Конституционные оппозиционные чтения. 15.1. Президент России

Русранд Сулакшин С.С. Политика 156

Наш разбор проекта Конституции носит экспертный характер и отвечает на вопрос «Что делать?». Но коль скоро мы занимаемся изучением и комментариями, разъяснениями проекта новой Конституции России, то значит мы даем ответ и на вопрос «Кто виноват?».

Ответ этот таков: действующая Конституция России, либеральная, ельцинская, на основе которой Путин продолжает ельцинский период, и есть «обвиняемый». Модель страны, ее устройство, порядки жизни, как говорят, строй, являются нежизнеспособными, поэтому население вымирает, а деградация идет по всем направлениям и сферам жизни нашей страны.

В контексте разговора исторический опыт нашей страны, Конституция Советского Союза очень полезны, давая подсказки, предостерегая от ошибок, предоставляя горькие уроки несовершенств, политической и идеологической демагогии. Они учат видеть, учитывать и избегать ошибок, что мы и учли в проекте Конституции будущей России.

И еще одно напоминание. Текст Конституции это не беллетристика, не только правовой документ. Основной закон — это проект страны, построенный не на основе идеологического партийного доктринерства или политической демагогии, его основа — фундаментальная теория успешности сложных социальных систем. В таком проекте решены сложнейшие задачи устройства нашей страны, государства, общественных порядков, которые гарантируют успешность страны. А успешность страны определяется успешностью всех и успешностью каждого.

Вот и дошли мы до главы 33, которая называется «Президент России».


КОНСТИТУЦИЯ СССР

В Советском Союзе долгое время была некая политическая особенность.

Формального государственного руководителя, высшего и единоличного, не было, но был Генеральный секретарь ЦК КПСС, который возглавлял «ядро политической системы» страны, как именовали в Конституции Советского Союза Коммунистическую партию Советского Союза. Когда этот человек выходил, например, на международные переговоры о мире или о вооружениях, то западные правоведы и государственники полагали этот статус не соответствующим принятым порядкам и канонам, поскольку в их странах руководителей различных партий было множество и их представительство от имени государственной власти страны на международной арене было бы нонсенсом. В конце концов Политбюро ЦК КПСС, Советский Союз уступили этому международному порядку и пост главы Председателя Президиума Верховного Совета — первого лица советской системы присоединили к Генеральному секретарю ЦК КПСС.

В системе управления это ничего практически не изменило, но первое государственное лицо появилось. Генсек становился автоматически Председателем Президиума Верховного Совета СССР. Председатель правительства, глава, как мы сейчас говорим, исполнительной власти Советского Союза, в иерархии был на ступень ниже. О разделении властей и речи не было. Была монополия власти.


ЕЛЬЦИНСКАЯ КОНСТИТУЦИЯ 1993 г.

В ельцинском варианте Конституции о Президенте сказано немного: Президент Российской Федерации является главой государства и все. Что такое «глава государства», за что он несет ответственность, не указано. Полномочия у него есть, а вот механизма ответственности нет. Поэтому Президент России в лице Путина властвует, но ни за что не отвечает: ни за деградацию страны, ни за провалы во внешней политике, ни за геноцид народа, в итоге которого население вымирает и сокращается — ни за что он не отвечает, и даже понятия такого как «ответственность» в тексте ельцинской конституции нет. В плане некоего намека на ответственность есть понятие импичмента, но поскольку он обложен условиями, делающими импичмент практически невозможным, то он и невозможен. Единственная попытка импичмента Президенту Ельцину по четырем основаниям в 1990-е годы успехом не завершилась.

Отсутствие механизма ответственности это тяжкий недостаток государственной власти, ведущий к неизбежной деградации. Тут следует различать два смысла слова «ответственность». Ответственность за те задачи и цели, которые ты обязан достойно и эффективно реализовать в силу своих полномочий — это один смысл слова ответственность в нашем разговоре. Второй смысл понятия — это особая обязанность понести ответственность за недолжное исполнение своих полномочий, поэтому далее будем уточнять смысловые нюансы употребления этого слова.

Итак.


НАША КОНСТИТУЦИЯ

Глава 33. Президент России

Когда мы конструировали эту главу, как и всю систему власти будущей России, то решали несколько непростых задач. Об одной из них только что упомянуто: Президент должен находиться в рамках механизма санкционной ответственности за недолжное исполнение обязанностей. Данный механизм должен быть в руках у ветвей власти, в том числе законодательной, и у общества, народа. У СМИ, которые не очень строго называют четвертой ветвью власти.

Вторая задача, которую мы решали, — Президент должен быть лицом не властвующим, а управляющим, т. е. работающим, имеющим совершенно ясные для всех обязанности, несущим ответственность за результаты управления страной. Он должен иметь обязательную рабочую повестку управленца — государственного служащего высшего уровня.

Третья задача, которую мы решали, вытекает из истории ельцинской Конституции, написанной частично в «переводе с английского» и принятой после расстрела из пушек Парламента РФ в Белом доме. Она написана под Ельцина, под диктатора — победителя, ставшего государственным руководителем монополистом. Набор его полномочий огромен и не сбалансирован, цари такими полномочиями не обладали, как и Генеральные Секретари, пожалуй. Совершенно разбалансированы отношения этой самой «главы» с иными ветвями власти, в частности с законодательной, право на импичмент, как уже указано, подавлено. Дисбаланс полномочий между Президентом и законодательной ветвью власти, достаточно неопределенные отношения с исполнительной ветвью власти — все это мы поставили как задачу, которую и решали, выправляя дисбалансы. Поэтому в нашей Конституции у Президента появилась ответственность как обязанность понести наказание, а у общества и парламентской, законодательной ветви власти появились рычаги оценки и наказания Президента, а также он стал управленцем, с вытекающими отсюда обстоятельствами.

Как все это институциональным и правовым образом организовано в тексте? Смотрим.

Статья 150. Статус Президента России

1. Президент России является главой государства, Верховным главнокомандующим, возглавляет Правительство России и осуществляет исполнительную власть в соответствии с федеральным конституционным законом.

Он уже не властвующий товарищ, рисующийся в телевизоре, а человек, который будет обязан работать, и если будет делать это не должным образом, то будет наказан.

2. Президент России определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, представляет государство внутри страны и за ее пределами.

То есть брежневская коллизия здесь учтена.

3. Президент России… (Внимание! — С.С.) …несет ответственность за:… (Далее идет перечисление его обязанностей по обеспечению определенных результатов управления, за которые он несет ответственность, в том числе санкционную. Итак, звот, а что он несет ответственность — С.С.) …

а) реализацию и защиту Конституции России, а также установленных ею высших ценностей России и достижение целей России;

Эта норма, как видите, увязана со всем конституционным механизмом. Во-первых, высшие ценности определяют деятельность Президента, Палата высших ценностей будет следить, чтобы это было именно так, а цели России, которые по нашей Конституции в полном управленческом цикле возникают в явном, открытом, системном виде, согласованном с высшими ценностями, входят теперь в сферу ответственности Президента.

б) успешность России во всех сферах жизнедеятельности;

Это означает, что целеполагание и целедостижение в каждой сфере жизнедеятельности России получают четкое выражение, ясное любому надзорному контролирующему органу, как и обществу, общественному контролю, что есть успешное выполнение намеченного в конкретной сфере жизнедеятельности, а что нет. Например, путинские затеи с ЕГЭ и Болонской системой, снизившие качество образованности и квалификации, как школьников выпускников, так и выпускников университетов, мгновенно привели бы и общественность, и государственные контрольно — надзорные органы к выводу, что Президент провалил эту свою сферу ответственности. А количественные мерные показатели — лучше стало или хуже в данной сфере жизнедеятельности — тоже по нашей Конституции предписаны.

в) обеспечение безопасности в России, предупреждение и пресечение любой внешней агрессии против России;

Понятие безопасности измеримо. Путин за годы своего правления довел этот показатель до критически низкого уровня — страна в изоляции, в блокаде, страна перед угрозой военного давления и военных конфликтов, сама влезла в чужие военные конфликты. Если бы сегодня действовала наша Конституция, путинские авантюры не прошли бы.

г) обеспечение исполнения полномочий Правительства России в соответствии со статьей 174, 175 и иными положениями Конституции.

С этими статьями мы еще встретимся, когда будем изучать конструкцию Правительства, они впереди.

4. Президент России не может заниматься иной оплачиваемой либо предпринимательской деятельностью или входить в состав руководящего органа или наблюдательного совета организации, целью деятельности которой является получение прибыли.

5. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента России либо Вице-президента России… (Внимание, вице-президент это тоже новшество. — С.С.) …более двух сроков в совокупности.

Известный путинский трюк с Медведевым, греющим табуретку, а через срок возвращающим ее Путину, станет невозможным. Ротация, сменяемость, динамика кадрового корпуса во власти — это была цель в задаче, которую мы системно решали.

6. Порядок избрания Президента России и Вице-президента России, осуществления ими деятельности, порядок отрешения от должности Президента России устанавливаются федеральным конституционным и федеральным законами.

Статья 151. Полномочия Президента России

Напомню, что полномочия это сложная конституционная конструкция, включающая права и обязанности, которые порождают ответственность, как обязанность, и ответственность, как необходимость понести наказание, о чем мы уже говорили.

1. Президент России:

а) формирует Правительство России и принимает решение об отставке Правительства России и федеральных министров;

б) представляет Собранию народных представителей… (Это законодательный орган. — С.С.) …кандидатуру для назначения на должность председателя Государственного банка России,… (Государственный банк России, о котором речь еще впереди, а не Центральный банк России, который нынче работает «под руководством» ФРС. — С.С.) …ставит перед Собранием народных представителей вопрос об освобождении от должности председателя Государственного банка России, приостанавливает полномочия председателя Государственной банка России до решения вопроса об освобождении его от должности Собранием народных представителей;

в) представляет Собранию народных представителей кандидатуры для назначения на должность председателя Счетной палаты России и половины состава ее аудиторов, ставит перед Собранием народных представителей вопрос об освобождении от должности председателя Счетной палаты России, ее аудиторов из числа предложенной половины состава, приостанавливает полномочия председателя Счетной палаты России, ее аудиторов из числа предложенной половина состава до решения вопроса об освобождении от должности Собранием народных представителей;

г) представляет Земскому собранию… (Это вместо нынешнего Совета Федерации, а слово «земское» производно от слова «земли», т.е. субъекты федерации. — С.С.) … кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного суда России, Верховного суда России, Высшего арбитражного суда России, а также кандидатуру для назначения на должность Генерального прокурора России, вносит в Земское собрание предложение об освобождении от должности Генерального прокурора России, приостанавливает полномочия Генерального прокурора России до решения вопроса об освобождении его от должности Земским собранием, назначает судей других федеральных судов;

д) представляет Земскому собранию кандидатуры для назначения на должность заместителя председателя Счетной палаты России, половины состава ее аудиторов, ставит перед Земским собранием вопрос об освобождении от должности заместителя председателя Счетной палаты России, ее аудиторов из числа предложенной половины состава, приостанавливает полномочия заместителя председателя Счетной палаты России, ее аудиторов из числа предложенной половины состава до решения вопроса об освобождении от должности Земским собранием;

Как видно, Президент не единолично формирует кадровый корпус высших органов ветвей власти, контрольно-надзорной Счетной палаты, правоохранительной судебной, прокурорской, но в балансе с решениями Палат Парламента. При условии — которое выполняется нашей конституционной схемой — независимости этих палат качество назначенцев станет иным, в отличие от путинской практики, когда назначают, как говорят, «своих». Но назначать нужно не «своих», а таких, которые будут отвечать по своим конституционным полномочиям перед страной и народом. Вот такая схема будет работать.

е) формирует состав Секретариата Президента России;

Не будет нынешней Администрации Президента, которая фактически является внезаконным органом государственной власти, напрямую «управляющим» Госдумой, Советом Федерации, прокуратурой, главными СМИ страны и другими государственными органами, но не только ими. Она предписывает бизнесу раскошеливаться на партии, общественные объединения, программы собственных талантливых дочерей — что есть внеконституционная, внезаконная практика. Подобная практика полуподпольных органов государственной власти будет прекращена. Секретариат Президента России, о нем еще впереди пойдет речь, будет технически обеспечивать исполнение полномочий Президента, но органом власти не будет.

ж) назначает и освобождает от должности полномочных представителей Президента России;

Это важный инструмент, который будет представлять из себя «нервную систему», подстраховывающую и депутатские вертикали, и специальные вертикали, и исполнительные вертикали, и медийные источники, чтобы Президент имел точное представление о том, как чувствует себя народ России, отраслевые, социальные, территориальные сферы жизнедеятельности.

з) назначает и освобождает от должности высшее командование Вооруженных Сил России;

Это естественно, он ведь Верховный главнокомандующий.

и) назначает и отзывает дипломатических представителей России в иностранных государствах и в международных организациях;

к) создает совещательные и консультативные органы для обеспечения осуществления своих полномочий;

Это будет тот самый интеллектуальный усилитель власти, многодисциплинарный научный экспертно — проектный центр, который мы смоделировали, отработав его методологии и функциональное поле так, что он готов усиливать интеллектуальные возможности будущего Президента России.

л) распускает законодательный орган субъекта России, отрешает от должности высшее должностное лицо субъекта России в случаях и в порядке, установленном федеральным законом.

Дальше мы увидим, что законодательные органы имеют право апелляции и защиты от произвола президентской власти.

2. Президент России:

а) назначает выборы депутатов Собрания народных представителей в соответствии с Конституцией России и федеральным конституционным и федеральным законами;

б) распускает Собрание народных представителей в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией России;

Соответственно и Собрание народных представителей будет иметь возможности, о которых мы скоро прочтем, балансировать это право Президента.

в) назначает референдум в России в порядке, установленном федеральным конституционным законом;

В отличие от путинского «кастрированного» института референдум по нашей Конституции будет реальным инструментом народовластия.

г) вправе вносить проекты федеральных конституционных и федеральных законов в Собрание народных представителей;

д) подписывает и обнародует федеральные конституционные и федеральные законы, имеет право вето в отношении одобренных Народным собором России федеральных законов;

е) обращается к Народному собору России с ежегодным посланием Президента и Правительства России о положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики страны;

Наша Конституция предписывает еще и регламент Послания, чтобы оно не превращалась в очередной бенефис Президента с мультиками и прочими развлечениями в режиме 4D, а было бы обязательным элементом ответственной управленческой схемы государственного управления страной.

По ельцинской Конституции Президент Путин эту конституционную норму выполняет не в срок, не один год он приурочивает ее к своим имиджевым и даже избирательным задачам, хотя обязан определять основные направления внутренней и внешней политики на следующий год в конце уходящего года. Происходит такое потому, что ничто и никто с него этого не требует, никто не накажет за произвол и нарушение Конституции. В действующей Конституции санкций за это нет. В нашей есть.

ж) вправе присутствовать на заседаниях палат Народного собора России.

3. Президент России использует согласительные процедуры для разрешения разногласий между федеральными государственными органами и государственными органами субъектов России, а также между государственными органами субъектов России. В случае недостижения согласованного решения он передает разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.

Президент, как высший арбитр, согласует конфликты интересов по федеральной вертикали и по горизонтали между субъектами федерации и, если такие динамичные согласительные механизмы, которые мы в Конституции неоднократно вводим, не сработают, тогда в действие вступают суды.

4. В случае если в судебном производстве находится дело о соответствии актов исполнительных органов субъектов России Конституции России, федеральным конституционным и федеральным законам, международным обязательствам России, Президент России вправе приостановить действие этих актов.

5. Президент России:

а) осуществляет руководство внешней политикой России;

б) ведет переговоры и подписывает международные договоры России;

в) подписывает ратификационные грамоты;

г) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.

6. Президент России как Верховный главнокомандующий Вооруженными силами России в случае агрессии против России или непосредственной угрозы такой агрессии вводит на территории России или на какой-либо ее части военный режим с незамедлительным сообщением об этом палатам Народного собора России. Особенности военного режима устанавливаются федеральным конституционным законом.

7. В случае угрозы безопасности России Президент России вводит на территории России или в отдельных ее местностях режим угрозы, кризисный режим или чрезвычайный режим,… (Мы вводим три типа особых режимов, наряду с военным. — С.С.) … определяемые в соответствии с федеральным конституционным законом, с последующим утверждением этого решения Народным собором России.

А в этом законе будет написано, что будет, если Народный собор России не поддержит решение Президента, — возникнут согласительные процедуры и будет действовать баланс полномочий.

8. Президент России:

а) решает вопросы гражданства России и предоставления политического убежища;

б) награждает государственными наградами России, присваивает почетные звания России, высшие воинские и высшие специальные звания;

в) осуществляет помилование.

9. Президент России издает нормативные указы и ненормативные распоряжения. Указы и распоряжения Президента России обязательны для исполнения на всей территории России. Указы и распоряжения Президента России не должны противоречить Конституции России, федеральным конституционным и федеральным законам.


ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ


Автор Степан Степанович Сулакшин — председатель Партии нового типа, д.полит.н., д.физ.-мат.н., профессор.

Из монографии:  Сулакшин С. С. Конституция России: после путинизма (комментарии и размышления). М.: Наука и политика, 2019. — 624 с.


ПРЕДЫДУЩИЕ ЗАНЯТИЯ ЦИКЛА

Конституционные оппозиционные чтения. 1. Зачем нужна Конституция

Конституционные оппозиционные чтения. 2. С чего начинается Конституция

Конституционные оппозиционные чтения. 3. Высшие ценности России

Конституционные оппозиционные чтения. 4. Государство и религия. Безопасность и развитие

Конституционные оппозиционные чтения. 5. Права и обязанности человека и гражданина в России

Конституционные оппозиционные чтения. 6. Права и обязанности человека и гражданина в России. Часть 2

Конституционные оппозиционные чтения. 7. Народ России

Конституционные оппозиционные чтения. 8. Социальное устроение страны

Конституционные оппозиционные чтения. 9. Социальное и гуманитарное устройство России. Труд

Конституционные оппозиционные чтения. 10. Экономическое устройство России

Конституционные оппозиционные чтения. 11. Территория России

Конституционные оппозиционные чтения. 12. Государственное устройство

Конституционные оппозиционные чтения. 13. Федеративное устройство России

Конституционные оппозиционные чтения. 14. Государственное управление в России

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора