Конституционные оппозиционные чтения. 11. Территория России

Русранд Политика 67

Я благодарен участникам конституционных чтений и за удачные, и за не очень удачные советы или требования или можно даже сказать ультиматумы, которые мне ставят: вы должны изменить в Конституции вот это, вы должны написать так-то, я отредактирую вашу Конституцию по своему и др. Пришла в голову совершенно объективная мысль, что текст нашей Конституции это не то, что можно редактировать по чьему-то вкусу: кому-то, что-то не понравилось, или человек что-то не понял, или в силу отсутствия соответствующей квалификации не ухватил сложного, взаимоувязанного, нормативно управленческого содержания каждой использованной в Конституции формулы, и предлагает её поправить или изменить.

Вот характерный пример, связанный с нашей важнейшей категорией «Народ России», которую мне предлагают заменить на «Российскую нацию». Введение категории «Народ России» — это был один из элементов решения сложнейшей задачи построения правового и одновременно политического субъекта, который выражал бы субъектность населения России и, в том числе, порождал систему доступа к благам, создаваемым страной, большинству населения, всем и каждому. Это был ответ на печальный опыт Конституции СССР с ее «общенародной собственностью», который позволил понять, что в общенародной собственности для народа найти свой кусочек так и не удалось.

Наша Конституция построена на базе нескольких современных теорий. Одна из них, теория успешности сложных социальных систем [1], даёт алгоритмы достижения страной общего успеха, сложенного из успехов всего народа и успеха каждого. Совокупность алгоритмов представляет собой научно выверенное описание конструкции страны, как сказали бы конструкторы, её тактико-технические характеристики, а именно: нравственное государство, государство труда, государство справедливости, государство русской (российской) цивилизационной идентичности, государство успешности. Это совсем не болтовня, написанная на левой коленке.

Наша Конституция написана на специальном языке, так же как на специальном языке написана, например, «Общая теория относительности» Альберта Эйнштейна. Никому же не приходит в голову мысль подредактировать или почиркать её? Если только это не ученый калибра самого Эйнштейна.

Научно ответственный, гарантирующий результативность по установленным целям и ценностям, содержащий колоссальное количество труда, аналитических проработок, постановок задач, вытекающих из ценностей, самосогласованных формул и конституционных норм документ — наша Конституция — это интеллектуальный продукт большой сложности. Это не сказки Пушкина, это чертеж огромной страны. Понять всю его сложность, применять его на практике — удел государственных управленцев, государственной власти, законодателей-конституционалистов. Гражданин России должен изучать эту Конституцию как учебник геометрии или высшей математики. Такое отношение позволило бы многим посерьезнеть в отношении судьбы нашего Отечества. Тем более, что по прогнозам страну ждут большие и тяжкие события и свою задачу мы видим в том, чтобы помочь нашему российскому народу, которому сильно достается сегодня, посерьезнеть, начать осваивать сложную тему — как спасти нашу Родину от грозящей ей гибели и как переустроить её навсегда в нравственное, справедливое, трудовое, народовластное, русское (российское) цивилизационно идентичное государство.

На предыдущих страницах мы прошли очень важные начальные разделы, главы и статьи проекта Конституции, в которых были манифестированы основополагающие ценности, введен конституционный язык, отчищенный от болтовни, категориально строгий, как система ортов в математических системах координат, в которых затем выписывается, рассчитывается, проецируется, проектируется всё сложное содержание проекта Конституции.

Мы прошли гуманитарное и социальное устроение страны, очень сложный и важнейший новый институт высших ценностей государства, прошли темы собственности, экономического устроения страны и подошли к пятому разделу Конституции, который называется «Территория России».
Конституция — это основной закон государства, государство — это народ, территория и единое государственное управление. Сейчас мы займемся территорией.

В советской Конституции 1977 года этой теме не посвящено практически ничего. Я долго думал, почему это так? Ответ вероятно может быть таким. Советский Союз жил в психологическом самоощущении своей незыблемости: выиграли кровопролитнейшую войну, построили сильнейшие государство и армию — и в голову никому не могло прийти, что это не навсегда, что страну могут начать делить по кускам, вспыхнут вооруженные мятежи и сепаратизмы. Поэтому к этой теме и не было особого интереса.

Статья 30. СССР как составная часть мировой системы социализма, социалистического содружества развивает и укрепляет дружбу и сотрудничество, товарищескую взаимопомощь со странами социализма на основе принципа социалистического интернационализма, активно участвует в экономической интеграции и в международном социалистическом разделении труда.

То есть СССР объявляет себя составной частью мировой системы социализма, важно, что не мира в целом, и собственно о территории больше ничего не говорится. Есть государственная собственность на землю, недра, но это скорее проблема собственности, а вот темы территории, территориального развития, управления этим развитием практически нет.

В ельцинской путинской либеральной Конституции о территории находим следующее.

Статья 67

1. Территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними.

2. Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права.

3. Границы между субъектами Российской Федерации могут быть изменены с их взаимного согласия.

Нужно обратить внимание, что территория России включает в себя территории её субъектов (и это постулирует как бы равный статус государства в целом и ее субъекта). Здесь важный и тревожный момент: по этой Конституции некоторые субъекты РФ являются государствами. Это республики — государства со своими конституциями, президентами, парламентами и другими атрибутами независимых государств. Очевидная мина замедленного действия, заложенная под целостность государства. И о территории в общем-то всё.

Вопросов ответственности за территорию, за развитие на территории, за природопользование в этой конституции тоже не поставлено. Но ведь территория — это земля предков. Земля, производящая на пашне. Земля, на которой произрастают и дают нам дышать леса. Земля, которая содержит недра, на которой есть реки и озёра. И второе. Российская территория особый конституционный предмет в силу своего огромного размера. Мы пришли даже к пониманию, что геополитика имеет для России, в отличие от других государств, и внутреннюю проекцию. Внутри нашей страны геополитика возникает в отношении разнесенных регионов — субъектов России, Федеральных округов. Кроме того, это почти сакральный для нас вопрос — «мать сыра земля», поэтому важны и вопросы экологии, рачительного ресурсопользования.

Традиционное конституционное административно-территориальное устройство России, как обязательный атрибут любой Конституции, есть в Конституции СССР и в ельцинской конституции, а вот физического обустройства, природопользования и, внимание (!), это новая вещь, понятия территориальной справедливости в них нет. А в нашей конституции есть.

Итак.

Раздел 5. Территория России

Глава 27. Территория России и мир

Мы находимся не в космосе, а живем в отношениях с остальным миром, связанных, в том числе с территорией. И что это за связь? Это, например, вредные выбросы, которые случаются в техногенных авариях, а ветер их переносит, как это произошло с Чернобылем. Или как это недавно произошло с уральскими выбросами, дошедшими до Европы. Это и случай, когда реки с соседних территорий и из соседних государств текут затем и по нашей территории и наоборот, и так далее.

Статья 113. Целостность и неприкосновенность территории России

Это бы Путину прочитать в связи с Южными Курилами.

1. Россия обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории всеми способами, не противоречащими признанным Россией международным нормам, …(Да, международное право мы признаём, но только в той части, которую признаём, и используем в системе права и законодательства нашей страны. Только в этой части, в отличие от ельцинско путинского варианта, в котором международные принципы являются составной частью российской законодательной системы. — С.С.)… в том числе путем применения военной силы.

Конституционная территория России — это священная для нас земля, которая оберегается в рамках священного долга защиты Отечества.

2. Любые международные договоры, приводящие к сокращению территории России, нарушению её юрисдикции на континентальном шельфе и в её исключительной экономической зоне, признанию иностранных или отказу от собственных законных и обоснованных территориальных претензий, подлежат ратификации исключительно в форме принятия решения на референдуме России.

Никакому Путину не было бы позволено торговаться по поводу Курильских островов, если бы действовала наша Конституция. Ещё здесь по сути сказано, что мы и сами можем иметь территориальные претензии, тем более, что, как теперь понятно и видно, процессы распада Советского Союза до конца ещё не прошли.

3. Подписание указанных в части 2 настоящей статьи международных договоров без проведения референдума России может служить предметом парламентского расследования, а также основанием для инициирования процедуры отрешения Президента России от должности в случае, если реализация договора угрожает безопасности и обороноспособности России.

Надо ли говорить о том, что курильский случай — это как раз этот случай, а президента Путина если бы действовала наша Конституция, ждал бы законный импичмент?

Статья 114. Геополитическое соседство

Очень важная вещь и повторю еще раз почему: процессы геополитической стабилизации распада Советского Союза не закончились, они не закончились и в части претензий к нашей стране, и в части подготовки военных инфраструктур для таких претензий. Претензий на всю Сибирь, о чем книга сотрудницы ЦРУ Фионы Хилл «Проклятие Сибири», и иных претензий. Поэтому четко обозначить позицию нашей страны относительно своей территории, относительно соседства нужно обязательно. Чтобы никому отписывать российские государственные территории Норвегии, Китаю или Японии даже в голову не приходило.

1. Россия уважает государственный суверенитет и интересы признанных Россией в установленном порядке государств.

Не все государства Россия обязана признавать. Так же делают в мире и другие государства.

2. В случае если интересы других государств противоречат реализации высших ценностей России, Россия предпринимает все возможные меры для урегулирования возникших противоречий переговорным путем, за исключением случаев, когда использование такого способа урегулирования противоречий создает угрозу для ее безопасности и территориальной целостности.

Переговоры переговорами, дипломатия дипломатией, но, однако, есть четыре уровня сосуществования государств в мире. 1) Уровень мирного, обычного гражданского мира, в котором торговля, обмены, поездки и дипломатия. 2) Уровень конфликта интересов — дипломатические переговоры, контакты, политические миссии. 3) Уровень конфликта на грани войны, когда претензии подкрепляются демонстрацией ресурсной, геополитической мощи государства. И самый тяжелый случай. 4) Уровень горячей войны, где-либо ты, либо тебя уничтожат, поэтому здесь действуют другие законы, отличные от действующих в мирное время.

Такие четыре пространства учитываются в любой Конституции любого государства. Ясно и четко Конституция должна устанавливать приоритеты мира, взаимоуважения, добрососедства, переговорных дипломатических методов урегулирования проблем и поиска компромиссов. Но мы живём не в кукольном царстве-государстве, а в реальном мире, поэтому видим и не забываем обо всех четырех видах пространств сосуществования государств и это видение закладываем в нашу Конституцию.

3. Россия исходит из принципа добрососедства в отношениях с государствами, имеющими с ней общую сухопутную и (или) морскую границу, если это не противоречит интересам России.

4. Государство уделяет особое внимание обстановке в зонах интересов России в мире, включающих союзные и дружественные России государства, регионы расположения международных морских и воздушных транспортных путей, связанных с российской транспортной инфраструктурой, Арктику, Антарктиду и иные регионы, значимые для обеспечения безопасности России.

Кто-то удивится: где Антарктида и где Россия, при чем тут Россия? И какие такие регионы международных морских и воздушных транспортных путей, когда мир глобален? Но если посмотреть на политику и политическую риторику, на международную, в том числе военно-техническую активность больших держав мира, то следует абсолютно поддержать эту позицию для России. Россия большая держава, и хотя сейчас она угнетена, буквально гибнет в условиях либерализма-путинизма, но её историческая судьба другая, и мы вправе рассчитывать на эту другую историческую судьбу.

Статья 115. Исторические территории России

Многие вещи, о которых мы говорим, совершенно новые, их нигде нельзя ни увидеть ни прочесть. Одна из них — исторические территории России.

Россия открыта к диалогу о воссоединении исторических территорий на основе доброй воли народов и государств, судьбы которых исторически связаны с Россией. В этих целях используются дипломатические, политические, экономические и иные мирные средства и методы.

Искромсано единое цивилизационное тело нашей страны: искусственно, болезненно, кровоточиво — значит, нужно вылечить раны, что мы и объявляем. Это нужно для кого? Для народов и государств, на основе доброй воли которых может работать эта статья.

Глава 28. Территориальное развитие России

Статья 116. Связанность и освоенность территории

Слово «связанность» выбирали из нескольких. В математике пространств есть понятие «связность», например, Калининградская область с основной материнской территорией

России не связна. А кое-кто, кто разрушил Министерство регионального развития, кто уничтожил государственную региональную политику в за два десятилетия путинизма, пытается сделать несвязной и материковую территорию России. Что такое несвязная территория? Это значит, что человек, живущий в деревне, не может попасть в районный центр потому, что транспорта нет, скорая помощь в некоторые отдаленные районы приехать к роженицам не может, дети не могут перелететь через всю страну, чтобы похоронить родителей потому, что стоимость перелета из-за нефтяных рантье может стоить месячной и более зарплаты, и так далее. Мосты падают, дороги зарастают. Государство несет ответственность за связанность и освоенность своей территории: расселение населения и размещение производительных сил, своевременное и опережающее развитие государственно значимых инфраструктур обороны, транспорта, энергетики, связи, информации, жизнеобеспечения.

В ельцинской Конституции вообще нет понятия ответственности государства, там есть понятие «в ведении находятся», в нашей же конституции- именно государство, а никакой не частный сектор, никакие не физические лица, несет ответственность за связанность и освоенность территории страны.

Статья 117. Региональное развитие

1. Государство ответственно за прогрессивные изменения показателей социально-экономического состояния субъектов России и федеральных округов.

Сами федеральная округа мы наполняем здравым смыслом, нынешние практически бессмысленные. Можете проверить мои слова, зайдя в приемную полномочного представителя президента любого федерального округа, там вы никого не увидите, вешалки пустые, никакие вопросы там не решаются, никакие ресурсы не распределяются. Просто оттуда в центр идет поток информации справочного характера и только.

2. Федеральный округа состоят из нескольких субъектов России и предназначены для оптимизации взаимодействия между федеральным и региональными уровнями государственной власти …(России большая страна, поэтому промежуточные крупные образования нужны для эффективного управления. — С.С.)… между субъектами России при осуществлении государственного управления. Границы федерального округа определяются в порядке, установленном федеральным законом.

Региональная консолидация сил и средств, вопросы внутренней миграции населения, производительных сил, энергетических и транспортных систем, экологии, перетекания рек из одного субъекта в другой — в одном регионе плотину поставили, а в другом река пересохла — эти вопросы решаются на местах, в рамках территориального развития при взаимодействии субъектов федерации в федеральных округах.

3. Целями государственной региональной политики России являются нормативно-правовое, административное и ресурсное обеспечение геополитических интересов и территориальной целостности России, сбалансированное функционирование и развитие субъектов России в социальной и экономической сферах, сбалансированная заселённость территории России, согласование государственных интересов, программ и проектов всех уровней, реализуемых на территории субъектов России.

Помните об уровнях управления: федерация, субъект федерации, местный уровень и народный уровень — народное самоуправление — все эти уровни должны работать единым слаженным образом.

4. Региональное развитие осуществляется посредством проведения государственной региональной политики.

Для этого будет создан соответствующий государственный орган, отвечающий за расчеты, прогнозы, разработку государственной региональной политики и за её реализацию. В настоящее время в этом секторе полный погром.

5. Государственная региональная политика проводится в соответствии с Доктриной регионального развития России.

Доктрина регионального развития России [2] нами уже подготовлена.

Статья 118. Территориальное развитие

Почувствовали разницу? 117 статья говорит о региональном развитии — о самых крупных частях страны, а 118 статья говорит о территориальном развитии — идем как бы внутрь устроения страны по ее масштабу.

1. Субъекты России обеспечивают сбалансированное функционирование и развитие субъекта России и муниципальных образований, формирующих субъект России, в социальной и экономической сферах, сбалансированную заселённость территории субъекта России, согласование государственных интересов, программ и проектов, реализуемых на территории субъекта России.

Федерация отвечает за всю пирамиду сверху донизу, субъект федерации за часть пирамиды, начинающуюся от него и опять-таки донизу, где живёт народ.

2. Субъекты России на основе анализа социально-экономического положения в субъекте России и исходя из имеющихся государственных ресурсов субъекта России формируют муниципальные образования.

Отвечают за то, что ниже, за свою пирамиду.

3. Муниципальное образование обеспечивает сбалансированное функционирование и развитие муниципального образования в социальной и экономической сферах, сбалансированную заселённость муниципального образования, согласование государственных интересов, программ и проектов, реализуемых на территории муниципального образования.

Вот так формируется единая система ответственности за вверенные территории.

Статья 119. Территориальная справедливость

Это понятие вводится в конституционное поле нашей страны впервые. С самой справедливостью мы уже разбирались, наше государство будет государством справедливости, а что такое территориальная справедливость?

Государство обеспечивает каждому человеку вне зависимости от места его проживания равные права по удовлетворению своих потребностей …(Либералы могли бы поаплодировать нам за эту норму, которой манифестируется равенство прав, однако вторую часть этого предложения, они скорее всего, не ожидают, а она обязательна. — С.С.)… и равные возможности для осуществления своих прав и свобод.

Например, будет возвращена, и это отражено в экономической части нашей Конституции, географическая или территориальная дифференциация налогообложения потому, что где-то издержки меньше, а где-то больше. Налоги и субсидиарная политика, политика зонирования будет в стране восстановлена. В Советском Союзе были ценовые зоны и северные надбавки — и это было совершенно справедливо, потому что гражданин России оставался таковым в любой точке нашей страны, с равными правами, а, поскольку условия проживания по стране разные, то именно государство должно озаботиться и обеспечить равенство возможностей реализации гражданами России своих прав.

Глава 29. Природные ресурсы России

Вот мы и подошли к объявленной ранее теме физического обустройства страны, природопользования, природных ресурсов. Вновь, и эти статьи связаны с другими, в частности со статьями по теме собственности.

Статья 120. Принадлежность и использование природных ресурсов

Земля, её недра, воды, леса, иные природные ресурсы в пределах территории России являются достоянием Народа России и используются в общественно значимых целях.

Кто там говорил о том, что у нас в конституции капитализм, и что народу ничего не достанется? Написано четко и однозначно: земля, её недра, воды, леса, иные природные ресурсы в пределах территории России являются достоянием Народа России и используется в общественно значимых целях. И если кто-то, кто имеет землю в частной собственности под своим заводом или под своей усадьбой начнёт использовать её не в общественно значимых целях, наша Конституция такую землю заберёт — это называется социализацией частной собственности. И это называются настоящим социализмом, без демагогии и полуграмотной болтовни.

Статья 121. Рачительное использование природных ресурсов

Это не вопросы экологии, они дальше, здесь речь о рачительном использовании. В иных отвалах на рудниках Советского Союза или в заброшенных скважинах оставлено столько всего, что другие страны обогатились бы, если бы имели их у себя.

1. Государство осуществляет научно обоснованное, рациональное и рачительное использование земли и ее недр, водных ресурсов, растительного и животного мира, сохраняет в чистоте воздушное пространство и водные ресурсы, обеспечивает воспроизводство природных богатств и улучшение окружающей человека среды, сохраняет генетическое разнообразие растительного и животного мира и минимизирует ущерб от хозяйственной деятельности человека в интересах нынешнего и будущих поколений.

Опять одна только первая часть этой статьи пронизывает с десяток других статей всей Конституции и все они взаимоувязаны.

2. Юридические лица обязаны рачительно и рационально использовать природные ресурсы …(Юридические лица всех форм собственности и государственных тоже, все в равной степени обязаны относиться к природным ресурсам бережно и рачительно. — С.С.)… Государство поощряет развитие ресурсосберегающих и не загрязняющих окружающую среду технологий.

Что означает «поощряет»? Кнут и пряник, о которых мы уже говорили, мотивационное государственное управление вернется в страну.

3. Физические и юридические лица несут ответственность за несоблюдение экологических требований и требований рачительного и рационального использования природных ресурсов в соответствии с законодательством России.

Итак, рациональное, рачительное и экологически ответственное ресурсопользование — такую триаду мы конституируем в нашей конституции.

4. В целях рачительного и рационального использования природных ресурсов федеральным законом могут быть наложены обременения на частную собственность …(Вот ещё один механизм социализации частной собственности. Не экспроприация экспроприаторов и на фонарь, а социализация, уход от гражданской войны, которую завещал нам товарищ Маркс. Мы предлагаем иное. — С.С.)… в виде требований по использованию наиболее экономичных и не загрязняющих окружающую среду технологий, по сбережению природных ресурсов.

Статья 122. Охрана окружающей среды

1. Каждый человек имеет право на благоприятную окружающую среду, обеспечивающую ему максимальный уровень физического здоровья и психологического комфорта, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

А кто все это может обустроить, если не государство? Ни рынку, ни частнику это не нужно.

2. Государство обеспечивает экологическую безопасность и охрану окружающей среды на всей территории России. Информация о состоянии окружающей среды предоставляется государственными органами и должностными лицами гражданам, их объединениям и юридическим лицам бесплатно по их запросу.

В развитие нашей конституции будет закон о доступности информации, я уже неоднократно к нему обращался, и на государстве будет обязанность исполнять его требования.

