Конституционные оппозиционные чтения. 16.1. Парламент России

Русранд Степан Степанович Сулакшин Политика 52

Звучит много пафосных рассуждений о гибельной ситуации в стране, о путях выхода из этой ситуации, о строительстве будущей России. Зачастую эти разговоры слишком проходные, легковесные, не связанные с серьезными планами, серьезной ответственностью и обязательствами.

Наш подход не такой — это конституционный оппозиционный подход; мы изучаем, комментируем, знакомимся с проектом будущей России — новой Конституцией нашей страны. В этом разговоре мы обращаемся к действующей либеральной Конституции 1993 года и с большой методической пользой к Конституции Советского Союза.

В нашей Конституции каждый раздел представляет собой во многом новый конструкт, продуманно отвечающий на опыт почти уже 28 лет постсоветской истории, многому научивший, показавший, что либеральная версия Конституции программирует упадок нашей страны. Наши решения и найденные формулы — это решение задач по исправлению злонамеренных закладок, обустройство страны по принципу максимальной успешности для большинства народа, для всех и каждого. В этом разделе речь пойдет о высшем законодательном и представительном органе нашей страны.

Что есть на это счет в Конституции Советского Союза и в его практике?


КОНСТИТУЦИЯ СССР

Глава 15. Верховный Совет СССР

Посмотрим, что это такое.

Статья 108. Высшим органом государственной власти СССР является Верховный Совет СССР

Напомним, что по теории современная эффективная демократическая власть состоит из независимых ветвей: законодательной, исполнительной, судебной, (еще из неконституируемой, но общественно признаваемой медийной), поэтому было бы уместно, если бы Верховный Совет играл роль законодательного органа страны, но он назван высшим органом государственной власти.

Верховный Совет СССР правомочен решать все вопросы, отнесенные настоящей Конституцией к ведению Союза ССР.

То есть было конституировано не разделение, а соединение ветвей власти, причем за кулисами Верховного Совета стояли ЦК КПСС, Политбюро ЦК КПСС и Генеральный секретарь ЦК КПСС, которые и являлись реальными институтами государственной власти Советского Союза. Именно КПСС формировала — имитируя выборы — практически исключительно из членов КПСС и Верховный Совет СССР, и Президиум Верховного Совета СССР. Были удивительные государственно управленческие распорядительные документы, например, «соединенное» Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР, причем первым назывался ЦК КПСС.

Поскольку Верховный Совет заправлял всем: бюджетом, решал вопросы административно государственного состава Советского Союза, мог включать и исключать республики, принимал законы, словом осуществлял власть монопольно без сдержек и противовесов, которые бы ее уравновешивали, обуздывали бы номенклатурный беспредел, то это закономерно привело к процессам загнивания, которые дорого обошлись Советскому Союзу.

Верховный совет был двухпалатным, состоял из Совета Союза и Совета Национальностей. Совет Союза избирался по избирательным округам с равной численностью населения, Совет Национальностей избирался по норме 32 депутата от каждой союзной республики, 11 от автономной республики, 5 от каждой автономной области и один от каждого автономного округа, т. е. это было представительство разноуровневых субъектов союзного государства. Для федеративных государств такой двухпалатный парламент вполне рационален.

А вот далее в Конституции появляется удивительная и о многом говорящая формула. «Сессии Верховного Совета СССР созываются два раза в год». А кто же управлял страной в перерывах между сессиями? Депутатам Верховного Совета Советского Союза давалась возможность побывать в столице, отовариться дефицитными товарами, а реальное государственное управление происходило, конечно же, в непрерывном режиме и на деле осуществлялось не Верховным Советом.

Поэтому, еще раз повторим то, что уже не раз говорилось: думать, что все наши сегодняшние проблемы можно решить вернув советскую систему — глубокое заблуждение. Такая попытка приведет только к тому, что страна опять развалится, по тем же причинам, что и Советский Союз, потому что в нем были заложены системные ошибки, которые касались и организации государственного механизма, и его деятельности.

Что далее в Конституции СССР важно? В промежутках между сессиями работал Президиум Верховного Совета СССР, который избирался на совместном заседании обеих палат, включал всего 21 человека и именно он занимался всем. Назначал выборы, созывал сессии Верховного Совета, координировал деятельность постоянных комиссий, контролировал соблюдение Конституции, толковал законы, ратифицировал международные договоры, отменял постановления и распоряжения Совета Министров СССР и союзных Советов Министров, учреждал ордена, принимал в гражданство СССР, издавал акты об амнистии.

Таким образом, Президиум Верховного Совета был постоянно действующим органом государственной власти, состоявшим всего из двадцати одного человека — рафинированной, элитной, в итоге, пожизненной номенклатуры, которая вместе с этой системой и загнила. Опыт этот для нас полезен, главным образом, своими ошибками, снизившими жизнеспособность страны, в итоге чего страна распалась, хотя уже много раз говорилось, что главной причиной распада было национальное предательство Горбачева, его группировки и КПСС в целом, как правящей партии в стране.

В либеральной ельцинской Конституции высший законодательный орган называется уже иначе.


ЕЛЬЦИНСКАЯ КОНСТИТУЦИЯ 1993 Г.

Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации — является представительным и законодательным органом Российской Федерации.

Статья 95

1. Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы.

2. В Совет Федерации входят: по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации — по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти;

Фактически в Совет Федерации происходит кооптация, настоящие выборы имитированы, выборов фактически нет. В результате мы опять имеем номенклатурную схему власти.

Государственная дума состоит из 450 депутатов, изначальный срок полномочий уже изменился, увеличившись на год. Существует депутатская неприкосновенность, но она была и в Советском Союзе.

Федеральное собрание РФ, в отличие от Верховного Совета СССР, постоянно действующий орган, палаты работают отдельно друг от друга, нижняя палата принимает, как здесь записано — и что неправильно — законы, Совет Федерации их одобряет, затем их подписывает Президент.

На самом деле окончательно принимается закон не в Госдуме, там он только предварительно принят, что правильнее обозначать как одобрение. Закон на самом деле должен считаться принятым только после подписания Президентом. В нашей Конституции мы это исправляем.

Целый ряд вопросов, таких как утверждение Указов Президента о военном положении, о введении чрезвычайного положения, об использовании Вооруженных сил за пределами территории России, о назначении выборов Президента, о формировании Счетной палаты, Верховного суда, Высшего арбитражного суда и много других важных дел по Конституции 1993 года вроде бы решаются в обеих палатах парламента. Но нечто объединяет эти две Конституции и имеющийся исторический опыт.

И в СССР, и в РФ власть реально принадлежала и принадлежит не конституционно заявленным высшим органам власти в стране и уж точно не народу. В Советском Союзе правил ЦК КПСС, в путинской России правит президентура в виде созданного исполнительного механизма Администрации Президента и внезаконных практик, условно называемых телефонным правом. Телефонные звонки и в Правительство, и в регионы, и в суды, и в Государственную Думу, и в Совет Федерации имеют приоритет перед остальными распорядительными механизмами в стране. Совет Федерации — практически бессмысленный орган, не выражающий и не способный выражать интересы регионов. Не большим смыслом наполнена и Государственная Дума, тщательно отобранная с помощью государственных фальсификаций.

На этом закончим обзор печального, но полезного для нас опыта конституций СССР и ельцинско-путинской России. В своей Конституции мы ставили задачи лечения тех болезней, которые умерщвляют нашу страну, поэтому то, что написано в нашей Конституции — не вкусовая вещь, а выверенные решения поставленных задач по максимизации жизнеспособности будущей России.

Итак, переходим к нашему проекту конституции.


НАША КОНСТИТУЦИЯ

Глава 34. Народный собор России

Так будет называться Парламент России — орган законодательной власти страны. Почему меняется название и Парламента, и палат Парламента? Потому что принципом нашей Конституции является мобилизация всех факторов успешности страны. Один из этих факторов — культурная цивилизационная идентичность страны — очень значим, поэтому в наименовании субъектов России появилось замечательное, святое для всех народов слово «Земля», моя Земля. Эта же задача решается наименованием Парламента — Народный собор России.

Статья 163. Статус Народного собора России

1. Народный собор России (парламент России) является федеральным законодательным органом, представляющим весь Народ России.

2. Народный собор России является постоянно действующим органом.

3. Народный собор России состоит из двух палат — Земского собрания… (От слова Земля — верхняя палата, ныне Совет Федерации. — С.С.) …и Собрания народных представителей. (Ныне Государственная дума РФ. — С.С.).

4. В Земское собрание входит по одному депутату от каждого субъекта России.

Избираться эти депутаты будут народом Субъектов Федерации, а не назначаться как сейчас Администрацией Президента. Нынешнюю практику, когда в СФ заседают друзья Президента, пенсионеры, отставники и странные личности, прямиком из зала Совета Федерации в наручниках попадающие в зал суда, следует считать недопустимой, а о механизме, с помощью которого в Совет Федерации попадают такие фигуранты, каждый может легко догадаться.

Итак, в Земском собрании будет ровно столько депутатов, сколько равноправных субъектов в России.

5. Собрание народных представителей… (Нынешняя Госдума. — С.С.) … состоит из 400 депутатов.

6. Депутатом палаты Народного собора России может быть избран гражданин России, достигший 21 года и имеющий право на участие в выборах.

7. Одно и то же лицо не может одновременно являться депутатом Земского собрания и депутатом Собрания народных представителей. Депутат палаты Народного собора России не может быть депутатом иного законодательного государственного органа.

8. Одно и то же лицо не может быть депутатом любой из палат Народного собора России более двух сроков подряд.

Почему мы сделали здесь различие: для Президента два срока в любой комбинации, а для депутатов, если с перерывом, то можно избираться вновь? Потому что депутат не столь критичная и монопольная позиция, как Президент. Все-таки это только один либо из 400 человек, либо из менее 100 человек, а, во-вторых, потому что депутатский опыт очень ценен. Ротация конечно необходима, вновь приходящие молодые люди, становящиеся депутатами, приобретают опыт, но и опытные депутаты должны быть. Такой сплав очень важен, и, чтобы в этом убедиться и выбрать такое решение, полезно изучить опыт эффективных парламентов успешных стран мира.

9. Депутаты палат Народного собора России работают на профессиональной постоянной основе, не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, в том числе предпринимательской, кроме преподавательской, научной и творческой деятельности.

Относительно этой нормы может возникнуть вопрос и внутреннее несогласие: почему депутат не находится на государственной службе? Но различие между избранным представителем народа и представителем исполнительной власти, что и называется государственной службой, вещь правильная. Здесь нужны разные регламенты их деятельности. Если чиновник на госслужбе находится в вертикали подчиненности и его инициатива и права ограничены, т. к. он включен в систему, то депутат представляет интересы своих избирателей, ему можно и должно возражать начальству, спорить, настаивать на своих решениях — это, согласимся, существенно другое общественно значимое служение.

10. Земское собрание избирает из своего состава председателя Земского собрания и двух его заместителей.

Это верхняя палата, в ней равные представители, и из них выбираются руководители палаты.

11. Председатель Собрания народных представителей… (Внимание, это новшество! — С.С.) …является депутатом Собрания народных представителей и избирается на всеобщих равных и прямых выборах при тайном голосовании одновременно с избранием депутатов Собрания народных представителей. Собрание народных представителей избирает из своего состава двух заместителей председателя Собрания народных представителей.

Данное решение специфично, поскольку Собрание народных представителей — это орган, где инициируются и проходят первые три чтения важнейшие законопроекты, бюджетные документы страны. От роли руководителя нижней палаты парламента, от того, что это за человек, зависит очень многое. Сейчас это фигуры, которые отбирает «президентский отдел кадров», а нужно, чтобы этого человека выбирал весь народ России. Поэтому, обычный депутат в Собрание народных представителей будет избираться по своему территориальному округу, а председатель нижней палаты будет избираться по общефедеральному округу. На этот пост будут претендовать люди с опытом, известностью, способностями, а общероссийское избрание придаст им независимость, необходимую для восстановления и гарантирования системы разделения ветвей власти. Придаст вес и значение. Это будет уже не мальчик на побегушках у Администрации президента.

12. Председатель Земского собрания и его заместители, председатель Собрания народных представителей и его заместители ведут заседания и ведают внутренним распорядком деятельности палаты.

13. Палаты Народного собора России образуют комитеты и комиссии, проводят парламентские слушания и парламентские расследования.

14. Явка представителей государственных органов всех уровней на заседания палат Народного собора России, парламентские слушания и парламентские расследования, заседания комитетов и комиссий по приглашению комитетов, комиссий и палат обязательна.

Очень важная новая норма.

Мы конституируем контрольную функцию будущего российского Парламента — вводим парламентское расследование, когда депутаты, будучи защищенными своим иммунитетом, не опасаясь, что подпадут под репрессии, смогут сдерживать стремление к всевластию исполнительной власти — Правительства, министерств и ведомств, даже спецслужб, их стремление подчинять общество и публичную власть своим тайным оперативным возможностям. Парламентское расследование, как это видно в практике Конгресса США, например, будет способно призвать к ответу любого гражданина страны, в том числе и Президента. А в случае получения ложной информации или, если кто-то посмеет не явиться на такое расследование, будут применены соответствующие санкции.

Такая мера приведет к тому, что исполнительная власть, как и другие институты власти, будут считаться с Парламентом.

Это вопрос авторитета Парламента.

15. Палаты Народного собора России принимают собственные регламенты по вопросам внутреннего распорядка своей деятельности.

Это правильно, сами разберутся куда и как бумажки носить.

16. Депутаты палаты Народного собора России принимают участие в заседаниях и голосуют лично… (Бригадный подряд будет исключен. — С.С.) … Пропуск заседания палаты Народного собора России допускается только по уважительной причине.

17. Заседание палаты Народного собора России правомочно, если на нем присутствует более половины от общего (конституционного) числа депутатов палаты.

18. Депутаты Земского собрания не вправе создавать фракции… (Очень важный момент, фракции-это партийные группирования, а в Земском собрании, должны работать представители регионов, а не представители партий. — С.С.) … Депутаты Собрания народных представителей вправе создавать фракции. Решения фракции Собрания народных представителей не являются обязательными для их членов.

Партийного рабства мы не допускаем. Депутат, даже если он член партии, прежде всего представитель своих избирателей, партийные списки — об этом разговор будет далее — мы отменяем: если хочешь быть депутатом, даже будучи членом партии, иди в округ и глаза в глаза со своими избирателями получай их доверие.

Если попадешь на основе этого доверия в парламент, там в нижней палате и формируй свою партийную фракцию, и это будет означать, что твоя партийная группа будет действовать на основе доверия к конкретным депутатам. Иначе институт наказа депутату, институт досрочного отзыва депутата, институт отчетности депутата, институт предупреждения, публичной оценки депутату избирателями, как форма народовластия, истинной демократии и контроля выборных лиц построена быть не сможет. А мы хотим построить именно такую систему.


ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ


Автор Степан Степанович Сулакшин — председатель Партии нового типа, д.полит.н., д.физ.-мат.н., профессор.

Из монографии:  Сулакшин С. С. Конституция России: после путинизма (комментарии и размышления). М.: Наука и политика, 2019. — 624 с.


ПРЕДЫДУЩИЕ ЗАНЯТИЯ ЦИКЛА

Конституционные оппозиционные чтения. 1. Зачем нужна Конституция

Конституционные оппозиционные чтения. 2. С чего начинается Конституция

Конституционные оппозиционные чтения. 3. Высшие ценности России

Конституционные оппозиционные чтения. 4. Государство и религия. Безопасность и развитие

Конституционные оппозиционные чтения. 5. Права и обязанности человека и гражданина в России

Конституционные оппозиционные чтения. 6. Права и обязанности человека и гражданина в России. Часть 2

Конституционные оппозиционные чтения. 7. Народ России

Конституционные оппозиционные чтения. 8. Социальное устроение страны

Конституционные оппозиционные чтения. 9. Социальное и гуманитарное устройство России. Труд

Конституционные оппозиционные чтения. 10. Экономическое устройство России

Конституционные оппозиционные чтения. 11. Территория России

Конституционные оппозиционные чтения. 12. Государственное устройство

Конституционные оппозиционные чтения. 13. Федеративное устройство России

Конституционные оппозиционные чтения. 14. Государственное управление в России

Конституционные оппозиционные чтения. 15.1. Президент России

Конституционные оппозиционные чтения. 15.2. Президент России

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора