Россияне стали в разы реже получать социальные льготы на работе

Илья Кабанов Общество 22

Фото: © Кирилл Канин

Российские работодатели сокращают льготы и социальные гарантии сотрудникам, обостряя проблему неравенства, выяснили социологи. Каждому седьмому работнику не оплачиваются очередные отпуска или больничные листы. При этом у высокооплачиваемых сотрудников теперь больше льгот, чем у самых бедных.

Социальные гарантии и льготы от работодателя — пособия и услуги, которыми организации обязаны обеспечить сотрудников или предоставляют добровольно. В 1992-1995 годах охват работников компенсациями сократился на 5-30%, а число социальных объектов на балансе предприятий упало на 90%. За время президентства Владимира Путина ситуация не улучшилась.

Исследователи Института социальной политики ВШЭ и Института социологии РАН проанализировали результаты общероссийских опросов, участников которых спрашивали о социальных льготах на работе. Сравнение проводилось по данным за 2000, 2006, 2010 и 2018-й годы.

Оказалось, что охват необязательными льготами, которые не гарантирует государство, с 2000 года уменьшился, хотя сами они стали разнообразнее. Это связано с появлением до 2007 года новых предприятий, решавших кадровые проблемы и закреплявших конкурентные преимущества.

После экономического кризиса одов стало хуже: компании оптимизировали производство и сокращали издержки, в том числе за счет соцпакетов. В результате охват разными льготами сильно снизился за 2000-2018  годы.

Что стало со льготами

— В 5,6 раза реже работодатели стали предоставлять ссуды и кредиты для строительства или ремонта жилья.

— Доля работников с доступом к бесплатному или частично оплачиваемому содержанию детей в дошкольных учреждениях сократилась в 4,3 раза.

— В 2,8 раза уменьшилась доля отдыхавших в санаториях, на турбазах или отправлявших детей в детские лагеря за счет предприятия.

— Более чем в два раза сократилась доля сотрудников, которые могли бесплатно лечиться в ведомственных медучреждениях или частично бесплатно в остальных.

— Почти в два раза упала доля получавших компенсацию расходов на транспорт, примерно так же сократилась доля работников, обеспеченных бесплатным или льготным питанием.

— Сокращая большинство льгот, компании по-прежнему готовы оплачивать повышение профессионального уровня персонала. 20-25% работников признают, что в их компаниях есть образовательные программы. Этот показатель почти не меняется со временем.

Обязательные гарантии тоже сокращаются

Исследователи зафиксировали сокращение и обязательных, то есть закрепленных законами, льгот и гарантий. Если в 2000 году они были доступны примерно 89-91% занятых, в 2018 году — уже 73-88%. Каждому седьмому сотруднику по месту основной работы не оплачивались очередные отпуска или больничные листы, а каждому четвертому — отпуска по беременности и уходу за ребенком до трех лет.

На государственных предприятиях социальная поддержка заметнее, зато в частных компаниях вместо соцпакетов предпочитают назначать более высокие зарплаты. Иностранные компании, работающие в России, чаще предоставляют социальные услуги, пособия и компенсации, чем отечественные негосударственные организации.

Любопытно, что обеспеченность льготами растет по мере продвижения по службе. Чаще их получают руководители и ценные специалисты, а не неквалифицированные рабочие с самой низкой зарплатой, которым в первую очередь нужна помощь. Это усиливает социальное неравенство.

Например, полностью или частично бесплатное лечение доступны каждому десятому из группы самых низкодоходных, зато каждому третьему в группе самых высокодоходных. Шансов на оплату проездных билетов у низкодоходных работников меньше в три раза, на помощь в содержании детей в детских садах — в два раза, на дотации по питанию — в полтора раза.

Илья Кабанов, научный обозреватель Тайги.инфо (@metkere)

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора