Нефть в обмен на покорность?

Александр Желенин Экономика и политика 86
Когда поднимают крик и шум — то это уже политика.© СС0 Public Domain

Проблема с поставками российских углеводородов на белорусские НПЗ экспертами расценивается как новый этап выяснения отношений между Москвой и Минском.

Власти Белоруссии заявили, что зафиксировали резкое ухудшение качества поступающей из России нефти. По словам председателя государственного концерна «Белнефтехим» Андрея Рыбакова, которого цитирует информационное агентство БЕЛТА, «отдельные пробы показывали превышение содержания хлорорганических соединений в сто раз».

Это ощутили, прежде всего, на Мозырском нефтеперерабатывающем заводе, поскольку некачественная нефть привела здесь к забивке теплообменного оборудования и отравлению дорогостоящей катализаторной системы. По словам Рыбакова, «ущерб может исчисляться многими сотнями миллионов долларов».

Об ухудшении качества поступающей через территорию Белоруссии нефти 23 апреля сообщили в пресс-службе польской нефтеперерабатывающей компании ORLEN. В итоге Белоруссия была вынуждена остановить поставки светлых нефтепродуктов в Польшу, страны Балтии и на Украину.

Отметим, что в этой истории имеется ряд говорящих за себя совпадений. Поставки некачественной нефти из России в Белоруссию, приведшие, фактически, к масштабной техногенной аварии на ее НПЗ, начались всего через несколько дней после того, как 11 апреля президент Александр Лукашенко заявил, что «если нужно» его страна может поставить на ремонт нефтепроводы и нефтепродуктопроводы, по которым транзитом через Беларусь на Запад и в Украину идет главный российский экспортный товар.

К такой угрозе белорусского лидера подтолкнули очередные ограничения на ввоз белорусской продукции в начале апреля. Ему даже пришлось заявить, что в России «обнаглели до такой степени, что начинают выкручивать нам руки».

Также, судя по всему, «закрытие на ремонт» транзитных нефтепроводов официальный Минск рассматривает и как ответ на несогласие Москвы компенсировать «налоговый маневр» в нефтяной отрасли, который сильнейшим образом ударит по белорусской экономике. Не случайно белорусское издание БЕЛСАТ выдало статью на эту тему с говорящим заголовком: «Совпадение? Некачественная российская нефть приносит убытки Беларуси».

Отметим еще одно совпадение. Буквально на днях правительство России запретило поставки нефти и нефтепродуктов на Украину. Однако известно, что часть нефти и нефтепродуктов Украина до этого получала как раз через территорию Белоруссии.

В связи с этим обозреватель «Росбалта» попросил экспертов ответить на вопрос, является ли проблема с качеством российской нефти, прокачиваемой через территорию Белоруссии, чисто технической или без политики здесь и правда не обошлось.

Партнер российского консалтингового агентства Rusenergy Михаил Крутихин полагает, что проблема «чисто техническая». «Хлорорганика могла попасть при добыче, когда в скважину закачиваются реагенты, а также при прокачке», — сказал он. Эксперт признает, что содержание этих веществ в нефти «может привести к ущербу нефтеперерабатывающего завода, который использует дорогостоящие катализаторы».

Крутихин уверен в чисто техническом характере этой проблемы, поскольку «никто сознательно не будет портить нефть, которая предназначается для большого нефтепровода (предназначенного) не только для белорусских потребителей, но и для пяти европейских государств».

Тем не менее, без политического аспекта в этом деле все же не обошлось. После произошедшего потребитель и поставщик могли бы решить эту проблему, «но тут вмешалась политика, с белорусской стороны пошли заявления о том, что Белоруссия может получать нефть по альтернативным маршрутам, что она прекращает поставки за рубеж и так далее», — добавил Крутихин.

Отвечая на вопрос, возможно ли намеренно ухудшить качество нефти, идущей по нефтепроводу, эксперт сказал, что «технически все что угодно возможно туда подмешать».

В свою очередь руководитель Центра энергетической политики Института Европы РАН Алексей Хайтун уверен, что возникшая проблема — прежде всего, политическая. «Такие вещи, как попадание в трубопровод каких-то неправильных веществ бывают довольно часто. Их тихо решают и никто о них кроме специалистов не знает. А когда поднимают крик и шум, то это уже политика», — сказал он.

По мнению эксперта, белорусская сторона таким образом «добивается более выгодных условий по ценам на транзит нефти (через территорию Белоруссии). Для них это важно». При этом Хайтун, отметил, что «цены на транзит не пересматривались лет двадцать, а ведь все дорожает».

Вице-президент фонда «Центр политических технологий» Алексей Макаркин также уверен, что ситуация с резким ухудшением качества российской нефти, идущей в Белоруссию и через ее территорию на Запад и на Украину, стала политической проблемой.

«Даже если это проблема техническая, Минском она будет восприниматься как политическая, — сказал эксперт. Он объясняет это существующим ныне контекстом российско-белорусских отношений. Макаркин напомнил, что «у Лукашенко сейчас совершенно испорчены отношения с недавно назначенным в эту страну российским послом Михаилом Бабичем, который одновременно является здесь еще и спецпредставителем российского президента».

«Россия давит, Лукашенко, как обычно, пытается маневрировать. То он переходит в контратаки, то демонстрирует конструктив», — отмечает политолог. Одновременно Макаркин отметил, что угроза белорусского президента насчет возможной «постановки на ремонт» нефтепровода «Дружба» связана с его весьма резкими заявлениями о необходимости сохранения и укрепления независимости Белоруссии и прямой критикой российского посла в Минске.

 

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора