Память поколений

Красный Московитъ Общество 247

В минувшие выходные посетили со старшим сыном выставку «Память Поколений», которая проходит в центральном «Манеже».

Не стану кривить душой, несмотря на то, что в ходе демонстрации эта экспозиция уже получила широкую известность (судя по положительным отзывам большинства посетителей), прочитав информацию о ней на официальном сайте МВО: «С 4 ноября по 8 декабря в «Манеже» состоится XVIII церковно-общественная выставка-форум ― «Православная Русь ― к Дню народного единства». Тема экспозиции «ПАМЯТЬ ПОКОЛЕНИЙ: Великая Отечественная война в изобразительном искусстве». Организаторы выставки — Патриарший совет по культуре, правительство Москвы и др.» — здорово усомнился в её исторической объективности, учитывая устоявшийся нынче тренд (в тандеме власть государства + институция РПЦ) по  фактическому вымарыванию всего Советского из нашего прошлого. Начиная от символики, смыслового содержания, социалистических принципов (государственный и общественный контроль над экономикой, средствами производства и распределением ресурсов) — одними из основ коммунистической формации, идеологии (включая образ будущего), до категорического отрицания определяющей роли тогдашних руководителей страны в Победе над фашизмом (попутно нивелируя их вклад в достижение невиданных до той поры темпов научно-технологического развития и экономического роста в Советском государстве), заканчивая культурой и искусством времен СССР.

Однако, увиденное мною, признаться, удивило (в хорошем смысле), и в тоже же время, впоследствии, сильно расстроило. Почему? Об этом в конце.

Возвращаясь к экспозиции: да, были и определенные перекосы (в текстовых преамбулах, предваряющих осмотр, и в отдельных комментариях к полотнам) в соответствии с названием и «праздничной датой», к которой была приурочена эта выставка, а также присутствовала некая камерность при упоминании Советских символов. Но, в целом, уже традиционного сегодня антисоветизма, непосредственно в залах, где экспонировались предметы искусства, замечено не было.

При входе тебя встречает макет мемориального комплекса Советскому солдату подо Ржевом, который планируется открыть к 75-летию Великой Победы.

Завораживающее зрелище! Идея воплощения самого монумента и его литературно-поэтическая эпитеза («Я убит подо Ржевом»; «Журавли»). И лично у меня он вызывает ровно такие же восторженные чувства, как если  вдруг созерцаешь другую нашу величайшую скульптуру «Родина-мать зовёт!», возведенную в Волгограде на Мамаевом кургане, посвящённую Героям Сталинградской битвы.

Не говоря уже о других экспонируемых предметах искусства, которые, судя по переданному в них реализму, в буквальном смысле, пропахли порохом и фронтовой махоркой, пропитаны кровью и трудовым потом, наполнены личной трагедией каждого советского человека, пережившего ту страшную войну, а также теми глубочайшими смыслами, которые неминуемо возникают, когда весь твой народ поставлен на грань физического уничижения и порабощения вероломным фашистским захватчиком.

Работы представлены со всех уголков нашей некогда великой Родины. Причем, что интересно, написаны/произведены, как во время Великой Отечественной войны, так уже и после её окончания (в 50-е, 60-е, 70-е и 80-е годы), вплоть до наших дней. И действительно, глядя на эти творения прослеживается связь поколений, те кто её прошел/видел воочию и кого она так или иначе затронула.

Кукрыниксы, Гелий Коржев, Михаил Хмелько, Василий Ефанов, Пётр Кривоногов, Виктор Мурашов, Василий Яковлев. Перечень авторов можно продолжить, однако лучше увидеть это воочию.

Кукрыниксы «Таня», казнь Зои Космодемьянской
Василий Яковлев «Под слободой Стрелецкой»
Львов «Черноморский флот на защите Севастополя»
Василий Ефанов «Сталинград»
Виктор Мурашов «портрет Генерала Карбышева»
художник Кривоногов «Капитуляция Берлина»
Кукрыниксы «Обвинение»
Гелий Коржев «Прощание»
художник Котов «портрет Маршала Жукова»
Михаил Хмелько «Триумф победившей Родины»

Покинув экспозицию, быстро возвращаешься уже в привычную сегодня реальность. Буквально в фойе продается разного рода сувенирная продукция: отдельная, сомнительного качества церковная литература и утварь, вперемешку с такой же низкопробной советской символикой. К примеру, футболки с изображением легендарного ППШ-41 с надписью под ним — «папаша».

И в заключении, возвращаясь к обещанному, вот о чем подумал по дороге домой…

Да, и тут не поспоришь, они научились сегодня создавать видимость хранить память «благодарных потомков» о славных и трагических страницах нашей истории. Искусно воссоздавая образы, используя при этом, современные технологии. Но только визуально, на публику. По сути, — «присоседившись», когда им это нужно (чтобы мы сплотились вокруг «нашего всего»), к подвигу дедов и прадедов. Без сохранения глубинного содержания, сердцевины, и, что самое важное, — следования заветам наших (и отчасти их в том числе) героических предков. Умело, при этом, играя на наболевшем, наиглавнейшем постулате в сознании нашего народа, связанным не только с периодом Великой Отечественной. Априори, почти все Советское было для народа и во благо народа. И, видимо, наблюдая у нас эту общую тенденцию обратной тяги, они не боятся сегодня говорить о прошлом (в отдельных случаях и с нескрываемой ненавистью). Правда, делают всё ровно наоборот.

Год назад, не совру, меня, знакомого с космической отраслью, также впечатлило увиденное в обновленном павильоне «Космос» на ВДНХ. Но когда за всем этим нет никакой фактуры, а главное — изделий в реальную величину и в промышленных масштабах все эти макеты и с расчетом подобранная экспозиция (вкупе со всем тем, что происходит в стране и за её пределами) вызывают лишь один эффект – еще более скорейшего отрезвления и осознания того, где мы в сравнении с нашим Великим прошлым теперь находимся, и кто нами правит?! И, наконец, то, против чего воевали наши деды и прадеды, — план «ОСТ», реализуется сегодня с новой силой. А их потомки, находящиеся сегодня у власти, доделывают то, что в свое время недоделал Гитлер…

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора