«Не можешь предотвратить — возглавь»

Андрей Цыганов Общество 263

Владимир Путин объяснил свой разворот к либерализму, в частности, в сфере культуры

Вчера на заседании президентского совета по культуре Президент Путин снова поддержал рэперов. Хотя, в отличии от прошлого раза, он оговорился что не готов защищать представителей субкультур если они продвигают наркоманию — но ни словом не обмолвился о тех, кто заражает подрастающее поколение сатанизмом и пропагандой насилия, суицидов и извращений. Мало того, гарант конституции РФ пошел еще дальше, вспомнив анекдот про пьянку которую «если не можешь предотвратить, нужно возглавить». Такая позиция первого лица государства многое объясняет — и не только в сфере культуры. Интересно, чью пьянку господин Путин готов возглавить в следующий раз: например, на Западе сейчас в моде «тренд» на тотальную легализацию браков гомосексуалистов и защиту прав педофилов …

Для выражения своего кредо Владимир Владимирович выбрал площадку совета по культуре в Константиновском дворце в Петербурге, и продюссера группы «Любэ», композитора Игоря Матвиенко. Ранее Матвиенко, возглавляющий общественный совет при Роскомнадзоре, предлагал ограничить распространение рэпа и хип-хопа в России, поскольку они пропагандируют наркотики, секс, красивую жизнь.

На этот раз Матвиенко явно «переобулся». Приведем отрывок диалога артиста с президентом:

Игорь Матвиенко: Добрый день, Владимир Владимирович! Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Я бы хотел рассказать о новых тенденциях и проблемах в развитии музыкальной поп культуры, если можно назвать её культурной, конечно. Но я думаю, что уже можно. В связи с бурным развитием интернета и его глобализации появилось огромное количество новых имён, новых артистов, которые никогда не были на телевидении, очень мало были представлены на радио, но у которых миллионы поклонников и слушателей в интернете. Это, конечно, прежде всего рэп и хип хоп артисты. Как сказал один известный блогер, рэп ‒ это такой шансон для молодёжи. Соглашусь. Единственное, что в отличие от шансона 90 х сейчас некоторые образцы сделаны очень хорошо: и музыкально, и поэтически. Поэзии в рэпе действительно много, она такая откровенная. Она отличается от фальшивой эстрады, и именно, наверное, поэтому молодёжь её так с удовольствием и воспринимает. Я не хочу сейчас долго останавливаться на том, что в последнее время, вы знаете, было несколько инцидентов, было резонансное задержание рэпера Хаски, отмена концертов, потом ещё ряда исполнителей. Здесь, конечно, палка о двух концах. С одной стороны, это категорически неправильно: наступать песне на горло силовыми методами, заключать и отменять концерты, на которые придёт 500‒1000 человек, но резонанс от этого будет на порядок больше и выше. С другой стороны, конечно, этически это не очень правильно. С третьей – определённые артисты сейчас сами в очередь выстроятся, чтобы получить этот запрет концерта и за счёт этого получить так называемый хайп, то есть такую мимолётную популярность. И уже такие случаи есть. Кроме того, так как я уже в тему погрузился глубоко, сейчас уже площадки, например, артист не собрал где то, они сами провоцируют такой момент, чтобы пришла милиция, концерт запретили. На самом деле никто не приходил. Просто денег не собрали, чтобы не рассчитываться с артистом. Поэтому ещё и много аферистов. Но тема эта действительно большая, потому что это мейнстрим. Если раньше это было маргинально, то сейчас, поверьте мне, это, к сожалению, не может сравниваться ни с кино, ни с театром, ни с классической музыкой. Это то, что слушает наша молодёжь. Год назад я выступал на коллегии Роскомнадзора примерно с этой же темой. Перед государственными СМИ, радиостанциями говорил: неправильно, наверное, – государство выделяет вам частоты, а вы ставите песни в эфир наркотического содержания или с таким, знаете, кокаиновым флёром. Это, может быть, в некоторых песнях это впрямую есть, а в некоторых и завуалировано, но тема всё равно понятна. Нужно иметь в виду, что хип хоп и рэп ‒ это не наше изобретение. Это тотальный тренд во всём мире, пришёл он из Америки, такой гангстер рэп. Много было путей развития, и, безусловно, он базируется на трёх китах: это секс, наркотики и общий протест против всего, в основном подростковый, но иногда бывает и уже более глубокий. Но это даже в меньшей степени, как раз протестные настроения меня в меньшей степени волнуют, чем тема, скажем, наркотиков, потому что она тотально везде, и это неправильно. Неправильно, что наши радиостанции это ставят в эфир. И я год назад об этом говорил, на что мне коллеги сказали: «А как мы будем конкурировать? Мы должны конкурировать с интернетом. Если мы уберём эти песни из эфира, нас не будут слушать, мы потеряем цифры, потеряем деньги». И так далее.

То же самое, кстати, касается и блогеров, которые в интернете могут себе позволить всё, нецензурную лексику. В госСМИ этого делать нельзя, поэтому, может быть, нужно добиться равных прав и для традиционных СМИ, и не очень традиционных СМИ в виде интернета. Или всем разрешить уже ругаться, или как-то это попробовать урегулировать. Это первый момент. Я сейчас пытаюсь найти какие-то решения. Повернуть этот тренд вспять невозможно, как хорошо сказал сотрудник Администрации, что это как будто встать с сачком и попробовать речку развернуть вспять. Это невозможно. Это общемировой тренд. Тем не менее какие-то шаги мы всё-таки можем предпринять, потому что действительно можно понять и общественные комитеты по всей стране, и депутатов, и просто родителей, которые пытаются своих детей оградить. Наверное, можно придумать какую-то маркировку контента. Может быть, сместить акцент с исполнителей на площадки. Может быть, придумать «плюс 18», «плюс 16», «плюс 20» ‒ маркировки, чтобы родители уже понимали, на что пойдут дети. Может быть, придумать какую-то ‒ не знаю, как технически это сделать, ‒ маркировку для вещания контента. Например, если мы зайдём в хит парад iTunes, мы увидим такую буковку Е, причём если мы откроем хип хоп, то эта буковка Е, что означает «не очень цензурная лексика», будет в процентах восьмидесяти песен. Может быть, такую маркировку везде применить: и на радио, и в других соцсетях. Может быть, это как-то поможет.

Понимаете, при таком общем негативе к этому жанру тем не менее молодёжь и в огромном количестве занимается творчеством. В принципе это хорошо. Я думаю, что, наверное, государство это может поддержать, прежде всего инфраструктурно. Сейчас я говорю не только про рэп, но и про рок группы, и про фолк группы, и про этно группы. Например, рок группам совершенно негде репетировать, это я точно знаю. Им нужны помещения, они не могут репетировать в многоквартирном доме, значит, им нужны какие то отдельные помещения для репетиций. В Осло, например, в центре города, наверху в библиотеке находится 20 небольших студий, куда любой молодой человек может прийти и записать трек. Как правило, у наших ребят нет такой возможности делать более или менее профессионально. Всё это записывается дома.

В.Путин: Спасибо.

Вы начали с того, является ли поп культура культурой. Вы знаете, это всё зависит от времени, в котором мы живём, и от наших оценок. Всем хорошо известно, что и вальс не очень жаловали в своё время, считалось моветоном танцевать вальс. Потом это стало классикой, по сути дела. Здесь нет ничего удивительного, и всё это меняется. Правда, Вы сказали, что рэп и прочее современное ‒ на трёх китах: секс, наркотики и протест. Из всего этого, конечно, больше всего беспокоят наркотики. Это очевидная вещь, это путь к деградации нации, к деградации. Им нравится там где то, за бугром, этим заниматься ‒ бог в помощь, пускай что хотят, то и делают. Мы здесь должны, конечно, думать на тему о том, как выстраивать работу с тем, чтобы такого не было. Это даже не ругаться матом, не употреблять нецензурную лексику. Ваше предложение – всем разрешить. Это революционное предложение. Можем начать прямо на Совете по культуре. Смешно. Почему нам смешно? Потому что мы люди определённого круга. Нужно сделать так, чтобы всем было смешно и не хотелось. Я к Вербицкой ещё поеду. Она специалист, бывший ректор университета, Людмила Алексеевна филолог крупный. Есть исследователи, которые занимаются исследованием нецензурной лексики, ‒ исследователи, и в принципе она мне лично говорила, что это часть нашего языка. Но вопрос только, как это использовать. У нас и разные части тела есть, мы же их не выставляем напоказ каждый раз, когда тепло и холодно, понимаете? Это часть культуры, это часть нашей общей культуры, поэтому относиться к этому нужно очень осторожно. Но с чем я согласен полностью: если невозможно остановить, то нужно возглавить и соответствующим образом направлять. А вот как это сделать, это зависит от нас. Мы обязательно, думаю, что коллеги, здесь присутствующие, из Администрации Президента, из Минкультуры – мы с вами ещё встретимся, они с вами встретятся и обязательно на этот счёт поговорят. Как это сделать, как возглавить и направить в нужном направлении и нужными средствами ‒ это самое главное, потому что способ, о котором Вы упомянули, – хватать и не пущать – самый неэффективный, самый плохой, который можно себе придумать. Эффект будет обратный ожидаемому, это уж точно. Но Вам спасибо большое за Ваши мысли и за предложения.

Диалог, согласитесь, показательный. Кстати, буквально за пару дней до питерского форума в Ярославле Путин давал открытый урок — и там, вполне в духе Ольги- «государство не просило вас рожать»-Глацких — обрушился на русский патернализм, предложив молодежи рассчитывать только на себя.

В двух этих программных заявлениях — о готовности возглавить любую «пьянку», которую «нельзя предотвратить», и об отказе от патернализма (который предполагает ответственность государства за своих граждан), как представляется, заключается главная разгадка причин того что творится со страной в последнее время, особенно после мартовских выборов. Несмотря на очевидный запрос и ожидания большей части общества, Путин не просто не отправил Медведева с Кириенко и прочими грефами-кудриными-набиулиными-силуановыми в отставку, но, наоборот, выдал им (а значит, и стоящему за их спинами Западу) полный картбланш на дальнейшие «реформы» в России.
Пенсионный грабеж, увеличение налогового бремени, тарифный беспредел, присвоение гражданам номеров и введение тотального контроля за нами под предлогом «цифровой экономики», подготовка передачи российских территория японцам и китайцам — это такие же попытки «прогнуться под изменчивый мир», как и отказ от защиты русских детей от пропаганды порока и самоубийств с помощью представителей рэп и прочей субкультуры.
Это понимают даже такие, мягко говоря, неоднозначные деятели как Шнур-который разразился актуальным стихом по случаю массированной гос поддержки рэперов.

Люди же ответственные, родители, обязаны понимать что все эти элджеи и т.п. проекты — это не просто издержки дегенеративного западного искусства, а открытая попытка перепрограммирования наших детей и нас самих. Также как обыденный разврат и нарочитая бездуховность большинства западных фильмов, или тупой эгоизм и жестокость российских фильмов 1990-х вроде культовых «Брата» и «Брата 2» (при всех их отдельных привлекательных чертах) являются отражением идеологии заказчиков соответствующего общества. Кстати, примечательно что и в 1990-х и сейчас действуют одни и те же идеологи — от Михаила Швыдкого до Сергея Кириенко — которые сейчас выступают главными адвокатами элджея и компании. История с песней Оксимерона, чей сценарий выполнил керченский убийца Росляков , похоже, так и не смогла поколебать веры Президента этим лоббистам. Интересно, какую следующую западную «пьянку», которую, якобы, невозможно предотвратить, они предложат возглавить Президенту? Вся русская история доказывает: Россия может выжить и победить любого врага только если действует по правде Божьей. А правда несовместима с либерализмом и прогибанием под изменчивый мир.

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора