МИНЭКРАЗВИТИЯ ПЫТАЕТСЯ ВЕРНУТЬ КОНТРОЛЬ НАД РОССИЙСКИМИ ТОРГПРЕДСТВАМИ

Новый Век Альтернативное мнение 22

Чрезвычайно странная инициатива минэкразвития Решетникова получила одобрение целого президента: у министерства появятся собственные представители в 52 странах. Ну, что МИД у нас окончательно превратился в пиар-контору, причём, в основном, для внутреннего пиара, создающего у населения ощущение нашей внешней крутизны, – это давно не секрет. Реальных внешнеполитических целей это специализированное ведомство добиваться не в состоянии, да и целей таких перед ним не ставят. Так что торговые представительства, формально подчинённые послам в соответствующих странах, потихоньку управлялись МВЭС, потом перешли по наследству в Минэкразвития, а потом всякие могущественные люди типа Шувалова захотели посмотреть, что там происходит.

Обнаружилась синекура недёшево обходящихся государству бездельников, которые несут именно что представительские функции и даже не понимают, каких реальных достижений от них ожидают. Началась двухлетняя битва за приведение этого безобразия в порядок, которая завершилась передачей торгпредств в оперативное управление Минпромторгу. И дело как-то пошло, потому что стратегическое руководство страной достигло понимания: нельзя ограничить экспорт нефтью и газом и спать спокойно – спокойствия не получится.

Торгпредства обновились, получили реальное и немалое финансирование и начали за эти деньги реализовывать реальную поддержку отечественному экспортёру, втаскивание его на конкретные площадки, пробивание ему встреч и договоренностей и прочий нужный лоббизм. Под это дело государство начало заряжать в тему всё новые деньги – на субсидирование всего от выставок до получения всяких лицензий и сертификатов. И тут Минэкразвития неожиданно возбудилось и потребовало себе некоторую долю, потому что надо обеспечивать не только экспорт, но и привлечение иностранных инвестиций. Под эту логику Решетникову неожиданно подписали 52 собственных представителя за рубежом. Почему 52, когда торгпредств у нас 57, непонятно. Но ещё непонятнее возникающая система управления: кто кому что должен, кто кому как подчинён, у кого какие кипиаи, какой должен быть результат, и кто за него отвечает.

Похоже, перед нами ещё одно свидетельство странной аппаратной логики. Везде, где у президента нет одного стопроцентно доверенного лица (а кое-где – и где есть) создается эдакая система «мушкетёров короля» и «гвардейцев кардинала», причем, кто мушкетёр, а кто гвардеец, ещё предстоит выяснить в дуэлях и интригах. Собственно, само существование во многом дублирующих друг друга Минэкразвития и Минпромторга подчинено этой логике. В аппаратном смысле для высшего контроля это по-своему удобно и даже эффективно. Для стратегического развития страны – только дополнительные расходы и путаница в проектном управлении. Но это вертикаль власти, кажется, совершенно не смущает.

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора