Очередное интересное, 500-страничное исследование

Павел Пряников Экономика 76

Очередное интересное, 500-страничное исследование Института социологии РАН из серии «чем живёт глубинная Россия», под названием «Пространственное развитие малых городов: социальные стратегии и практики» (ИС РАН, 2020). Исследование описывает жизнь в городах с населением до 50 тыс. человек – в таких городах живёт 12% россиян, или почти 18 млн. человек. В частности, одна из глав посвящена проблемам малого бизнеса в таких городах, основным его ограничениям. Фокус-группы проводились с малыми предпринимателями в 16 городах. Некоторые основные выводы:
— Один из главных ограничителей, о чём и я пишу постоянно, — у местного населения очень маленькие доходы, чтобы МП успешно развивались и их число росло. Типичный ответ фокус-группы: «В первую очередь люди тратят деньги на оплату коммунальных услуг и питание, ипотеку с кредитом, экономят на всём и соответственно покупают мало».

Далее другие проблемы:
— Важным фактором пространственного развития российских малых городов является транспортная доступность и инфраструктура. Например, проходящая рядом большая автодорога гарантирует появление малого бизнеса в общественном питании, авторемонте, магазинах и т.п.
— Тарифы на услуги инфраструктурных монополий, особенно в сфере электроснабжения. При этом, инфраструктура водо- и электроснабжения зачастую находится не в самом лучшем состоянии и требует обновления, а стоимость пользования является настолько завышенной, что для части предпринимателей оказывается решающим при сохранении бизнеса.
— Для большинства предпринимателей исследуемых нами городов стало драматичным требование установки онлайн касс из-за дополнительной неоправданно высокой финансовой нагрузки на бизнес, приводящей к ещё большей нагрузке на федеральный бюджет: «Кассу поставить новую – 70 тысяч, а потянет ли мой магазин такие расходы? Я закрою магазин. Двое продавцов пойдут на биржу и эти же федеральные деньги (которые они не получили) пойдут им на пособие».

— Буквально криком о помощи выглядит обсуждение ситуации, которая складывается в малых городах из-за экспансии местного рынка федеральными торговыми сетями («Пятёрочка», «Магнит», и т.п.). Предприниматели не выдерживают конкуренции с торговыми сетями: «Пятёрка» открывается и спокойно выбивает 10-15 маленьких магазинчиков, павильонов». Во-вторых, вытеснение малого бизнеса торговыми сетями снижает местную налоговую базу, поскольку сетевые магазины чаще всего зарегистрированы не по месту нахождения.
— Федеральные программы помощи МП не продуманы. Например, можно получить субсидию в 100 тыс. руб., но при условии создания рабочего места на эти деньги. Но для этого нужно минимум 500 тыс., и предприниматели отказываются от таких программ.
— Отрицательно влияет замена руководителей городов из местных на «варягов», кто не понимает ни специфику города и не намерен оставаться в нём жить после ухода с должности. Поскольку часть договорённостей, по свидетельству предпринимателей, строится на личных связях, смена руководства городом создаёт нестабильную ситуацию, когда «предприниматель договаривается сегодня с одним главой города, а.. может совершенно другой человек сидеть, с которым договорённостей и не было никаких». Опубликовано ТГ-каналом «Толкователь«

Фото: РИА Новости/Валерий Мельников

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора