Почему увольнение Набиуллиной ровным счетом ничего не изменит?

Русранд Степан Степанович Сулакшин Экономика 66

ВОПРОС: Известный экономист Михаил Хазин неоднократно говорил, отвечая на вопрос, почему Путин не увольняет такие фигуры, как Набиуллина, о том, что если такое произойдёт, то МВФ через рейтинговое агентство мирового уровня уронит рейтинги наших банков, затруднит расчёты в долларах, что самым негативным образом скажется на нашей внешней экономической деятельности. Такое стало возможным после подписания Россией и МВФ соглашения по вопросам сотрудничества. Тогда Россия и набросила финансовую удавку на себя. Насколько такой вариант реален и, главное, как освободиться от такой зависимости, в том числе выходит и кадровой?

СУЛАКШИН С.С.: Не совсем все так. Замечу, что, во-первых, Михаил Хазин, конечно известная медийная фигура, но вот по части «известного экономиста» — это вопрос. Образование неэкономическое, экономической наукой не занимался, экономической практикой не занимался, был чиновник, консультант в соответствующем бизнесе-консалтинге и публичная фигура, вышедшая к известности из администрации президента и ее «клубов» и, в общем, оттуда и не ушедшая. Он — публичная фигура, у него есть свои задачи, они в общем достаточно прозрачны и работают тоже в достаточно понятном направлении. Во всяком случае, я на Хазина ссылаться не имею необходимости никогда.

Во-вторых, «финансовая удавка» наброшена на Россию на самом деле с «гайдаровских» времен, когда Центральный банк России стал неким органом непонятного статуса, который «независим от иных органов государственной власти».

Какая-то такая частная конторка типа «что хочу, то и ворочу»! Но воротит она исключительно то, что политическое руководство допускает, приветствует и поручает. А это Путин и его группировка, его либеральная команда экспертов и лоббистов, та самая пятая колонна. Она работает и сегодня в части денежно-кредитной политики, эмиссионной монетарной политики, валютной политики, курсовой, соответственно, политики и еще в целом ряде банковских в нашей стране. Продолжает в этой сфере заветы гайдаровского времени. Все эти 30 послесоветских и теперь уже 20 путинских лет, совершенно определенно, эта схема по принципу: управление осуществляется из-за рубежа. Поэтому увольнение Набиуллиной и назначение, например, Грефа, или иного, ничего ровным счетом не изменит. Потому, что схема неизменна. Гарантом ее сохранности образа и направления деятельности является, на самом деле, Путин.

Как от этой зависимости, от несуверенности финансовой системы страны избавиться? А так — как в нашем проекте выписано. Как в нашем проекте Конституции указано. Центральный банк России станет Государственным банком России, в его задачах будет не только стабильность национальной валюты и ликвидность системы коммерческих банков, но еще и ответственность за социально-экономическое развитие страны, как это принято в приличных странах всего мира, в законах о Центральных банках.

Вернется адекватный объем денежного рублевого оборота в стране, монетизация экономики — это тут же суверенность восстановит. Решится вопрос об эмиссионной политике, вопрос о денежно-кредитной политике. Будет создан, как после Второй мировой войны в ФРГ, специальный институт развития. Мы назвали его Государственный внебюджетный инвестиционный кредитный фонд с емкостью в сотни миллиардов долларов (по году!), но не на кормёжку и не на халяву, а на инвестирование развития страны, на подъем платежеспособного спроса населения. Устанавливающий пакет нормативно-правовых актов у нас уже разработан. Придет примерно та политика, которую сейчас ведет Китай, которую даже США ведут в условиях кризиса. А научились они этому в годы Великой депрессии, в мобилизационные годы войны и только наши либералы ничему никак не учатся. Но у них видимо задача такая, пятой колонне только такие задачи ставятся!

Поэтому, я ещё раз хочу сказать, что Россия имеет проект, в котором есть важнейшая часть, научно обоснованное понимание российского тупика, болезни и деформаций, которые сейчас угнетают нашу страну. В нашем проекте есть постановка задач государственного управления, преобразования страны, которые нашли свои решения. Эти решения спакетированы в программу государственного управления, вывода страны из полумертвого состояния в состояние самодостаточности, суверенности и способности спасти себя и перейти на траекторию оздоровления и развития. Этот план в нашей стране уже есть! Называется Конституция новой России, называется Программа Сулакшина, называется пакет доктрин, законов, концептов, решений, принципов преобразования модели страны к ее иному будущему облику.

Все это доступно на сайте rusrand.ru.

И, как бы ни было трудно разбираться с этими серьезными вещами, поймите, разговор на уровне безграмотной болтовни вылечить и спасти страну не в состоянии! Эта задача исторического масштаба, исторической сложности, она требует высокого профессионализма, колоссальной работы по пониманию пути выхода. Наконец, честности, готовности претерпеть риски и удары.

Если мы будем способны этот шаг сделать, в том числе освободиться от внешней зависимости, в том числе кадровой — а в Программе Сулакшина специально есть раздел по кадровой проблеме — то тогда мы действительно сможем выйти со страной к свету!

Степан Сулакшин


Автор Степан Степанович Сулакшин — д.полит.н., д.физ.-мат.н., профессор, гендиректор Центра научной политической мысли и идеологии.

Из передачи #ПрограммаСулакшина Вопросы и ответы.

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора