Как вы заставите чиновников служить людям и стране?

Русранд С.С.Сулакшин Политика 147

Недавно Кунгуров поднял важную тему мотивации управляющей элиты. Скажите, что вы видите в качестве надежных мотиваторов для управленцев и с помощью каких механизмов предлагаете предотвращать деградацию системы государственного управления?

С. С. СУЛАКШИН: Этот вопрос часа на два, придется его уплотнить. Элиту нужно разделить на два класса:

— первый класс — это публичный, или это политики;

— второй класс — это аппарат, это технический состав, но это тоже элита.

Мотивации классифицируются классически — это карьера, это престиж, это возможность коррупционного обогащения, это особый статус, иммунитет и так далее, это особые привилегии, это статус превосходства: барин, начальник, и так далее.

В ряду вот этих сомнительных мотиваций, встречаются и иные мотивации, хотя может быть правильно будет сказать, что встречаются нечасто. Это стремление, желание служить людям, служить своей Родине, служить правде, служить высоким ценностям и смыслам — такое тоже бывает. Ну и, собственно, ответ уже наполовину очевиден. По новой Конституции, которую мы предлагаем стране, по новому принципу жизни кадровый отбор людей будет осуществляться, в том числе по их биографическим данным, по их психологическому портрету в пользу второго типа мотивации.

Есть у политических и государственных служащих еще один класс мотиваций — страх. Страх наказания, страх увольнения или отставки, страх провала в чем-нибудь, и так далее. Дисциплинирование ответственности государственного служащего или политического публичного человека на госслужбе у нас предусмотрено и принципиально.

Если по ельцинской Конституции ответственности госчиновников, публичного политика не предусмотрено практически никакой, в Конституции нет такого понятия, то мы выпустим закон о политической ответственности государственных выборных должностных лиц, во-первых, и, во-вторых, в новой Конституции вводится этот институт ответственности государственных лиц за должное исполнение своих полномочий и обязанностей. Санкции за недолжное исполнение, целый букет санкций, относительно даже высшего лица — президента, за недолжное исполнение своих полномочий. Будет введена система отчетности, в том числе для президента в ходе ежегодного послания президента парламенту. Обязательная часть будет в виде отчета по предыдущему году, по предыдущему посланию, по тому, что удалось, а что не удалось сделать.

Набор этих новшеств достаточно обширный и системный.

Вводятся еще два института.

Первый в том что государственная должность станет отягчающим обстоятельством по всем статьям уголовного кодекса. Если ты чиновник и пойман за руку в совершении преступления, то твоя должность будет не способом отмазки, как это сейчас происходит — один закон для смердов, а другой для «васильевых» и «сердюковых» — а наоборот отягчающим обстоятельством.

Еще одна немаловажная вещь — люстрация, отстранение чиновников от государственной должности с пожизненным поражением его в праве занимать государственные должности.

В той части мотивации, которую я обозначил, как страх, для самых крутых и борзых коррупционеров и преступников в государственных креслах будет временное (в историческом смысле) возвращение смертной казни.

Вот такая системная программа будет для того, чтобы элита стала более или менее порядочной, дееспособной, работящей и ответственной. Даже если она по каким-топричинам окажется не мотивирована идеологически, ценностно.

Автор Степан Степанович Сулакшин — д.полит.н., д.физ.-мат.н., профессор, гендиректор Центра научной политической мысли и идеологии.

Из передачи #ПрограммаСулакшина Вопросы и ответы.

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора