Можно ли принести людям добро, не воюя со злом?

Сулакшин С.С. Политика 89

ВОПРОС: Наш проект несёт людям добро, справедливость, равенство, уважение ко всем и каждому. Но чтобы реализовать его, нужно буквально «заразить» им всё общество или хотя бы его большинство. Собирают людей под свои знамёна и различные партии, и деятели: ФБК, КПРФ, ЗНС, другие — их цель завоевать популярность, выиграть выборы, стать известными. Многие для достижения этой цели вступают в сговор с властью, с западной закулисой, получают от них значительные печеньки и поддержку, а значит всегда будут иметь большие, чем у нас возможности. Какова наша тактика в их отношении? Игнорировать, вступать во временные союзы, делая общий фронт мощнее, разоблачать, критиковать лидеров, или объяснять их фарисейскую сущность адептам-последователям. Можно ли нести добро людям, обрушиваясь на фарисеев с резкой, даже оскорбительной критикой, когда их многие люди уже выбрали в качестве своих кумиров?

СУЛАКШИН С.С.: Вот какой глубокий вопрос: можно ли нести добро людям не воюя со злом? Непротивление злу насилием. Никогда я не принимал эту толстовскую формулу, которую в том числе воспроизводил и проповедовал Махатма Ганди и многие в мире истории и в мире современности. Хотя нужно признать ее сходство с библейским «от око за око и зуб за зуб — к подставь правую щеку». Это был великий шаг в эволюции человечества. Но путать фундаментальный философский принцип с тактикой борьбы за него же в реальной жизни — нельзя, это ошибочно.

Не могу сказать, что это люди, которые далеки от реальной политической борьбы или, похуже того, войны. Как это совместить? Война и непротивление злу насилием? Гитлера и фашистов надо было уговаривать и увещевать, что ли? А не сопротивляться и не бомбить, и не уничтожать что ли? И, через насилие, победила все-таки высокая правда и смыслы. Нет фашизму!

Я не утверждаю, что если бы сейчас развернулась дискуссия с каким-нибудь философом или человеком, углубленным в этой тематике, я бы не принял какие-то из его доводов. Но поскольку значительная часть моей жизни прошла в борьбе за истину, в борьбе за познание неизведанного, в политической борьбе, в борьбе очень жесткой, в которой, как правило, к сожалению, на сегодняшний исторический момент гнусные и грязные правила. И там все время возникает эта коллизия: как сохранить себя, как личность, как человека нравственного, занимаясь реальной политикой, участвуя в реальной политической борьбе? Простого ответа нет. Это даже не вопрос о компромиссах, это вопрос об очень тонком, искусном поведении, в котором «цель не оправдывает средства», а цель достигается теми средствами, которые ты считаешь допустимыми, чтобы сохранить себя как личность, как нравственного человека, правдивого, бескорыстного и так далее. Очень тонкая материя. Мотивации, к сожалению, распространены иные: «кресло высокооплачиваемое» получить, иммунитет от «правосудного преследования», в коррупционные темы и схемы «въехать» и обогащаться — вот это характерные черты путинского мира, которые насаждены в нашей стране. Можно ли из него выйти? Можно! Понимая и диагностируя эту «болезнь», понимая ее причины, вырабатывая методы ее «лечения».

Ну, и вторая, важная компонента в вопросе: пока мы находимся в меньшинстве, пока мы находимся в оппозиции, то тема объединения в единый оппозиционный фронт, группировку встает постоянно. Причем, иногда до политически карикатурного этакого облика, который я называю «объединяйством». Этим занимался НПСР, Болдырев. В общем, уже достаточно понятно, кто им такие задачи ставит, и зачем, и как они отбирают фигуры для «объединяйства». Меня туда тоже сватали. К сожалению, это очень некрасивая картина, не буду в нее углубляться. Кто-то является сторонниками этих людей и этих движений, поэтому я обижать их не хочу, а вот критиковать, разоблачать, показывать сущность, доказывать, что это «подсадные утки» от режима, хотя и «крякают» очень громко и «крякают» практически повторяя даже наши слова. Даже в пику нашему названию «настоящий социализм» вдруг появляется «новый социализм»!

Можно ли меня упрекнуть за то, что я откликаюсь на запрос и надобность людей разобраться в сложных политических картинах, многослойных, лживых, подставных, провокационных? Я, ведь какой-никакой, все-таки профессиональный человек в этой сфере. Многое сам познал, много изучил, имея большой практический опыт и в политической психологии, и в политологии и в государственном строительстве, в избирательных технологиях в политтехнологиях и так далее. Так почему меня нужно упрекать за то, что я через эти знания и способности разобраться в сложных вещах стремлюсь пролить свет на, в том числе, дурно пахнущие обстоятельства, помочь людям в этом разобраться? Почему? Теперь второй вопрос: «с кем объединяться»? Когда-то Ленин сказал: «Прежде чем объединяться, нужно решительно размежеваться». Чтобы понять: «Ты кто? Ты за что? Ты за кого? Ты против чего? И, соответственно, против кого?». При этом неизбежно раздевая подсадных «крякалок». И что ж с ними объединяться? Да они никогда на это и не пойдут потому, что их хозяева и правящий режим им это запретил. Мы-то не подставные, не купленные, мы настоящие.

Вот последний опыт, который мы обрели. Делаем медийную рассылку — новостную, содержательную — в средства массовой информации и получаем в ответ: «Уберите нас из вашей рассылки». А от кого получаем, знаете? От тех самых «оппозиционных» якобы группировок, их СМИ, ну которые по всем открытым и честным соображениям должны бы ухватиться за нашу информацию! Где еще они могут получить такую информацию? Но не ухватываются… А пресловутое «Политкафе», где «платошкины», «болдыревы» и прочие из ряда, как у себя дома на кухне, прописаны. С какой беспардонностью они не пустили меня в это «Политкафе», хотя даже народным голосованием я там получил право на приглашение! Вот и так разоблачаются подставные структуры, ютуб каналы, блогеры.

Путинизм в нашей стране характерен тем, что происходя своими истоками из спецслужб, из спецтехнологий, он практически страну всю пропитал этими спецтехнологиями. Политическое и общественное пространство тоже. Ну ясно, что есть институт (был и всегда будет) «сексотов» или «политфилеров», «стукачей», неважно, можно как угодно называть этот принципиально необходимый для спецслужб безопасности государства институт. Иначе без этой разведки ни с терроризмом, ни с преступностью справиться невозможно. Но там тоже есть пределы. Так вот в нашей стране эти пределы исчезли.

Я уже говорил и повторяю, что больше 90%, может быть и 95% публичных лидеров, особенно которым «казарма троллей» накручивает восхищённые комментарии, пишут десятки статей на Дзене и так далее созданы самим режимом. А наши статьи на Дзене «убивают». Мне кажется, что миссия «обрушиваться» на фарисеев с резкой критикой необходима. Но, что касается «оскорбительной критики», извините, я слежу за каждым своим словом и оскорблять никого себе не позволяю. Если употребляются какие-то такие слова-эвфемизмы: «картошкин», «барматошкин», то кто и что додумает при этом — это уже его, так сказать, мера понимания, воспитанности и тому подобное.

Политическая сатира — жанр не оскорбительный, а совершенно легальный и необходимый также, как политическая карикатура, политические шаржи. Не надо путать или даже отождествлять это с оскорблением. Что касается меня, то никому еще не было дано, хотя судами мне и грозили, и пытались засудить; никому еще не было дано поймать меня на незаконном оскорбительном деянии.

Поэтому, нынешняя актуальная политическая задача, моя позиция заключаются в том, чтобы нести слово правды, настоящие оппозиционные мысли, то есть противиться злу насилием. Даже будучи в разряде «белой вороны», на фоне этой самой «стаи крякающих ворон» или «каркающих уток», которых кормят с руки кремлевской. Даже, если остаешься в одиночестве. В моей политической истории такое было. Я говорил некоторым товарищам, членам команды, которые бежали за «печеньками», что я даже один останусь, но останусь на своих позициях, и их буду провозглашать, их буду проповедовать, их буду предлагать.

Нет таких «печенек», ради которых я мог бы изменить этой своей позиции. Были реально в моей жизни ситуации выбора: или «бомжиком» на улицу безработным, или на высокие должности, на высокие теплые государственные посты, но с гнусными платами за это. И не один раз такой выбор-вызов был. Я поступал всегда однозначно, и сейчас буду делать то же, как бы мне не кидали стрелы и копья отравленные «новичком» или «старичком» — это неважно.

Критиковать, раздевать, разделывать под орех будем, разоблачать будем, ругаться будем, выходить за нормы приличия и оскорблять не будем! А воевать за нашу страну, за народ, за его судьбу будем!

Степан Сулакшин


Автор Степан Степанович Сулакшин — д.полит.н., д.физ.-мат.н., профессор, гендиректор Центра научной политической мысли и идеологии.

Из передачи #ПрограммаСулакшина Вопросы и ответы.

Фото: Георгий Победоносец в Нижнем Новгороде

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора