выходец из Минкульта — бывший директор департамента кинематографии Вячеслав Тельнов. Эти события произошли на фоне двух уголовных дел, которые МВД возбудило по фактам мошенничества и хищения бюджетных средств в самом фонде.

Опасаясь перемен, ведущие российские режиссёры и продюсеры — от Федора Бондарчука до Александра Роднянского, — написали коллективное письмо министру культуры Владимиру Мединскому с просьбой сохранить Малышева и его команду. Как полагаетРоднянский, такая поддержка свидетельствует об отсутствии в фонде коррупции. Мы изучили, как Фонд кино распределял бюджетные средства последние четыре года и обнаружили, что продюсерам есть, чего опасаться. Крупнейшие кинопроизводители присутствуют в жюри Фонда кино и фактически распределяют бюджетные средства средства сами себе, своим родственникам, творческим и бизнес-партнерам.

11 друзей Бондарчука

В 2005 году Федор Бондарчук, один из наиболее медийных российских режиссеров и продюсеров, вступил в «Единую Россию», а в 2009 уже вошел в Высший совет партии. Дважды он был доверенным лицом Владимира Путина на выборах президента в 2012 и 2018 годах, Бондарчук — один из самых близких к власти российских режиссеров и один из главных бенефициаров государственной политики в сфере кино.

Он входит в Совет по развитию отечественной кинематографии при правительстве РФ, эта структура вырабатывает предложения по реализации государственной политики в области кинематографии — основного бизнеса Бондарчука. Он же занимает должность председателя совета директоров государственной киностудии «Ленфильм», на производственной базе которой снимает некоторые фильмы.

С 2014 года Федор Бондарчук как продюсер, режиссер или актер принял участие в съемках более 20 художественных фильмов, вышедших в широкий прокат. Из них почти все сняты с государственным участием. Нам удалось найти только один обратный пример — драму «Купи меня» (2017 год). Остальные проекты софинансировало Министерство культуры РФ или Фонд кино, в котором Бондарчук является членом экспертного совета — ключевого органа, оценивающего заявки кинопроизводителей на получение финансирования. Члены экспертного совета Фонда кино вообще не стесняются просить у себя и партнеров бюджетные средства: заявки киностудии «Арт Пикчерс Студио» Федора Бондарчука представляет член экспертного совета Федор Бондарчук, «Студии ТРИТЭ» — ее директор и совладелец Леонид Верещагин, также член совета.

За свою карьеру Бондарчук обзавелся множеством самых разнообразных связей в мире кино. Если посмотреть на состав экспертного совета Фонда кино, то многие его участники взаимодействовали с Бондарчуком. Это создает вокруг продюсера и режиссера «паутину конфликтов интересов».

Список фильмов Бондарчука (кликните, чтобы посмотреть)
Связи Бондарчука с членами совета Фонда кино
Федор Бондарчук
продюсер, режиссер, актер, учредитель кинокомпании «Арт Пикчерс Студия»
Антон Сиренко
гендиректор ООО «Уолт Дисней Студиос Сони Пикчерс Релизинг» — прокатчика фильмов «Притяжение», «Мифы», «Лед»
Мария Жигалова-Озкан
хозяйственный руководительEastern European Holdings Ltd. (Великобритания) — учредителя ООО «Уолт Дисней Студиос Сони Пикчерс Релизинг» — прокатчика фильмов «Притяжение», «Мифы», «Лед»
Иван Кудрявцев
главный редактор объединенной редакции «Фильм Про / Индустрия кино», учрежденных ВГТРК, партнером Бондарчука по фильмам «Воин», «Притяжение», «Притяжение-2»
Сергей Сельянов

сопродюсер фильма «Призрак», в котором главную роль сыграл Бондарчук

Вячеслав Муругов
сопродюсер Бондарчука по телесериалам «Спящие», «Молодежка», «Психологини»
Александр Роднянский
продюсер сериала «Демон революции» (2017), в котором сыграл одну из главных ролей Бондарчук
Леонид Верещагин
соучредитель Студии «ТРИТЭ» Никиты Михалкова, а Федор Бондарчук является бизнес-партнером по ресторану «Vаниль» Степана Михалкова — сына Никиты Михалкова
Джаник Файзиев
гендиректор Киностудии «Кит», входящей в «Газпром-Медиа Холдинг» вместе с «Централ Партнершип» — прокатчиком фильмов «Воин», «Любовь с ограничениями»
Антон Златопольский
первый заместитель генерального директора ВГТРК, генеральный директор телеканала «Россия-1» — сопродюсер фильма Бондарчука по фильмам «Воин», «Притяжение», «Притяжение-2»
Дмитрий Пристансков
заместитель министра экономического развития и муж Анны Пристансковой (Песковой) — сопродюсера Бондарчука по по фильму «Хороший мальчик»
Получается, что если Бондарчук лично не голосует за свои фильмы, то за него это могут сделать партнеры по экспертному совету, а он в свою очередь — поддержать их фильмы или проголосовать против общих конкурентов.

Помимо собственных проектов, Бондарчук активно участвует в фильмах других кинопроизводителей, которые поддерживает в Фонде кино: в одних картинах он выступает как сопродюсер, в других как актер. Если в фильме не играет сам Бондарчук, то в съемках могут участвовать его родственники и близкие — сын Сергей Бондарчук-младший, племянник Константин Крюков, а также звезда сериала «Метод» Паулина Андреева, с которой Бондарчук регулярно появляется на ковровых дорожках.

Помимо родственников, у Федора Бондарчука немало деловых партнеров. Вместе с генеральным директором «СТС медиа» Вячеславом Муруговым он продюсировал телесериалы «Молодежка», «Спящие» и «Психологини». Бондарчук даже связан с председателем Союза кинематографистов, самым известным человеком в мире российского кино Никитой Михалковым: вместе с его сыном Степаном Михалковым и ресторатором Аркадием Новиковым он владеет рестораном «Vаниль», а до сентября 2018 года они были бизнес-партнерами по компании «Арт Пикчерс Продакшн».

Голосуя в экспертном совете за выделение бюджетных денег тому или иному фильму, Бондарчук не может не помнить о личной заинтересованности при принятии решения, поскольку с одним продюсером он вместе снимал фильм, другой дал роль его сыну или гражданской жене, а третий мог пообещать взять на главную роль племянника при наличии бюджета на съемку, и сейчас он как член жюри может решить его судьбу.

Что такое Фонд кино?

Фонд кино — федеральная некоммерческая организация, через которую Министерство культуры РФ выделяет деньги на поддержку отечественного кинематографа:производство, прокат и продвижение фильмов. Бюджет фонда составляет от 3 до 4,3 млрд рублей в год и выделяется Минкультом как целевая субсидия. Большинство выходящих в прокат российских фильмов получили финансирование Фонда кино.

Решение о выделении бюджетных средств принимают представители нескольких советов Фонда, в которых известные режиссеры, продюсеры, сценаристы, прокатчики, кинокритики оценивают заявки кинопроизводителей и идеи будущих фильмов.

Конфликты интересов в Фонде кино
В Фонде кино сложилась трехступенчатая система отбора фильмов — три совета оценивали заявки на бюджетную поддержку по своему профилю. Ключевую роль играл экспертный совет, он оценивал кассовый потенциал будущих фильмов и составлял рейтинг. Сценарная группа смотрела за качеством сценария, а попечительский совет выполнял наблюдательные функции и утверждал рекомендованные экспертами списки получателей бюджетной поддержки. После реструктуризации в 2018 году высшим коллегиальным органом управления стал совет фонда, который забрал себе ключевые функциипопечительского совета по утверждению итоговых получателей средств и формированию составов экспертных советов и групп.
В составе экспертного совета заседают представители участников кинорынка, которые напрямую или косвенно заинтересованы в получении от Фонда кино бюджетных средств. Это ключевые кинопроизводители, прокатчики, которые зарабатывают на показе поддержанных фондом фильмов, и представители крупнейших кинотеатров.
В экспертном совете Фонда кино сложился такой круговорот взаимных интересов, что из 21 члена совета как минимум 18 являются представителями этих заинтересованных групп. Получается, что решения совета так или иначе будут затрагивать интересы хотя бы одного из его членов, а выделение господдержки будет зависеть от личного отношения к создателям фильма.

Например, член экспертного совета Леонид Верещагин является генеральным директором «Студии ТРИТЭ Никиты Михалкова» и владеет в ней долей в 17,2 %, а его сын Вадим Верещагин долгое время занимал должность директора по прокату входящей в «Газпром-медиа» компании «Централ Партнершип», а с августа 2018 года возглавил ее. «Централ Партнершип» — ведущий дистрибьютор российских фильмов и прокатывает картины многих кинопроизводителей, получающих поддержку Фонда кино. Леонид Верещагин оказывается перед непростым выбором между заработком своей «Студии ТРИТЭ», финансированием проектов своего сына и независимостью члена экспертного совета.

Отметим, что, согласно приказу Фонда кино, члены экспертного совета не могут участвовать в голосовании непосредственно за свои проекты. Однако информация о результатах голосования не публикуется в открытом доступе. Более того, в условиях существующей рейтинговой системы признаки конфликта интересов могут проявляться также в отношении проектов родственников, партнеров и прямых конкурентов.

Что такое конфликт интересов?

Конфликт интересов — это получение или возможность получения каких-либо выгод (преимуществ) при использовании своих должностных полномочий лично, родственниками или иными связанными имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями лицами. Обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов возлагается на категории лиц, предусмотренных федеральными законами.

Так, по закону «О некоммерческих организациях» заинтересованность в совершении некоммерческой организацией тех или иных действий, в том числе в совершении сделок, влечет за собой конфликт интересов заинтересованных лиц и некоммерческой организации.

В случае с Фондом кино под «имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями» мы будем использовать следующие виды связей представителей советов фонда (личных, а также их близких родственников):
партнер (сопродюсерство, информационное партнерство, дистрибуция, поддержка проката и т.д.) получившего поддержку проекта или любого другого проекта данной кинокомпании, реализуемого в схожие сроки;.
режиссер, сценарист, актер получившего поддержку проекта или любого другого проекта данной кинокомпании, реализуемого в схожие сроки;.
прокатчик фильма (как заявленный, так и итоговый);
бизнес-партнер в любой другой сфере (совместные рестораны, кинотеатры и т.п.).

В случаях с юридическими лицами подразумевается конечный бенефициар, учредитель, акционер, руководитель, сотрудник соответствующих компаний (холдингов).

Конфликт интересов в Фонде кино сводится к тому, что условный кинопродюсер X встроен в систему распределения бюджетных средств, из которой сам регулярно получает финансирование. Существующие нормы Фонда о конфликте интересов только при голосовании по «своим» проектам выглядят купированными и, как мы видим, не решают проблему в полном объеме.
Лидеры навсегда

Личная заинтересованность членов коллегиальных органов Фонда кино в финансировании связанных с ними проектов фактически превращает российский кинематограф в закрытый элитарный клуб, в который тяжело попасть новым и независимым продюсерам.

С начала своей работы фонд оградил ведущих кинопроизводителей от остальных, выделив первых в отдельную группу «лидеров кинопроката». Они получают бюджетную поддержку на упрощенных условиях и несопоставимый с остальными бюджет. Если в 2017 году между «лидерами» распределили 2,5 млрд руб., то «иным кинокомпаниям» досталось в пять раз меньше — 500 млн руб. При этом лидеров было всего 10, а остальных — 34 (и это только среди получивших поддержку). Кроме того, верхний лимит выдачи безвозвратных средств на один проект для лидеров составляет 400 млн руб., для остальных — 60 млн руб.

Для отбора «лидеров отечественного кинопроизводства» Фонд кино использует специальную методику. Попечительский совет оценивает телевизионные рейтинги, посещаемость фильмов в кинотеатрах за последние 5 лет и награды различных кинофестивалей и премий — по этим критериям выставляют баллы, и если компания набирает определенное количество, то попадает в «лидеры».

В частности, в условиях балльной системы у кинопродюсера X остается возможность косвенно влиять на результат, например, занижая оценки конкурентам. Он также имеет возможность помогать родственникам, партнерам по другим бизнесам, в том числе в сфере кино и телевидения. И не каждый кинопродюсер X понимает, что именно он — добровольный заложник этой системы, так как внутри нее практически теряется творческая независимость.
Игорь Сергеев
руководитель калининградского центра «Трансперенси Интернешнл-Россия»
Показатель «телевизионные рейтинги» — место по телевизионному рейтингу среди игровых и анимационных национальных фильмов, вышедший в телевизионный эфир в течение календарного года и ранее бывших в кинотеатральном прокате на территории Российской Федерации. За первое место начисляется 30 баллов, за второе — 20 баллов, за третье — 10 и далее с шагом в 1 балл. В каждом году учитываются 10 фильмов, имеющих максимальные телевизионные рейтинги.
Зрительская оценка фильмов
Посещаемость в период показа в кинотеатрах
Телевизионные рейтинги
1000
лов
30
баллов
Профессиональная оценка фильмов
Награды кинофестивалей: главный приз Каннского, Берлинского или Венецианского фестиваля
Кинопремии:
премия «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке
100
баллов
80
баллов
Продолжительность работы организации кинематографии на рынке и количество выпущенных ею фильмов с учетом их тиражей
Продолжительность работы на рынке более 10 лет
Общее количество выпущенных фильмов с учетом их тиражей
50
лов
50
баллов

Методика больше ориентирована на «массовость» кинофильмов, чем на их «качество». Высокая посещаемость в кинотетрах дает картине сразу 1000 баллов и практически гарантированное место в «лидерах», тогда как как приз Каннского, Берлинского или Венецианского фестивалей оценивается всего в 100 баллов. Даже такое мировое признание, как премия «Оскар», оценивается всего в 80 баллов и не гарантирует попадание в список лидеров.

Элитарность клуба «лидеров» способствует развитию конфликта интересов. Из десяти продюсеров-лидеров восемь тем или иным способом представлены в экспертном совете; 15 из 17 фильмов-лидеров, которые в 2018 году получили поддержку Фонда кино, имеют признаки личной заинтересованности при голосовании членов экспертного совета.

С кем связаны лидеры кинопроизводства (кликните, чтобы посмотреть)

В число «лидеров» долгое время входила кинокомпания «Энджой мувис» Сарика и Гевонда Андреасянов. После относительно успешных в российском прокате фильмов «Чемпионы» и «Мамы» Андреасяны получили от Фонда кино деньги на съемки таких фильмов как «Защитники» и «Мафия. Игра на выживание».

Продюсер и режиссер «Защитников» Сарик Андреасян на правах «лидера» не особо старался аргументировать Экспертному совету, почему его фильму нужно выделить бюджетные деньги.

«Мы просим 150 миллионов рублей, из них — 50 миллионов возвратные, 100 — не возвратные, если можно. Ну что значит, если можно, очень надо! Очень хотим, ребята!»
Сарик Андреасян
Продюсер и режиссер «Защитников»

 

 

На выходе «Защитники» подверглись сильной критике как со стороны зрителей, так и экспертного сообщества. Министру культуры Владимиру Мединскому даже пришлось оправдываться, почему это кино было снято за бюджетный счет.

В 2018 году «Энджой мувис» братьев Андреасянов после ряда скандалов исключили из лидеров кинопроката. За последние годы это один из немногих случаев, когда из «лидеров» кого-то исключали. Система устроена так, что сняв за пять лет один более или менее удачный фильм, оставшиеся четыре года можно довольно комфортно снимать то, что потом назовут «творческими неудачами».

С 2015 по 2018 годы:
Из 56 фильмов лидеров
в 45 наблюдались признаки
конфликта интересов, а также
222
случая
взаимосвязи
80%
Из 102 фильмов иных компаний
в 44 наблюдались признаки
конфликта интересов
122
случая
взаимосвязи
44%
Всего
из 158 фильмов в 94 наблюдались
признаки конфликта интересов
60%
344
случая взаимосвязи
Цветы Мединского
Мы развитию культуры в самых разных ее проявлениях не мешаем ни в коем виде. Но поддерживаем те направления, которые считаем правильными. Пусть цветут все цветы, но поливать мы будем те, что нам нравятся.
Министр культуры Владимир Мединский
в интервью в 2013 году

Эта цитата — своего рода программная речь государственной поддержки кинематографа и отношений Минкульта с Фондом кино. Министерство культуры пытается максимально контролировать отечественный кинематограф, хотя и декларирует, что в Фонде кино принимают решения эксперты из киноиндустрии.

Так, в августе этого года правительство приняло постановление о новой редакции устава Фонда кино. Теперь условия отбора финансируемых проектов необходимо согласовывать с министерством. Фактически, по новым правилам Минкульт может заблокировать практически любое решение фонда или «продавить» любой фильм без одобрения экспертов.

Минкульт воспользовался своими полномочиями еще до изменения устава, когда, судя по сообщениям СМИ, в 2017 году без конкурса были выделены деньги нашумевшему фильму «Крымский мост. Сделано с любовью!» Тиграна Кеосаяна и Маргариты Симоньян.

Большая реформа Фонда кино, которую запустило Министерство культуры в августе 2018 года, увеличивает его влияние на киноиндустрию до предела: членов совета Фонда кино и исполнительного директора теперь подбирает сам Минкульт. Министерство сразу воспользовалось этой возможностью, сменив Антона Малышева на Вячеслава Тельнова. Чуть позже был сформирован новый орган, совет фонда (не путать с экспертным советом), в который из экспертов-старожилов вошли только Леонид Верещагин и Вячеслав Муругов. Сохранит ли свои функции сам экспертный совет и что будет с остальными его членами — пока загадка.

Когда Минкульт не скрывает желания тотально контролировать процесс кинопроизводства и проката в стране, а значит, фактически влиять на содержательную часть контента, а российская кинопродюсерская элита получает соблазн минимизировать финансовые риски и легко заработать, взаимные интересы гармонично сходятся в Фонде кино. В результате российский кинорынок превращается в своего рода государственный инкубатор. Остается надеяться, что реформа Фонда кино не ограничится только переделом сфер влияния, а прямо коснется закостенелой системы распределения средств, исключив необоснованные преференции и возможности корыстного проявления заинтересованности.
Игорь Сергеев
руководитель калининградского центра «Трансперенси Интернешнл-Россия»
Выводы
1
В государственную систему распределения финансовой поддержки кинопроизводства глубоко интегрировались главные интересанты — крупнейшие кинопроизводители и прокатчики, в результате ставшие постоянными бенефициарами бюджетных субсидий на привилегированных условиях.
2
Члены попечительского и экспертного советов за последние четыре года оказались в многочисленных ситуациях с признаками конфликта интересов при распределении субсидий.
3
Процедуры определения лидеров кинопроизводства и итогового распределения средств непрозрачны — протоколы не размещаются в открытом доступе, конкретные суммы и условия поддержки не раскрываются.
4
Устав Фонда кино не содержит норм о конфликте интересов. Субъектный состав конфликта интересов, предусмотренный законом «О некоммерческих организациях», включает не все органы и советы Фонда, участвующие в процедуре распределения средств.
5
Нормы о конфликте интересов распространены на членов экспертного совета только в части личного участия в проекте (актер, продюсер, режиссер и т.д.) и только при голосовании за эти проекты. При этом за границы заинтересованности выведены родственники, бизнес-партнеры и иные связанные с ними лица, а рейтинговая система определения получателей субсидии позволяет влиять на отбор при голосовании за/против проектов прямых конкурентов.
Наши действия
Мы попросили Генеральную прокуратуру РФ проверить, принимали ли члены попечительского и экспертного советов Фонда кино меры по урегулированию конфликта интересов. Заявления были перенаправлены для рассмотрения в Минкультуры, которое обратилось в Счетную палату для проведения проверки деятельности Фонда кино за последние три года.
Мы предложили Правительству РФ разработать кодекс этики фонда или положение о конфликте интересов. В них необходимо детализировать круг лиц, на которых распространяется конфликт интересов, и порядок его предотвращения на каждом этапе распределения средств. Процедуры должны исключить влияние личной заинтересованности у членов совета фонда, попечительского совета, экспертного совета и рабочих групп на отбор проектов, в том числе участие в оценке проектов-конкурентов.Мы потребовали прямо распространить закон «О противодействии коррупции» на все учрежденные органами власти НКО, в том числе посредством унификации норм о конфликте интересов, содержащиеся в законах «О противодействии коррупции» и «О некоммерческих организациях».

Кроме того, мы настаиваем на необходимости размещения в открытом доступе полной информации о каждом этапе распределения средств в рамках ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», в том числе конкретных сумм и условий поддержки каждого проекта.

фото отсюда

Сейчас на главной
Статьи по теме