3. При соблюдении условий и в порядке, установленном законодательством России, граждане и их объединения, юридические лица вправе участвовать в выработке, принятии, реализации, мониторинге и контроле оказывающих влияние на окружающих среду решений государственных органов и их должностных лиц. Государственные органы и их должностные лица обязаны привлекать граждан и их объединения, юридических лиц к выработке, принятию, реализации, мониторингу и контролю оказывающих влияние на окружающую среду решений.

Экологи России — это норма для вас.

4. Право граждан и их объединений, групп интересов, некоммерческих юридических лиц на проведение референдума или публичного слушания по вопросам охраны окружающей среды и на осуществление общественного контроля в области охраны окружающей среды гарантируется федеральным законом.

Экологи, ваши действия будут охраняться законом

Статья 123. Мировая ответственность России за природные ресурсы

1. Россия осознает мировое значение принадлежащих ей природных ресурсов: земли, недр, воды, воздуха, растительного и животного мира.

Наша атмосфера переносится на земном шаре, наши сибирские леса генерирует кислород не только для себя.

2. Россия ожидает от соседних и иных иностранных государств ответственный подход к использованию общих природных ресурсов. Государство вправе в соответствии с нормами международного права …(Которые мы признаём, а не те, которые не признаём. — С.С.)… требовать компенсации в случае нанесения ущерба природным ресурсам России другими государствами.

Наше понимание ответственности за свои ресурсы большой страны в глобальном мировом балансе и ответственность геополитического и геоэкономического окружения перед нашей страной — в нашей Конституции сбалансированы.

Напоминаю о том, что о субъектах федерации говорится в Разделе 6. Государство и государственное управление в России, до которого мы еще дойдем.

Вот и разобран раздел, состоящий практически на 90% из новых норм, которых в предшествующих Конституциях не было. В том числе и по этой причине в Советском Союзе было «всё вокруг колхозное, всё вокруг моё», а на самом деле было ничьё. По этой же причине сегодня горят леса, разрушаются мосты и дороги. Нынешнее государство в условиях либерализма путинизма это не государство, это так, надсмотрщик и мега коррупционер. Мы возобновили работу над научным проектом «Приватизированное государство» и, по мере проникновения в природу того, что путинизм сотворил с нашей страной возникает чувство холодного ужаса.

На что больше всего похоже приватизированное по Путину государство? На государство, оккупированное безжалостным оккупантом или колонизатором, для которого население туземцев на этой территории никакого значения не имеет, территория тоже никакого значения не имеет, из неё как конкистадоры когда-то из Америки вынимали золото, другие ресурсы и перевозили в Испанию или Англию, тоже вывозится всё. Такого типа государство породил у нас в стране путинизм. Оккупированная, изнасилованая, разграбляемая, погруженная в геноцид населения страна. Наша задача вывести её из этого положения. Задача сложнейшая, поэтому неуместны советы типа: попроще, двумя словами, за 2 минуты.



ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Сулакшин С.С. Теория и феноменология успешности сложной социальной системы. — М.: Научный эксперт, 2013. — 232 с.

[2] Сулакшин С.С., Лексин В.Н. и др. Доктрина регионального развития Российской Федерации: макетпроект: монография — М.: Научный эксперт, 2009. — 256 с.


Автор Степан Степанович Сулакшин — председатель Партии нового типа, д.полит.н., д.физ.-мат.н., профессор.


ПРЕДЫДУЩИЕ ЗАНЯТИЯ ЦИКЛА

Конституционные оппозиционные чтения. 1. Зачем нужна Конституция

Конституционные оппозиционные чтения. 2. С чего начинается Конституция

Конституционные оппозиционные чтения. 3. Высшие ценности России

Конституционные оппозиционные чтения. 4. Государство и религия. Безопасность и развитие

Конституционные оппозиционные чтения. 5. Права и обязанности человека и гражданина в России

Конституционные оппозиционные чтения. 6. Права и обязанности человека и гражданина в России. Часть 2

Конституционные оппозиционные чтения. 7. Народ России

Конституционные оппозиционные чтения. 8. Социальное устроение страны

Конституционные оппозиционные чтения. 9. Социальное и гуманитарное устройство России. Труд

Конституционные оппозиционные чтения. 10. Экономическое устройство России

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора