Курилы: Разбитый штормами советский взвод танковых башен «Охотский» на о. Итуруп

Дальневосточный дестрой Регионы 269

Артиллерийский взвод танковых башен «Охотский» (также часто неправильно именуемый по названию соседствующей роты танковых огневых точек «Ветровой»), с башнями от танков Т-54 ранних выпусков со 100-мм орудиями Д-10Т, установленными на бетонные погоны подземных унифицированных сборных железобетонных подбашенных сооружений.

АВТБ прикрывал песчаный берег от высадки вражеского десанта со стороны Охотского моря и подступы к запасному аэродрому для стратегической авиации «Ветровое», расположенному на перешейке Ветровый в полутора километрах от батареи.

Если верить информации в интернете, этот взвод входил в состав 49-го пулеметно-артиллерийского полка 18-й пулеметно-артиллерийской дивизии.

Заранее извиняемся за качество фотографий, но на момент съёмки под рукой был лишь дешёвый телефон.

Этот АВТБ состоял из шести башенных блоков, командно-наблюдательного поста старшего офицера и казармы, соединённых между собой сетью траншей со стрелковыми ячейками для мотострелковых подразделений.

Так схематично выглядел каждый орудийный блок УФС-5 (унифицированное фортификационное сооружение) с башней Т-54. Блоки собирались как конструктор из готовых унифицированных элементов, которые производились промышленными предприятиями и силами войск округа.

Блоки были вооружены башнями от танков Т-54 со 100-мм орудиями Д-10Т унитарного заряжания. В качестве дополнительного вооружения башни были оборудованы спаренным 7,62-мм пулемётом СГМТ.

Фотография строительства подобного блока АВТБ с одного из материковых укрепрайонов, найденная в Одноклассниках в группе служивших на 12 УР-е.
Фотография строительства подобного блока АВТБ с одного из материковых укрепрайонов, найденная в Одноклассниках в группе служивших на 12 УР-е.

Когда точно был построен этот АВТБ выяснить не удалось, но повсеместное их строительство на Курильских островах началось в конце 1970-х гг. и вероятно эта позиция не стала исключением.

Ещё до прибытия сборных элементов УФС-5, на место строительства прибывал инженерно-саперный батальон, силами которого подготавливался полевой строительный лагерь, производилась рекогносцировка местности, приём грузов и дальнейшее возведение фортификационных сооружений на местности.

К сожалению до наших дней позиция сохранилась очень плохо и лишь частично, т.к. беспощадные штормы выкорчевали бетонные подбашенные сооружения из грунта.

Эту фотографию качеством получше нам прислал подписчик в дополнение к посту.
Эту фотографию качеством получше нам прислал подписчик в дополнение к посту.

Из воспоминаний военных в интернете стали известны фамилии двух командиров этого взвода в разные годы: старший лейтенант Подгурский и старший лейтенант Ефимов.

На каждый АВТБ ежедневно назначался дежурный расчет, который обеспечивал приведение в боеготовность двух башенных орудий в течение 5 минут, а остальных в течении 15 минут.

Перед силой природной стихии такие сооружения выстоять не смогли.

Так выглядели входы в подбашенные сооружения.

Входы в них оснащались защитно-герметическими дверями ДЗМ, установленные на проём 800х500 мм. Внутри каждого такого блока было оборудовано противорадиационное убежище личного состава, оснащённое фильтро-вентиляционной установкой ФВА-50/ФВА-100 для очистки заражённого воздуха и электро-ручной вентилятор ЭРВ-49 для обеспечения внутреннего подпора воздуха, благодаря которому внутрь не могли проникать отравляющие вещества.

Электроснабжение как вентилятора ФВУ, так и поворотных механизмов, и средств связи, осуществлялось от двенадцати аккумуляторных батарей 6СТЭН-140, которые в обычном режиме заряжались от штатной линии электроснабжения. К слову для таких АВТБ разрабатывались и укрытия для дизельной электростанции, но данный проект так и не был реализован.

Подача электроэнергии на поворотный механизм башни из подбашенного помещения производилась через вращающееся контактное устройство ВКУ.

Снаряды подавались в башни из подбашенного помещения через такие гермолюки. Само же подбашенное помещение располагалось сверху на блоке и имело люки в два помещения снизу. Один люк вёл в помещения снарядной, а второй в помещение сброса стрелянных гильз.

В снарядном помещении были установлены стеллажи с запасом на 80 снарядов, что составляло два боекомплекта обычного танка. Хотя на некоторых позициях бывало и больше.

Ну а рядом на побережье можно встретить и другие интересные, но довольно опасные находки, которые теперь постепенно находят и убирают военные.

А на этом всё.

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора