О теории малых дел

Русранд С.С.Сулакшин Общество 220

Каждый из нас, взрослых людей, в чём-то специалист, в чём-то талант, в чём-то увлечённый человек. Но каждый из нас гражданин. Гражданина не может не волновать то, что происходит в его стране, как она себя чувствует, каковы причины её болезни, когда она болеет. Гражданина, особенно с русской ментальностью и психологией, не может не маять вопрос «что я могу, что я должен сделать, чтобы быть сопричастным, чтобы помочь своему народу, своей стране?» Это наша суть. Когда эта суть умножается на количество всех соотечественников, это делает страну победительницей, делает страну историческим героем, лидером, вызывает к ней уважение.

«Умом Россию не понять» — говорят её наблюдатели извне. Да, потому что многие вещи связаны не только с рациональностью, но ещё и с трансцендентностью, с теми великими ценностями и смыслами, которые позволяют нам на смертном одре почувствовать, сказать, услышать — «жизнь прожита не зря».

И эти смыслы и ценности существенно отличаются от материальных — желудочных, карманных.

Разные цивилизации ставят акценты по-разному, наша цивилизация ставит акценты не на материальном, а на более возвышенном, на одухотворённом, и, прежде всего — на коллективном, на кооперативном, общественном. Смысл нашей жизни, по большому счёту, не в нашей собственной жизни, а в том, как живёт семья, дети, наша община, наш народ, наше общество, наша страна, наша Родина. Мне кажется, это многие понимают, и именно эта ментальность стала мишенью — её грызут и оплёвывают, над ней зубоскалят, её пытаются раздробить, заменить. На какую? «Добивайся своего успеха», «выигрывай лотерею», «делай деньги», «не обманешь — не продашь»…

Свобода, либерализм, прежде всего — индивидуальность, прежде всего — личный успех — это другая смысловая ценностная матрица. Она даже в природе-то устарела, потому что в биологической природе от борьбы за существование один на один образцы жизни переходят на кооперативное, коллективное бытие — стая, рой, колония. А уж человеческое сообщество идёт точно по эволюционной дороге в сторону коллективности бытия.

В масштабной политтехнологической операции по мутации нашего народа, по снижению потенциалов жизнеспособности нашей страны, которую проводит превосходящий по информационным возможностям и по профессиональности в манипуляциях Запад и собственная либеральная пятая колонна с правящим режимом, Президентом страны во главе, последствия очень небезобидны.

Эта операция даёт свои плоды, народ дичает и звереет, утрачивает свои исконные русские российские цивилизационные качества, но убеждён, что эта война не проиграна. И потому, что вижу в новых поколениях возрождающиеся потенциалы — они где-то в генах, они в социальной генетике, они в памяти, они в бабушкиных сказках, они в учебниках, которые не все ещё испохабили по либеральным и ливано-минобразовским лекалам.

Но я отвлёкся от главной мысли. В этой операции мутации российскому гражданину, каковым являюсь и я, предлагают на выбор.

1. Что тебя так волнует то, что происходит в Кремле, что говорит и делает Путин или Медведев? Занимайся своим делом. Делай своё маленькое дело на своём маленьком месте.

2. Все твои попытки за страну болеть, думать, пытаться что-то сделать, прискорбны, предосудительны, смехотворны, потому что там, наверху, Путин знает гораздо больше, у них несоразмерно больше информации, они гораздо умнее каждого из вас, опытнее, ответственнее. Они знают, что делать. Ты им верь и — вновь — занимайся на своём маленьком месте своим маленьким делом.

В систематике политической психологии это называется «теорией малых дел». Кажется — да, действительно, если каждый из нас будет по максимуму профессионально, ответственно, нравственно и заинтересованно делать своё дело в своей жизненной ячейке — то страна, складываясь из этих ячеек, тоже станет успешной. Часто такие механистические, примитивные модели предлагаются довольно убеждёнными политологами, социальными философами. Известный социальный философ так и полагает: «Молекулярные движения выведут страну сами собой на успешную историческую дорогу».

При этом неявно каждому из нас предлагается считать себя некой неведомой безымянной молекулой — дёргайся там в броуновском движении, глядишь, что-нибудь в макро конструкции положительное произойдёт. Как физик заявляю: никогда не произойдёт, потому что есть закон природы — «возрастание энтропии». Если система не нацелена на единую цель, не управляется в этом направлении, если не синхронизованы эти самые «подергушки» в этих самых малых делах этих самых малых «молекул», то система будет только деградировать и распадаться.

Ну, собственно, Россия у нас это и показывает. Когда уничтожены общестрановые цели, стратегии, ценности и смыслы, когда это предписано в Конституции. Единая идеология страны (а она может быть только государственной) запрещена, её нет. Нам предписано распадаться, как это диктуют законы природы, в том числе, социальной природы. И вот мне на этом фоне моего понимания и видения говорят: «занимайся своим делом, учи студентов, воспитывай своих детей, пиши свои книжки, делай, что можешь на своем месте, а там всё сложится».

Но возникает другое понимание и другой образ.

Если каждый на тонущем «Титанике» будет замечательно делать свои дела: повар котлеты переворачивать на сковородке, кочегар уголь кидать в топку, метрдотель принимать пассажиров по их заботам (не проветривается каюта и т. п.), уборщики собирать пыль по углам… А «Титаник» тонет. Что будет в итоге с «Титаником»? Ответ очевиден. Что будет в итоге с нашей Россией, которая тонет под водительством провалившейся идеологии и провалившихся либеральных идеологов? Она утонет. Когда-то мы уже слышали ответ на вопрос «Что случилось с лодкой?» (это о трагедии подводной лодки «Курск»). Получили ответ «она утонула». Так и вижу подобный ответ по поводу нашей страны.

И кто может меня убедить в том, что это не должно волновать? Что это не моё дело? Страна моя, моя Родина, моя история предков, их подвигов, их крови, их трудов, а вопрос о том, что с ней творится сегодня, куда она валится и что надо для неё сделать — это «не мой вопрос»? Странный парадокс. Получается, что теория малых дел — это, в лучшем случае, «самоотмазка». Я понимаю, почему Владимир Иванович Якунин сейчас собирается заниматься научными вопросами, но исключительно в рамках международной тематики. Это комфортнее. Это безопаснее. Это не затрагивает тех болезней и той беды, которая происходит внутри России. Когда-то я предложил новый термин «комфортный патриотизм». Это, чтобы небольно и без рисков, а с одним удовольствием. Мне кажется, что именно это касается и теории малых дел.

Поэтому теория малых дел, она немножко фарисейская, она самооправдательная, она позволяет кому-то, кто на это способен, успокоить собственную совесть — правда, если она есть.

И разве твои малые дела находятся в противоречии с твоим гражданским желанием, маетой, обеспокоенностью, тревогой за судьбу твоего народа, страны? Почему их противопоставляют? Думаю, потому, что принцип «разделяй и властвуй» не отменён. Думаю, потому, что не только этим способом манипуляции нас разъединяют, лишают нас смыслов и мотиваций, лишают нас энергии, нас лишают того, что называется причастностью к судьбе страны, к судьбе народа. Современные способы манипуляции многочисленны. Теория малых дел — это одна из них.

Поэтому всю жизнь на своём месте делаю максимум того, что могу. У англичан есть фраза «to do my best» — «делать всё, от тебя зависящее». Так веду я себя и сейчас. Но при этом думаю, что наше малое дело, которое может сложиться и определять судьбу страны, ещё и в том, чтобы думать о стране, в том, чтобы собирать народ в этой единой синхронной думе, складывать эту думу в единую волю. Вот тогда, возможно, Россия найдёт в себе силы, чтобы противостоять мутации, деградации и приближающемуся краху.

Малое дело не противоречит большому. Большое дело должно вернуться в жизнь каждого и нашего народа в целом, в жизнь общества, в жизнь политических и общественных сборок и организаций. И самый эффективный путь в этой подчинённой задаче — это создавать новое русско-российское человеческое сообщество. Возможно, это будет партия — но это должна быть партия нового типа, отличная от тех, что поддались мутации и сами уже не осознают, до какой степени деградации дошёл политический партийный институт в нашей стране.

Так что будем действовать.

Автор Степан Степанович Сулакшин — д.полит.н., д.физ.-мат.н., профессор, гендиректор Центра научной политической мысли и идеологии.

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора