Очередная «оптимизация» или последняя реформа Садовничего: зачем МГУ объединяет факультеты

Анастасия Стогней Общество 51

Крупнейший в России Московский университет скоро будет не узнать: руководство МГУ собирается объединить его 42 факультета в 14 научных школ. Реформа, которая проводится в невиданной спешке, может позволить 80-летнему ректору Виктору Садовничему установить полный контроль над факультетами и подготовить структуру управления МГУ для будущего преемника. The Bell нашел документ, на который Садовничий ссылался при объявлении о реформе, и разобрался в том, кто от нее выиграет.

Главное

  • Объединить факультеты предлагал еще Владимир Путин в 2019 году
  • Реформа делается в спешке: о ней почти ничего нет даже в черновике 10-летней стратегии МГУ
  • Новая структура сделает факультеты, которые сейчас сами выбирают деканов, более управляемыми
  • Объединение «классических» и коммерческих факультетов скажется на научных и образовательных стандартах

Что изменится

Первыми о плане реформы МГУ сообщили в конце апреля оппозиционная по отношению к ректорату «Инициативная группа МГУ» и издание «Проект». В презентации за авторством Садовничего, которую выложила «Инициативная группа», говорится, что на основе существующих сейчас 42 факультетов и более 20 институтов МГУ будет создано 14 школ, из них шесть — естественнонаучные, четыре — социальных наук и еще четыре — гуманитарных:

  • Школа математики, механики и компьютерных наук (сюда должны войти прикладные/фундаментальные математика, информатика, механика и информационные технологии)
  • Школа биологии, биотехнологии и психологии (биология, биоинженерия и информатика, психология, почвоведение)
  • Школа химии (фундаментальная и прикладная химия, химия, физика и механика материалов)
  • Школа физики и астрономии (астрономия, прикладная/фундаментальная математика и физика)
  • Школа наук о земле (география, геоэкология, картография, туризм, природопользование)
  • Школа фундаментальной медицины (только один факультет – фундаментальной медицины)
  • Школа экономики и управления (экономика, госуправление, менеджмент)
  • Школа социальных наук (социология, политология)
  • Школа юриспруденции (только юрфак)
  • Школы международных и региональных исследований (востоковедение, регионоведение, международные отношения)
  • Школа гуманитарных наук (история, культурология, религиоведение, философия)
  • Школа журналистики и массовых коммуникаций (журналистика, медиакоммуникации, реклама и связи с общественностью)
  • Школа филологии и межкультурной коммуникации (лингвистика, перевод, филология)
  • Школа искусствоведения (изящные искусства, история искусств, продюсерство)

Из презентации следует, что планируется изменить и сам процесс обучения: студент будет поступать не на конкретный факультет (которые будут переименованы в «направления»), а в школу, и первые два курса учиться по общим курсам в ней. Только после этого он должен будет выбрать конкретное направление внутри школы и еще два года изучать дисциплины профессионального блока.

Сама по себе новая структура — не российского изобретение. «Происходящее в МГУ может нравиться или не нравиться, но это соответствует тому, что происходит в мире. Структурные единицы могут называться по-разному, не обязательно школами, как в МГУ, но тренд один и тот же», — говорит научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин. Он приводит в пример Утрехтский университет, один из старейших в Европе, который еще восемь лет назад объединил исследовательские направления в пять «хабов». «Ученым сказали: можете исследовать что хотите, но если вам нужна поддержка вуза, надо вписаться в одну из этих форм», – рассказывает Фрумин.

Система, при которой студенты выбирают более узкое направление подготовки, начиная с третьего года, по его словам тоже широко распространена в зарубежных вузах, а советская система очень узкой профессиональной подготовки для современных студентов выглядит слишком жесткой, говорит Фрумин.

Секретные планы

Первым об объединении факультетов МГУ больше года назад заговорил Владимир Путин, возглавляющий попечительский совет университета. «Когда идёт просто клонирование кафедр и факультетов по одним и тем же специальностям, возникают издержки. <…> Образование экономиста можно получить сразу на трех факультетах МГУ, менеджера — на семи. При этом дипломы одинаковые, а знания разные», — рассуждал Путин на заседании совета 23 января 2019 года и сразу давал указания к действию: нужны сквозные образовательные и научные программы, более активное развитие междисциплинарного подхода. «Уверен, что и руководство университета это прекрасно понимает», — заключал Путин.

Руководству университета — 80-летнему ректору Виктору Садовничему — в конце того же 2019 года предстояло непростое переназначение на шестой срок, требовавшее принятия специального закона. Еще в конце октября два источника «Ведомостей» в Кремле говорили, что переназначать Садовничего не будут — но в итоге для него все прошло удачно: Госдума приняла закон, который позволил Владимиру Путину продлять полномочия Садовничего на неопределенный срок.

5 декабря Садовничий был переназначен, а за две недели до этого дал «Ведомостям» большое интервью. Ни одного намека на будущую реформу в нем не было. Напротив, на вопрос о том, зачем МГУ одинаковые факультеты — например, мировой политики, глобальных процессов, политологии, госуправления, — Садовничий отвечал: факультетов одинаковых нет, все они реализуют уникальные образовательные программы, «ни один из факультетов не оказался зря созданным».

Объявление о реформе стало сюрпризом и для высокопоставленного федерального чиновника в сфере образования, с которым поговорил The Bell, и для деканов многих факультетов. «О том, что есть конкретный план объединения факультетов, я узнал от корреспондентов», — сказал The Bell чиновник, а Садовничий, по его словам, на вопрос о неожиданной реформе ответил: «Так мы же это обсуждали еще год назад». Деканам о планах объединения рассказали незадолго до начала коронавирусного «карантина», говорит один из них. Другой сотрудник МГУ со ссылкой на одного из участников совещания, рассказывает, что о реформе объявляли на видеоконференции, причем объявление было последним пунктом повестки, и заранее о нем никого не предупреждали.

Скорее всего, деканов посвящали в планы постепенно, — в зависимости от степени близости к руководству, предполагает член-корреспондент РАН, бывший преподаватель МГУ и участник протестующего против реформы «Клуба 1 июля» Аскольд Иванчик.

Так, декан факультета ВМК Игорь Соколов на видеозвонке со студенческим активом говорил, что вопрос объединения в школы обсуждался на совете деканов в начале года. По его словам, ректор собирался озвучить проект новой программы развития – в рамках которого и обсуждаются школы – еще в феврале, но «возникли более насущные вопросы». Тем не менее, это «отложилось, но не забылось», говорил Соколов. «Эта идея, которая уже реальность, не «а не сделать ли нам так?», а «сделать нам так», это будет сделано», объяснял декан.

«Рядовым сотрудникам ничего не объясняют, только повторяют: ориентируйтесь на интервью Садовничего ТАСС, все остальное – неточная информация, фейки», – рассказывает преподаватель одного из факультетов вуза. Точно такой же фразой — «ориентируйтесь на интервью Садовничего [ТАСС], мне нечего добавить», — ответил The Bell на вопрос о реформе декан одного из факультетов. Такой же комментарий — «позиция по этому вопросу подробно изложена в интервью ТАСС» — передали The Bell и в пресс-службе МГУ.

Программа без реформы

Интервью ТАСС Виктор Садовничий дал через несколько дней после сообщений «Инициативной группы МГУ» и «Проекта». В нем ректор подтвердил планы объединения факультетов и пояснил, что это — часть новой программы развития МГУ до 2030 года, которую высший орган управления МГУ, Совет трудового коллектива, обсудит осенью.

The Bell удалось ознакомиться с черновиком программы-2030, о которой говорит Садовничий в интервью. Но и в этом документе об объединении факультетов почти ничего нет. Только в пятом по счету пункте главы «Стратегические направления и задачи развития Московского университета» появляется предложение «создать систему Школ Московского университета как взаимосвязанных научно-образовательных консорциумов» и обеспечить им единое учебно-методическое руководство.

Это необходимо для совершенствования системы управления в МГУ, поясняется в документе. Никаких более конкретных предложений в части создания школ в программе нет. Большая ее часть посвящена совсем другому — международной экспансии МГУ, созданию «прикладного бакалавриата» и целевых программ для чиновников, а также работе со школьниками.

Текст программы фактически совпадает с тезисами выступления Владимира Путина на попечительском совете в январе 2019. В числе главных вызовов для МГУ на ближайшие десять лет в программе названа «угроза национальной безопасности в связи с утратой национальной и культурной идентичности российских граждан». А среди главных целей – создание «интеллектуального и культурного центра развития духовного наследия», который будет формировать «научные и нравственные стандарты».

Цели программы МГУ

  • Международная экспансия. Первой задачей развития МГУ названо «развитие глобальной конкурентоспособности» вуза. Для этого он планирует модернизировать программы «в соответствии с запросами международного рынка», сделать больше курсов на иностранных языках, привлекать больше сотрудников-иностранцев. Предполагается создать сеть зарубежных кампусов (сейчас у МГУ пять зарубежных филиалов), летние и зимние школы для иностранцев и онлайн-курсы «на глобальных образовательных платформах», расширить сеть школ за рубежом, где преподается русский язык при поддержке МГУ, и запустить онлайн-курсы русского языка как иностранного.
  • Бренд МГУ. Университет намерен «повысить узнаваемость» бренда на глобальных рынках и разработать «линейку материалов, позиционирующих университет» на английском, китайском, испанском и французском языках. Отдельным пунктом стоит укрепление позиции МГУ в международных рейтингах.
  • Целевые программы. Чтобы сделать обучение «практико-ориентированным», МГУ внедрит программы «прикладного бакалавриата» и повышения квалификации, ориентированные на нужды реального сектора в «прорывных направлениях» — цифровой экономике, нанотехнологиях и нефтегазовой отрасли. Для организации таких программ предлагается привлекать крупных корпоративных заказчиков. Отдельно планируют создать программу для госслужащих «с использованием целевого финансирования»
  • Воспитание. МГУ планирует взяться за школьников: создать для них систему кружков, фестивалей, а также летних и зимних школ в формате детских лагерей «по наиболее востребованным направлениям». Среди них наряду с математикой, информационными технологиями и робототехникой названо «патриотическое воспитание».

Пока что выделить на программу-2030 предлагают около 20 млрд рублей, из которых 8,9 млрд — из бюджета, а еще 11 млрд — средства от коммерческой деятельности МГУ, пожертвования от частных лиц и попечителей, средства разнообразных фондов.

Это втрое меньше, чем было выделено на завершающуюся сейчас программу-2020:

Там только внебюджетное финансирование должно было составить около 70 млрд рублей. К 2019 году бюджет дал на программу 9,8 млрд рублей, МГУ добавил 46,8 млрд, отчитывался Садовничий на попечительском совете.

Зачем все это нужно

Большинство собеседников The Bell признают, что реформа МГУ действительно нужна, а многие специальности и в самом деле дублируются. При этом у реформы могут быть и побочные цели — увеличение контроля ректората над факультетами и коммерциализация традиционных факультетов в ущерб образовательным и научным стандартам.

«Качественно координировать больше сорока факультетов практически невозможно», — признает высокопоставленный чиновник в сфере образования. Реформа сделает вуз более управляемым: действующей структурой сложно руководить, кроме того, главы факультетов избираются, пусть и не напрямую, а руководители школ, скорее всего, будут назначаться, считает Аскольд Иванчик из «Клуба 1 июля». С этим согласны высокопоставленный сотрудник МГУ, бывший чиновник от образования и представительница инициативной группы МГУ Александра Иванина.

Сейчас деканов тайным голосованием выбирают ученые советы факультетов, говорится в уставе МГУ. Выборность деканов закреплена даже в Трудовым кодексе. Про руководство научных школ ни в уставе, ни в законе ничего нет.

Выборы деканов часто проходят формально и закрепляют уже принятые на уровне ректората решения, но иногда на них разворачивается реальная борьба. Самый громкий скандал произошел в 2013 году на юридическом факультете. Соперник действующего декана Александра Голиченкова, бывший замдекана Дмитрий Малешин, выиграл выборы 48 голосами против 42. Но ректорат признал итоги голосования недействительными, после чего полномочия Голиченкова просто продлили без выборов. Преподаватели юрфака даже жаловались на незаконное аннулирование результатов премьер-министру Дмитрию Медведеву, но Голиченков остается деканом до сих пор.

По какому принципу будут выбираться главы школ, Садовничий в своем интервью не сказал. Не знают этого наверняка и собеседники The Bell. По словам главы одного из факультетов, в ближайшее время главы направлений, которые хотят объединить, должны встретиться и начать обсуждение. «Они должны будут как-то определяться сами, назначать мы никого не будем, а то не дай бог, скажут потом, что со Старой площади прислали», – обещает крупный федеральный чиновник в сфере образования.

Еще один риск – слияние «классических» факультетов с новыми коммерческими – вроде созданной в 2006 году «Высшей школы телевидения» или «факультета искусств», который существует с 2001 года. На таких факультетах контрактных мест больше, чем бюджетных, а иногда бюджета нет вовсе. Как будут распределяться места между направлениями внутри школ, пока тоже неясно.

«Не секрет, что уровень [новых факультетов] во многих случаях не идет ни в какое сравнение с традиционными факультетами университета», – предупреждают в своем письме члены клуба «1 июля», в который входят десятки академиков и членкоров РАН. Такие факультеты часто возглавляют не действующие ученые, а создавались они с целями «не связанными с подготовкой научных кадров» – при этом руководители таких факультетов могут получить преимущество при слиянии, пишут авторы письма. «Часто эти факультеты используются, чтобы пристроить на руководящие должности кого-то нужного или заработать денег», – говорит Аскольд Иванчик. Он опасается, что постепенно эта функция станет главной и для других факультетов.

Столкнуться с необходимостью решать экономические проблемы вуз может гораздо раньше, чем произойдет объединение. Все нервничают, потому что ждут серьезного сокращения числа контрактников из-за коронавируса этой осенью, рассказывает преподаватель одного из факультетов. «Неизвестно, приедут ли вообще китайцы, которые кормят существенную часть бюджета. Все курсы допобразования, аспирантура, подготовительные курсы в условиях коронавируса тоже просели» , – говорит он. С похожими проблемами сталкиваются вузы по всему миру. Например, резкого падения доходов из-за вируса, который задержит иностранных студентов дома, ждут в Великобритании. Согласно опросу British Council, только 27% китайских студентов уверены, что продолжат учебу. При этом, по оценке «Ведомостей», на платное образование приходится около 20% всех доходов МГУ и 44%, если считать только коммерческие доходы.

Из презентации реформы, опубликованной «Инициативной группой МГУ», следует, что в некоторых научных школах будут объединять части традиционных факультетов с новыми коммерческими. Например, факультет журналистики предполагается слить с «Высшей школой телевидения», которую возглавляет бывший главный редактор «Независимой газеты» Виталий Третьяков, а из исторического факультета вынести отделение истории искусств и объединить его с направлениями «изящных искусств» и «продюсерства» — то есть, по словам знакомого с планом преподавателя МГУ, с коммерческим факультетом искусств и «Высшей школой культурной политики и управления в гуманитарной сфере», которую возглавляет экс-министр культуры Михаил Швыдкой. Именно он может стать руководителем объединенной школы, говорит собеседник The Bell.

«Появление новых школ — это шанс для коммерческих контор приткнуться к репутации традиционных факультетов и говорить: мы не недавно созданное заведение с сомнительной репутацией, а часть школы», — опасается действующий преподаватель одного из «классических» факультетов. Впрочем, принципы объединения вызывают и другие вопросы: например, почему в одной школе будут слиты факультеты психологии и почвоведения. «Насколько я знаю, один из критериев объединения – вступительные испытания, и на почвоведение, и на психфак нужно сдавать биологию», — рассказывает другой преподаватель МГУ.

Наследство для преемника

Еще одной причиной, по которой МГУ понадобилась реформа, собеседники The Bell называют неизбежную необходимость передачи дел будущему преемнику 80-летнего Виктора Садовничего. «Не думаю, что Садовничий сам это затеял. Ему скоро отходить от дел, и странно делать это в середине незаконченного процесса – а есть риск, что все затянется», – рассуждает сотрудник одного из факультетов МГУ. «Происходящее больше всего напоминает консолидацию активов для передачи преемнику», – соглашается бывший федеральный чиновник от образования.

81-летний Садовничий возглавляет МГУ 27 лет – при том, что в среднем ректоры топ-100 российских вузов руководят ими 9,5 года. Когда вопрос о переназначении ректора в 2019 году еще не был решен, источник «Ведомостей» в Кремле даже называл имя возможного преемника — проректора МГУ Андрея Федянина. Самому Садовничему пророчили разные должности: от почетного президента МГУ и декана мехмата до позиции в инновационном научно-технологическом центре МГУ «Воробьевы горы», которым Садовничий руководит «на общественных началах». Его концепцию разрабатывал фонд «Иннопрактика» под руководством Катерины Тихоновой, которую считают дочерью Путина.

Теперь у Садовничего, по крайней мере формально, есть еще пять лет. Но в ноябрьском интервью «Ведомостям» ректор и сам рассуждал о потенциальном преемнике: «Он должен быть предан МГУ, не жалеть сил, времени и себя». На вопрос о том, если ли такие люди в его окружении, Садовничий ответил: «найдутся».

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора