Огромная военная авиабаза «Терек» (Хабаровск-Центральный) породившая знаменитый 18-й ИАП «Нормандия-Неман»

Дальневосточный дестрой История 303

Уникальная в своём роде на Дальнем Востоке и одна из лучших
центральная военная авиабаза «Терек», не менее известная под названиями «Хабаровск-Центральный» и «Большой аэродром», породившая на свет и развившая немало авиационных полков/бригад/эскадрилий совершенно разного назначения, в т.ч. и знаменитый 18-й ИАП «Нормандия-Неман». Таких богатых на историю и разнообразие авиапарка аэродромов на Дальнем Востоке мы больше не знаем, хотя писали про немало из них.

В настоящее время это аэродром совместного базирования, где помимо основных Воздушно-Космических Сил дислоцируется авиация ФСБ, МВД и МЧС. А в 2014 г. авиабаза «Терек» была признана лучшей в России.

Обычно мы показываем заброшенные аэродромы, но в этот раз хотим рассказать про не просто сохранившуюся авиабазу, а если не лучшую на данный момент, то уж точно одну из лучших на Дальнем Востоке.

Но прежде чем перейти к фотографиям аэродрома, давайте как обычно окунёмся в историю. История богатая, так что текста будет очень много и если вам не интересно, то просто пролистайте его. 🙂

Если мы где-то ошиблись, то просим нас извинить т.к. разобраться в этом всём было довольно сложно. Ждём ваших правок и дополнений.

А историю своего создания аэродром берёт с 1926 г., когда в составе отдельной Дальневосточной армии в Хабаровске на грунтовом аэродроме была сформирована 26-я отдельная истребительная эскадрилья.

Изображение самолёта найдено в интернете.
Изображение самолёта найдено в интернете.

В 1928 г. на окраине города на берегу Амура был сформирован 68-й отдельный речной гидроавиаотряд, вооружённый 14-ю морскими самолётами-разведчиками МР-1 — советскими усовершенствованными копиями английских бипланов «Де Хевеленд», которые позже принимали участие в конфликте на КВЖД, а после для базирования гидроавиаотряда в составе Амурской флотилии был оборудован гидроаэродром «Красная Речка». Казалось бы отношения к аэродрому из поста это отношения не имеет, но всё же имеет прямое отношение к становлению авиации в Хабаровске в целом.

Изображение самолёта найдено в интернете.
Изображение самолёта найдено в интернете.

Позже к концу 1930-х гг. на гидроаэродроме появилось ещё два итальянских двухфюзеляжных трёхкилевых «Савойя-55».

Изображение самолёта найдено в интернете.
Изображение самолёта найдено в интернете.

Летом 1932 г. В Хабаровске была сформирована 78-я крейсерская авиационная эскадрилья и началось строительство будущего «Большого аэродрома», на который из Подмосковья были передислоцированы ещё три тяжёлых бомбардировочных эскадрильи 19-й авиационной бригады, вооружённых самолётах ТБ-3.

В тоже время для обслуживания бригады был сформирован 89-й авиапарк 1-го разряда, а сама бригада сменила номер на 28-ю и вошла в состав Морских Сил Дальнего Востока.

Весной 1933 г. 28-я авиабригада была передислоцирована на аэродромы «Воздвиженка», «Дубининский Разъезд» и «Михайловка», а управление бригады разместили в селе Воздвиженка.

Место убывшей в Приморье бригады заняли четыре эскадрильи 23-й Тяжёлой Бомбардировочной Авиационной Бригады, вооружённых самолётами ТБ-3 передислоцировавшихся из «Монино», а бригада сменила номер на 26-ю ТБАБ и к осени 1933 г. была переподчинена из МСДВ в ОКДВА.

Изображение самолёта найдено в интернете.
Изображение самолёта найдено в интернете.

Помимо них в состав бригады были включены 26-я ИАЭ, вооружённая истребителями И-5, 26-й авиапарк, 26-й авиаполигон, 26-я рота связи и 26-я школа младших авиационных специалистов.

Изображение самолёта найдено в интернете.
Изображение самолёта найдено в интернете.

Также на аэродром была передислоцирована 46-я Корректировочно-Разведывательная авиационная эскадрилья, сменившая номер на 51-ю КРАЭ. Она была вооружена многоцелевыми самолётами Р-6, одновременно способными быть разведчиками, торпедоносцами, бомбардировщиками и истребителями дальнего сопровождения.

В 1934 г. при аэродроме были организованы «60-е Стационарные авиационные мастерские Военно-воздушного флота», осуществлявшие ремонт самолётов и двигателей, и впоследствии разросшиеся до авиаремонтного завода, переименованного в 1959 г. в «12-й АРЗ МО СССР».

С начала 1960-х гг. основным профилем 12-го АРЗ были ремонт, доработка и модернизация первых советских реактивных бомбардировщиков-ракетоносцев Ту-16, способных нести ядерное оружие.

Это стопкадр с видео, найденного в одноклассниках, где видно хвост Ту-16.
Это стопкадр с видео, найденного в одноклассниках, где видно хвост Ту-16.

В 1998 г. один из них ещё оставался на территории завода.

Позже на заводе стали ремонтировать и модернизировать сверхзвуковые многоцелевые бомбардировщики-ракетоносцы Ту-22 до модификации М3. У завода была организована инженерная лётно-испытательная часть, где пилоты переучивались на новые машины, но в 1990-х гг. часть была расформирована и завод прекратил работу с этими самолётами, а цеха для работы с ними были законсервированы. К слову несколько Ту-22М3 до сих пор сохранилось полуразобранном виде на территории завода. Но о них и части подготовки пилотов мы уже писали отдельные посты.

В 1938 г. в рамках модернизации под руководством генерала Д. М. Карбышева была построена новая бетонная ВПП для приёма всех типов самолётов, а аэродром получил название «Хабаровск-Центральный». В народе его стали называть «Большим аэродромом» т. к. он превзошёл своими размерами первый Хабаровский гражданский аэропорт, который теперь используется для малых воздушных линий. Это народное название авиабаза сохранила в обиходе и по сей день.

После аэродром также модернизировался и сейчас имеет ВПП с бетонным покрытием длинной 2400 м. и шириной 37 м. И не смотря на вроде бы короткую ВПП это не мешало ему в своё время принимать таких больших «птичек» как Ту-16.

Изображение самолёта найдено в интернете.
Изображение самолёта найдено в интернете.

Весной того же года на основе 26-й ТБАБ был сформирован 22-й дальнебомбардировочный авиационный полк, а на базе входившей в него 26-й ОИАЭ был сформирован 6-й истребительный авиаполк, вооружённый истребителями И-15 и И-16, который был передислоцирован на аэродром «Гаровка-2».

На его истории стоит остановиться чуть подробнее.

Летом 1941 г. 6-й ИАП убыл на Запад в действующую армию. В начале 1942 г. в Новосибирске полк был переучен, переформирован и переименован в 18-й гвардейский ИАП. В конце того же года в его состав была включена дополнительная 1-я эскадрилья ВВС свободной Франции «Нормандия», на базе которой летом 1943 г. был развёрнут 1-й отдельный истребительный авиационный полк сражающейся Франции.

В конце 1943 г. 18-й гв. ИАП был награждён орденом Красного Знамени, а летом 1944 г. награждён орденом Суворова 3-й степени и полку было присвоено почётное наименование «Витебский».

Летом 1945 г. полк вернулся на Дальний Восток для участия в боях с милитаристской Японией. После войны передислоцирован в Белоруссию, затем в Подмосковье, а весной 1950 г. вновь вернулся на Дальний Восток на аэродром «Воздвиженка».

Весной 1951 г. полк направлен в Китай для участия в боевых действиях в Корее, а в начале зимы 1952 г. 18-й гв. ИАП передислоцирован на аэродром «Галенки».

В 1982 г. после очередного перевооружения полк был переименован в истребительно-бомбардировочный, а в 1993 г. в штурмовой.

9 мая 1995 г. в целях сохранения традиций, полку было присвоено почётное наименование «Нормандия-Неман», а в 2006 г. он был награждён Францией орденом Почётного Легиона.

На протяжении своей истории полк постоянно перевооружался и летал на таких самолётах как Як-1, Як-3, Як-7, Як-7Б, Як-9, МиГ-9, МиГ-15, МиГ-17, МиГ-21СМ, МиГ-21СМТ, МиГ-27 и Су-25.

А в 2009 г. (по другим данным в 2011 г.) 18-й отдельный гвардейский штурмовой Витебский дважды Краснознамённый ордена Суворова 3-й степени ордена Почётного Легиона Республики Франция авиационный полк «Нормандия-Неман» был расформирован. Но в 2013 г. вновь сформирован но уже на аэродроме «Черниговка».

Помимо озвученных выше, за историю аэродрома на нём дислоцировалось множество авиационных частей различной ведомственной принадлежности. Вот основные из них но далеко не все:

Так здесь базировался 257-й отдельный смешанный авиационный полк на самолётах Ан-12, Ан-24, Ан-26, Ту-134 и Ту-154, работавший в интересах командования штаба округа. Позже полк был переформирован в 265-ю АвБ, а затем в 6-ю АвГр 6983-ю АвБ.

В 1967 г. на аэродроме была сформирована 8-я я отдельная смешанная авиационная эскадрилья, которая в 1979 г. была введена в состав 257-го ОСАП, а в 1982 г. передислоцирована на аэродром «Гаровка-2», откуда в 1994 г. передислоцирована на вертодром «Обор», где была расформирована в 1998 г.

Также в 1967 г. на аэродроме был сформирован 12-й отдельный вертолётный отряд на вертолётах Ми-2, который в 1982 г. был передислоцирован на аэродром «Гаровка-2», где был расформирован в 1989 г.

ПВ.

Базировался здесь и пограничный авиаполк, который в дальнейшем был сокращён до 16-й отдельной авиационной эскадрильи пограничных войск.

МВД.

Весной 1979 г. здесь же было сформировано первое авиационное подразделение в структуре МВД СССР. Ей стала 1-я отдельная смешанная авиаэскадрилья ВВ МВД, в составе которой было 4 звена по три вертолёта Ми-8 и один транспортный Ан-26, а также в её подчинении отдельно базирующееся вертолётное звено на аэродроме Чита-1 «Черёмушки».

В 1980 г. на базе разросшейся 1-й эскадрильи была сформирована 2-я ОАЭ МВД. Обе эскадрильи обеспечивали деятельность 103-й и 104-й железнодорожных дивизий ВВ МВД СССР в Хабаровском и Приморском крае, Сахалине, Камчатке, Магадане и Чукотке.

В дальнейшем на базе этих эскадрилий была сформирована и третья, включавшая в себя 5 ОБАЗ, разбросанных по всему СССР с дислокацией в Новосибирске, Нижнем Новгороде, Сыктывкаре, Свердловске и Алма-Ате.

В 1987 г. 2-я ОАЭ МВД была передислоцирована в Читу, откуда в 2007 г. в Иркутск.

1-я ОАЭ продолжает дислоцироваться на аэродроме «Тереке», включая в себя три вертолётных звена и два Ан-26.

ПВО.

С 1985 г. на «Тереке» дислоцировалась 252-я ОСАЭ 11-й армии ПВО на самолётах Ан-12, Ан-26, Ил-14 и вертолётах Ми-8Т.

В 1991 г. на аэродроме «Гаровка-2» было сформировано вертолётное звено при управлении дивизии в.ч. 32883, которое в 1994 г. было передислоцировано на «Терек», где было расформировано в 1997 г.

МЧС.
Осенью 1999 г. с аэродрома «Гаровка-2» на «Терек» был передислоцирован 137-й отдельный вертолётный отряд Гражданской Обороны, на основе которого в 2001 г. была развёрнута 171-я отдельная смешанная авиаэскадрилья, на базе которой в свою очередь в 2006 г. была сформирована авиационная база МЧС.

В 2010 г. авиабаза МЧС была переформирована в мощный Авиационно-спасательный центр Дальневосточного регионального центра МЧС России и имеет в своём авиапарке модификации вертолётов Ми-8 и Ми-26Т, а также самолёты Ан-74 и Бе-200ЧС.

ВКС

В 2010 г. в состав сформированной 573-й авиабазы армейской авиации второго разряда вошёл передислоцированный с аэродрома «Гаровка-2» 825-й отдельный вертолётный полк. На «Гаровке-2» он появился в 1982 г. после передислокации из Амурской области с аэродрома «Средне-Белая», куда полк прибыл в 1968 г. после передислокации из Литовской ССР с аэродрома «Каунаса».

В настоящее время основные площади аэродрома занимает 573-я авиационная база армейской авиации 2-го разряда, на вооружении которой стоят самолёты и вертолёты различного назначения. Так например здесь базируется 18-я бригада армейской авиации и 35-й отдельный транспортный смешанный авиаполк. Кроме того на базе почти всегда присутствуют боевые машины с других авиаполков.

У въезда на территорию установлен истребитель-бомбардировщик Су-7Б, который раньше стоял на квартал дальше от авиабазы, но при постройке очередной дорожной развязки его перенесли сюда.

Посмотрим на авиабазу во время посещений пары проходивших на ней дней открытых дверей, когда на неё может попасть любой желающий.

У КПП висит такой предупреждающий баннер.

И мы движемся три с половиной километра по дороге, выложенной бетонными плитами сквозь гарнизон к аэродрому.

К сожалению во время посещений с собой ни разу не было нормального фотоаппарата, так что фото вышли не очень хорошими.

На пол пути к аэродрому под открытым небом несколько лет назад были организованы площадки со старой техникой и самолётами, причастными к авиабазе.

Это различные установки ПВО от С-75 до С-300.

Пара РЛС.

Самолёт Ли-2Т, перевезённый с постамента в бывшем гарнизоне аэродрома «Гаровка-2».

Су-17УМ3.

Один из тех самых Ту-22М3, оставшихся на территории завода.

Ан-12.

Ан-26. На заднем плане ещё пара вертолётов Ми-24В и Ми-8.

Су-27.

МиГ-23.

Вот мы уже преодолели 2,5 км и подходим к началу аэродрома. Слева находится 12-й АРЗ, а справа лётное поле.

Стоянка вспомогательной техники. Там виден хвост Ан-12БК с хвостовой кабиной. По какому-то договору хвостовое вооружение с них в мирное время должно быть снято.

Проходим несколько площадок стояночных мест транспортной авиации.

И наконец выходим к рулёжной дорожке, которая приводит нас на площадку, где в день открытых дверей выставлена различная техника, которую можно лапать и лазать по ней.

Первыми нас встречает пара самолётов для нужд командования ВВО. Это модифицированный пассажирский самолёт Ту-154 Б2.

И пассажирский самолёт Ту-134А.

Далее идут транспортные самолёты.

Военно-транспортный самолёт Ан-12БК.

Военно-транспортный самолёт Ан-26.

На таких мероприятиях на авиабазе всегда очень много людей и сфотографировать что-то, чтобы люди не лезли в кадр попросту не представляется возможным, так что извините. 🙂

Многоцелевой всепогодный сверхзвуковой тяжёлый истребитель четвёртого поколения модификации Су-27СМ.

Тактический фронтовой бомбардировщик с изменяемой стреловидностью крыла Су-24М поколения 3+.

Многофункциональный сверхзвуковой истребитель-бомбардировщик Су-34 поколения 4++.

Сверхзвуковой высотный всепогодный модернизированный истребитель-перехватчик дальнего радиуса действия четвёртого поколения МиГ-31БМ. Как пишут в интернете, эта модификация способна конкурировать с новыми самолётами своего класса пятого поколения.

Бронированный дозвуковой штурмовик Су-25СМ модернизированный до четвёртого поколения.

Далее посмотрим на вертолёты.

Многоцелевой вертолёт Ми-8.

Штурмовой военно-транспортный вертолёт Ми-8АМТШ «Терминатор».

Ударный вертолёт Ми-24, также известный под прозвищем «Крокодил».

Знаменитый боевой ударный вертолёт Ка-52 «Аллигатор». Эскадрилья их также базируется на аэродроме.

Грех было не заглянуть в его кабину.

Самый большой тяжёлый многоцелевой транспортный вертолёт в мире Ми-26Т.

Таких на авиабазе несколько штук военных и ещё пара для нужд МЧС.

Далее стояла различная колёсная и гусеничная военная техника. Сначала пройдём к комплексам РЭБ и разведки.

Подвижная трёхкоординатная радиолокационная станция кругового обзора 39Н6 «Каста-2Е2».

Многофункциональный разведывательный комплекс с беспилотниками «Орлан-10». В него входят три БПЛА.

Переносные пульты.

Наземный пункт управления на базе Камаз 5350.

Комплекс РЭБ «Леер-2» на базе «Тигр-М».

Батальонный комплекс радиоразведки и радиоэлектронной борьбы РБ-531Б «Инфауна».

Унифицированная командно-штабная машина Р-149МА1.

Бронеавтомобиль повышенной защищённости «Тайфун-К».

Приятной неожиданностью было увидеть здесь оперативно-тактический ракетный комплекс «Искандер-М». Они базируются неподалёку от города и ради дня открытых дверей его сюда прикатили. Снимать внутри запретили, но зато дали посидеть за рулём. 🙂

Пусковая установка ПВО С-300ПС или С-400. К сожалению мне сложно их различить между собой.

Ещё в рядах техники можно было встретить танки Т-72Б3 и Т-80, а также бронетранспортёры и боевые машины пехоты, но их я уже не фотографировал.

Далее стояли столы с различными винтовками.

Сфотографировал лишь крайнюю.

Насмотревшись на технику можно потихоньку отправляться назад, ведь нам придётся вновь топать 3,5 км до КПП.

Один из нескольких мелких КДП авиабазы.

До главного большого КДП ни в одно из посещений дойти так не разрешили. 🙁

А это сама ВПП в одно из других посещений аэродрома.

Напоследок заглянем посмотреть на бывшее стояночное место одного из Ту-22М3.

И газовочную площадку для них.

Конечно за кадром помимо различных локаторов ПВО на выставке, осталось ещё множество вертолётных и самолётных стоянок с боевой авиатехникой, ТЭЧ и многое другое. Но пост и так получился слишком большой, так что на этом всё.

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора