Самоголосование для самоизолированных: правовой анализ последних законодательных новаций

Евгений Павлович Железняк Русранд Политика 307

В период объявленных главами субъектов России ограничительных мероприятий стала заметной весьма активная деятельность органов государственной власти по принятию новых федеральных законов, касающихся именно темы цифровизации. Так, был принят Федеральный закон о введении с 1 июля 2020 года в городе Москва экспериментального правового режима по внедрению технологий искусственного интеллекта. 21 мая 2020 года Государственной Думой в третьем чтении принят Федеральный закон «О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации».

Теперь изменения коснулись и законодательства о выборах. 23 мая 2020 года Президентом Путиным В.В. подписан Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В преддверии этого, группой из четырёх депутатов Государственной Думы на рассмотрение был внесён законопроект о внесении изменений в статьи 37 и 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

В соответствии с текстом пояснительной записки, предполагалось внести изменения в части регулирования процедуры сбора подписей и проверки подписных листов. Помимо этого, предусматривалась возможность сбора подписей избирателей, участников референдума с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)». Законопроектом уточнялись требования по заполнению подписных листов. Так, при проставлении подписи и даты ее внесения избиратель, участник референдума должен собственноручно внести в подписной лист свои фамилию, имя и отчество. Ранее требовалось лишь поставить подпись. Всё это, по мнению инициаторов внесения поправок, призвано способствовать обеспечению прав участников избирательного процесса, а также препятствовать совершению неправомерных действий, в том числе направленных на фальсификацию подписей избирателей, участников референдума.

В таком виде текст законопроекта 2 марта 2020 года поступил в Государственную Думу. Получил одобрение профильного комитета Думы и положительный отзыв Правительства.

Но ко второму чтению были внесены существенные поправки к тексту законопроекта.

Так, статью 18 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» предложено дополнить пунктом 3.2–2, в соответствии с которым, в случае, если на территории субъекта России либо на территориях двух и более муниципальных образований в этом субъекте введен режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации при наличии угрозы жизни и (или) здоровью граждан голосование по избранию высшего должностного лица субъекта (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта), может быть отложено законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта России.

В Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», помимо первоначально предложенных поправок, внесены поправки, устанавливающие новые понятия и термины. Речь идёт о введение в правовое поле нового вида голосования — дистанционного электронного голосования — голосования без использования бюллетеня, изготовленного на бумажном носителе, с использованием технического средства.

Предложено существенно повысить роль Центральной избирательной комиссии в выборном процессе.

Центральная избирательная комиссия наделяется правом отмены выборов в случае введения режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории страны или территории субъектов.

Здесь стоит обратить внимание и на такую внесённую поправку. Предложено пункт 14 статьи 64 Федерального закона изложить в следующей редакции: «При проведении выборов в органы государственной власти, органы местного самоуправления, референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума в случаях и порядке, которые установлены Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, может быть предусмотрена возможность голосования избирателей, участников референдума по почте, а также посредством дистанционного электронного голосования».

В соответствии с поправками — «в целях создания условий для защиты здоровья избирателей, участников референдума при участии в голосовании, создания максимального удобства для реализации гражданами Российской Федерации избирательных прав, права на участие в референдуме» определение условий для проведения досрочных выборов всех уровней также закрепляется за Центральной избирательной комиссией. То есть ЦИК будет по своему усмотрению — на основе ею самой принятых правил будет определять условия проведения досрочных выборов, в том числе и проведение голосования по почте, а также дистанционно, электронным способом.

Внесённые поправки коснулись и изменений в Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

Так, по аналогии с вышесказанным, для Центральной избирательной комиссии установлено право утверждения образца заполнения подписного листа, как и право на проведение досрочного голосования, в том числе на территориях и в местах, пригодных к оборудованию для проведения голосования (на придомовых территориях, на территориях общего пользования и в иных местах), опять же — «в целях создания условий для защиты здоровья избирателей при участии в голосовании». ЦИК и в случае проведения выборов депутатов Госдумы наделена правом по установлению случаев и порядка для голосования по почте, а также посредством дистанционного электронного голосования.

Изменения, которые внесены в существующие нормы законодательства о выборах, иначе как революционными, назвать нельзя.

Мы уже привыкли к тому, что никакой обратной связи между Народом России и властью нет. Свою волю народу, как источнику власти, доверено выражать в краткие моменты выборов. После этого, так называемые народные представители, получив мандат, совершенно забывают об источнике своей власти и в своей деятельности руководствуются более интересами властной верхушки, нежели интересами своих избирателей. В результате депутаты принимают законы, дающие льготы и преференции крупному капиталу, выступают откровенными лоббистами интересов узкой группы лиц, но никак не интересов широких масс населения. Говоря откровенно, нельзя не признать, что депутатский корпус превратился в инструмент, при помощи которого нынешняя власть и частный и полугосударственный бизнес обеспечивают себе очень комфортные условия существования.

Все мы помним многочисленные скандалы на выборах, проводимых как на местном, так и на самом высоком уровне. Это и взбросы бюллетеней, и подделка протоколов, и махинации с подачей и обработкой данных в ГАС «Выборы». Число тех, кто ещё питает иллюзии и теплит в себе надежду на то, что нынешняя власть намерена действовать по пути улучшения жизни страны и граждан, неуклонно снижается и достигло катастрофически низкого для власти уровня. Стало понятно, что дальнейшее использование школьных учителей и провластной оппозиции в качестве низовых исполнителей всего, что именуется фальсификацией выборов, становится всё менее надёжным способом самосохранения власти. Настроения в обществе становятся всё более и более негативными по отношению к власти. Соответственно, для этой самой власти существенно повышаются и риски того, что очередная авантюра по так называемым выборам может и не состояться.

Выход был найден. Дистанционное электронное голосование. Согласитесь, задача существенно упрощается. Как проголосовал гражданин, да и голосовал ли на самом деле, — теперь уже не будет иметь никакого значения. Действо будет проходить в тиши кабинетов, в отсутствии камер и назойливых протестов неравнодушных граждан, ставших свидетелями вбросов пачек бюллетеней или подделки итоговых протоколов. Никакого общественного контроля не предполагается. Нам предлагается просто поверить в честность сотрудников Центральной избирательной комиссии. Которой предоставлено право самой устанавливать правила игры. Теперь манипулировать явкой голосами станет гораздо проще. Итоговые цифры можно выдавать сколь угодно удобными для власть имущих — ведь тот, кто имеет ключи от программного обеспечения способен обеспечить любой нужный результат. Всё это делает совершенно невозможной и лишённой всякой перспективы любую попытку по оспариванию итогов голосования.

Для тех избирателей, кто не имеет возможности подать свой голос дистанционно посредством электронного голосования, будет предоставлена возможность проголосовать по почте. Представляется, что со временем чиновники разъяснят соответствующие процедуры и условия таких способов реализации гражданами конституционного права избирать и быть избранным. Как при этом будет обеспечено наше право на тайное голосование — значения не имеет. Главное — создать видимость легитимности всего процесса наделения «представителей народа» властными полномочиями. Гражданину будет предложено лишь нажать соответствующую кнопку на клавиатуре компьютера или опустить конверт в почтовый ящик. Дальнейшая судьба голоса будет в руках тех, «кому надо».

«Какой выход?» — спросят уважаемые читатели. Что противопоставить столь наглым и циничным решениям властей? Что мы, граждане, сможем сделать? Что мы против этой государственной машины? У которой и ресурсы, и силовая поддержка? Как сопротивляться? Как не стать участником этого политического водевиля под названием «пляски голого короля и его свиты»?

Те, кто ещё верит в возможность изменений с помощью выборов — добро пожаловать на избирательные участки, отделения «Почты России» или ещё, — куда предложат. Уже одним фактом своей явки вы обеспечите хоть какую-то легитимность режиму. Голосовать можете за кого угодно, — нужный результат будет складываться по другим правилам. Кандидатов подберут таких, каких надо. Все проверенные и надёжные. Кто-то будет и с табличкой «оппозиция», в качестве подсадной утки, — надо же как-то завлекать доверчивых и наивных граждан для участия в выборах. Пороги явки отменены, графа «против всех» исключена. Можно даже испортить бюллетень или как-то не по правилам нажать кнопку, голосуя дистанционно. И этого будет достаточно. Для режима главное — создать видимость явки.

Но есть и другой выход. Право на участие в выборах — это право граждан, а не их обязанность. Полный отказ от участия в каких бы то ни было выборах и голосованиях, проводимых по правилам нынешней власти. Когда результат такого голосования совершенно не зависит от истинной воли избирателей. Это заставит власть имущих заёрзать в своих мягких креслах. Явно продемонстрирует оценку гражданами результатов многолетнего правления тех, кто довёл страну до положения третьесортной державы. Выведет чиновников и других бенефициаров, паразитирующих на нуждах народа, из комфортного положения. Собьёт с них спесь и самоуверенность в собственной незаменимости. Даст шанс на переустройство страны, где народ получит право и возможность участвовать в построении государства истинного народовластия. Государства нравственного, справедливого, трудового.

Евгений Железняк


Автор Евгений Павлович Железняк, юрист и правозащитник. Команда поддержки Программы Сулакшина.

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора