Российский кибердельфин всплыл на Западе

Игорь Лесовских Наука и техника 71

Фото: facebook.com

Московский технологический проект Flipper Zero стал первым российским IT-стартапом, собравшим на западной краудфандинговой площадке Kickstarter более 4,5 млн долларов. Группа московских программистов решилась на создание «тамагочи для хакеров» – мультиустройства, объединяющего в себе функции пультов дистанционного управления различной техникой, ключей доступа и даже анализатора защищённости радиосетей. «Октагон» разбирался, чем для создателей может закончиться неожиданная популярность.

Кампания российского стартапа Flipper Zero на Kickstarter стартовала 30 июля. Разработчики хотели собрать 60 тыс. долларов: денег должно было хватить на производство первой версии продукта – устройства, включающего в себя только необходимые радиомодули для изучения радиопротоколов, но без Bluetooth и чипов NFC, которые авторы проекта обещали установить, если спонсоры профинансируют до 700 тыс. долларов.

Минимальную сумму команда получила уже через восемь минут после старта. У основателя проекта Павла Жовнера такой рекорд вызывал недоумение: вложились почти 600 вкладчиков.

Впрочем, к концу первого дня сумма сборов перевалила за полмиллиона долларов и продолжала ежедневно расти. В последний день, 29 августа, количество спонсоров выросло до 37,9 тыс. человек, а общая сумма сборов достигла 4,8 млн долларов.

Чтобы выполнить условия проекта, разработчикам необходимо к февралю 2021 года наладить массовое производство устройства и начать доставлять его своим клиентам. Кроме того, «тамагочи» должен появиться в свободной продаже по цене 169 долларов. При этом первым клиентам, которые вложились в прототип на Kickstarter, его продавали от 99 до 129 долларов.

Инструмент с душой

Устройство Flipper Zero сам автор, член московского хакспейса для техноэнтузиастов Neuron Hackspace Павел Жовнер, описывал как «пацанский мультитул-тамагочи для пентестера». По словам разработчика, идею проекта он вынашивал несколько лет. В устройстве Жовнер хотел объединить необходимые инструменты для физического пентеста (анализа защищённости), а также создать гаджету «личность».

«Я люблю исследовать всё вокруг и постоянно таскаю с собой разные инструменты для этого. У меня в рюкзаке: WiFi-адаптер, NFC-ридер, SDR, Proxmark3, HydraNFC, Raspberry Pi Zero (из-за этого бывают проблемы в аэропорту). Всеми этими приборами не так просто воспользоваться на бегу, когда у тебя в одной руке чашка с кофе или ты едешь на велосипеде. Нужно сесть, разложиться, достать компуктер – это не всегда удобно. Я мечтал об устройстве, которое бы реализовывало типичные сценарии атак, было всегда в боевой готовности и при этом не представляло из себя пачку разваливающихся плат, смотанных изолентой», – описал идею проекта Павел Жовнер в своём блоге на «Хабре» в декабре 2019-го. Тогда он пригласил в проект всех увлечённых идеей разработчиков.

Кроме утилитарных функций устройство получило «душу» дельфина тамагочи, который реагирует, когда пользователь исследует мир сетей. Прототипом героя стал культовый для IT-специалистов в сфере кибербезопасности киборг-дельфин по имени Джонс из рассказа Уильяма Гибсона «Джонни Мнемоник». Этот дельфин в далёком будущем – 2021 году – помог главному герою, которого сыграл Киану Ривз, взломать код к базе данных в его голове.

Отечественное чудо

До сих пор российским стартапам не удавалось одерживать столь громкие победы, да ещё в развитии хардварной (производство «железа»), а не софтверной (разработка программы) кампании. Согласно статистическим данным Kickstarter, российские разработчики запускают сотни кампаний по сбору средств, но многие из них не достигают поставленных финансовых целей. Конечно, есть и победители, но их единицы.

«Стартапов с российскими корнями, которым удалось заявить о себе на зарубежных краудфандинговых площадках, не так много. Отчасти понятно почему: это и общая слабость технологических стартапов в России, по сравнению с теми же Штатами, и сложность выхода на сами западные площадки».

Даниил Силантьев сооснователь сервиса Email-Competitors

– С полтычка там кампанию не создать: для начала надо иметь иностранное юрлицо или другим образом подтвердить свою состоятельность. Конечно, хорошо, что у нас такие звёздочки типа проекта Flipper. Но пока это больше единичные проекты, которые не могут показать уровень развития технологических компаний в России, – поясняет «Октагону» сооснователь сервиса для маркетологов Email-Competitors Даниил Силантьев.

За последние годы больших успехов добивались лишь хардварные проекты из Удмуртии. В 2016 году более 500 тыс. долларов получили разработчики Lightpack – системы подсветки для различных мониторов и телевизоров. Сегодня у проекта есть интернет-магазин, но официальные группы в соцсетях не ведутся с 2018 года. На странице Lightpack на краудфандинговой платформе опубликованы комментарии вкладчиков о том, что разработчики не выполнили взятые на себя обязательства: кому-то не вернули деньги или товар, а кому-то из спонсоров пришёл товар в нерабочем состоянии.

До Flipper Zero самой успешной кампанией на Kickstarter считался ижевский проект Hudway.
Фото: Антон Новодережкин/ТАСС

Самой успешной кампанией на Kickstarter до Flipper Zero можно было считать Hudway – проект из Ижевска по разработке проекционного дисплея для водителя. Авторам удалось собрать за две кампании около 1 млн долларов на производство устройств. Несмотря на то что с последней кампании прошло уже два года, разработчикам приходится решать вопросы с поддержкой пользователей, которые жалуются либо на то, что не получили товар, либо на то, что не получили обновление программного обеспечения.

Успех для автора станет адом

Подобные проблемы ждут и разработчиков Flipper Zero. По мнению экспертов, после успешной кампании по сбору средств российской команде нужно срочно заняться прокачиванием менеджмента, чтобы не ударить в грязь лицом перед спонсорами.

– Любая успешная кампания на краудфандинговой площадке, когда ты получаешь намного больше спонсорских денег, чем планировал, оборачивается для команды адом. Мы прошли через это. Сейчас, я вам гарантирую, ребята из Flipper не спят, их забрасывают вопросами и предложениями, а ведь ещё необходимо заниматься разработкой. Для команды важно перестроиться и думать о быстром расширении бизнеса, привлечении аутсорсеров на какие-либо фронты работ. Если этого не делать, то они могут захлебнуться. Кроме того, от них требуются чёткие расчёты. Представьте, если они ошиблись в стоимости доставки, то из-за резкого роста предзаказов они просто уйдут в минус и не выполнят свои обязательства перед спонсорами, – рассказывает «Октагону» директор «Русских информационных технологий» (создатели Hudway) Иван Клабуков.

Примеров того, когда компании не справлялись со взятыми на себя обязательствами, действительно немало. Наиболее показателен здесь опыт американского стартапа Coolest Cooler. В 2014 году авторы предложили сделать переносные пляжные кулеры для воды с блендером, bluetooth-колонками и со льдом.

Идея вызвала бурю эмоций у молодой аудитории, и проект собрал более 13 млн долларов от более чем 62 тыс. спонсоров. Но в итоге он оказался большим провалом: порядка 20 тыс. спонсоров не получили свои товары до сих пор.

В декабре 2019 года руководство компании обвинило в провале торговую войну США с Китаем и закрылась. При этом на китайских сайтах стали свободно продаваться аналоги проекта по цене меньшей, чем стоимость продукта, оплаченная спонсорами.

В России нужно растить экосистему для IT

Несмотря на возможные сложности, западные краудфандинговые площадки будут продолжать привлекать российские проекты. Пока в России, к сожалению, ещё не сложилась нужная для развития технологических стартапов экосистема.

– У нас есть краудфандинговые проекты Boomstarter, Planeta, но они предназначены для внутреннего рынка. А для технологических стартапов в мировом масштабе это просто малюсенький сегмент. Я уверен, что тот же Flipper не получил бы такой поддержки, запустившись на местном рынке. Количество устройств, которые они могли бы продать тут, несопоставимы с объёмом рынка не то что мира, но даже США. Тут ведь и важна готовность среднестатистического населения делать вложения в подобные проекты. А у нас она, к сожалению, невысока, – резюмирует Даниил Силантьев.

Кроме объективных факторов, по словам экспертов, интерес к иностранным площадкам у российских IT-проектов связан с финансовой стороной вопроса.

– Как таковых проблем с правовой точки зрения для стартапов в России нет: наше законодательство позволяет растить инновационные компании. Но вот с финансовой точки зрения юрисдикция других государств для IT-отрасли может быть интересной. Это и законная оптимизация налогообложения, и возможность работать с криптовалютой, и возможность проведения ICO, – говорит «Октагону» совладелец юридического агентства «ЮС КОГЕНС» Светлана Корабель.

Привлекательными иностранные юрисдикции видятся и для инвесторов. Различные фонды и бизнес-ангелы не раз проводили сделки по покупке европейских или кипрских компаний. Но приобретение доли в фирме в российской юрисдикции для иностранных инвесторов подобно игре в рулетку.

– На Западе до сих пор считают, что у нас здесь медведи ходят, поэтому у иностранцев есть страх входить в подобные проекты. И если стартап намерен покорять мировой рынок, то он должен создавать иностранные юрлица и вести дела там, – поясняет Корабель.

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора