Сегодня ликвидируют вузы, завтра ликвидируется страна

Владимир Викторович Волк Русранд Общество 64

Российские элиты всегда славились своей подковёрщиной. Демократические открытые решения уже как атавизм. Именно такое наблюдение бросается в глаза в аспекте событий, происходящих вокруг Московского государственного областного университета — уникального и легендарного вуза, отметившего в этом году своё 90-летие, и в котором обучается около 11 тысяч студентов из 70 регионов России и многих зарубежных стран.

В чём суть? В сети появилась служебная переписка между министром просвещения РФ Сергеем Кравцовым и вице-премьером Татьяной Голиковой о фактической ликвидации МГОУ путем присоединения к МПГУ. Вопрос прорабатывается при участии Росимущества, поскольку передача вуза предполагается вместе с его зданиями и другим имуществом.

Официально о присоединении МГОУ к МПГУ пока не объявлено, но дыма без огня не бывает. Поэтому журналисты, эксперты и сетевые комментарии уже дали свои оценки возможному мероприятию. Большинство спикеров уверено, оно не имеет ничего общего с мощным «импульсом в развитии МПГУ и его закреплении в статусе лидирующего педагогического вуза страны» (такие слова Кравцова привёл «Интерфакс»). Скорее наоборот — вся логика присоединения движется известным толстовским афоризмом «Сила правительства держится на невежестве народа, и оно знает это, и потому всегда будет бороться против просвещения». Если бегло проанализировать ситуацию в области образования РФ, то картина деградации будет видна даже непрофессионалу.

Россия, по сути, превращена в сырьевой придаток западных промышленных корпораций, поэтому власти не нужно много людей, имеющих хорошее образование. Во-первых, их некуда трудоустраивать после погрома отечественного производства и науки. Во-вторых, властям не нужен умный народ, который бы мог самостоятельно разбираться в вопросах современной российской политики, экономики и юридического беспредела. В-третьих, хорошие специалисты становятся конкурентами на рынке труда для детей элит.

Только цифры. В начале 90-х в стране было 4300 ПТУ, осталось меньше 750. Выпускалось более миллиона квалифицированных рабочих каждый год, теперь в шесть раз меньше — 200 тысяч. В высшем образовании — что ни нацпрограмма, то непременное сокращение, сужение и оптимизация. Около трети вузов пошли в минус только за последние несколько лет. Было 1115 в 2010 году, стало 742.

В своём послании федеральному собранию в прошлом году президент РФ В. В. Путин под аплодисменты зала заявил о приоритете развития региональных вузов над, надо понимать, федеральными. Он предложил ежегодно увеличивать количество бюджетных мест в региональных вузах, чтобы студенты могли получать современные знания, начать успешную карьеру на своей малой родине.

Что это? Забывчивость лидера нации или полное пренебрежение слов президента со стороны правительственных чиновников и губернатора Московской области? Ведь МГОУ — самый что ни на есть региональный вуз Подмосковья, скорее, по какой-то советской традиции считающийся педагогическим, но на самом деле являющийся классическим университетом, где разработаны и реализуются под две сотни образовательных программ.

Коллектив МГОУ, который вправе рассчитывать на поддержку главы государства, волнует и другой вопрос. Кто и зачем переводит классический университет в ведомство минпросвещения? Например, Государственный университет «Дубна» переводится в министерство науки и высшего образования. МГОУ фактически вливают в педагогику.

Комментируя на канале Центра Сулакшина возможное вливание МГОУ в МГПУ, профессор Вардан Багдасарян отметил, что руководство школой и руководство вузом — это не одно и то же. Это иное структурирование и управление. Когда-то МГОУ был педагогическим институтом, за последние два десятилетия превратившись в классический университет.

По словам В.Э. Багдасаряна, нет ни одного прецедента, когда классические университеты передавались бы в минпросвет. Это не одно и то же. Возможно, существует некая ошибка, когда чиновники по инерции прошлых лето идентифицировали МГОУ как пединститут. Но ошибки нужно исправлять, а ещё лучше не допускать.

Ведь чиновники не могут не знать, что идут на нарушение статьи 22 ФЗ «Об образовании», в которой описывается ликвидация и реорганизация вузов. Должна была быть создана специальная комиссия, рассматривающая социальные последствия принимаемых решений. Была ли такая комиссия? Судя по публикациям в СМИ, нет.

А кто-то видел в глаза прогнозируемые социальные последствия передачи классического университета в ведомство минпросвещения? Или нет у нас опыта и примеров, к чему приводит вот такая спешная реорганизация?

Как правило, любые оптимизации и переподчинения российские чиновники проводят под соусом пояснений о неэффективности и бесперспективности развития того или иного заведения/предприятия/учреждения. Здесь всё наоборот.

В письме г-на Кравцова на имя г-жи Голиковой дается хорошая характеристика МГОУ, который за годы существования сформировал собственные традиции, входит в сотню лучших вузов по версии РАЭКС, выпустил огромное количество известных выпускников, имеет уникальные воспитательные программы и форумы, является центром волонтерского движения Подмосковья. В МГОУ долгое время работали и продолжают работать известные во всем мире педагоги и ученые.

Да, был такой период во время Великой Отечественной войны, когда предшественник МГОУ — МОПИ на время эвакуации присоединялся к МГПИ, и в таком объединённом качестве существовал в городе Малмыже Кировской области в 1942–1943 годах. Но ситуация в стране тогда диктовала такие события и установки. Вернувшись к мирной жизни, СССР вновь вернул всё на прежние места.

И не напрасно. Ведь даже наши враги отлично понимали значение нашего образования и науки. Без уничтожения образования нельзя было уничтожить русскую (советскую) государственность и превратить народ в унтерменшей-недочеловеков. В 1960-е годы Д.Кеннеди сказал: «Советское образование лучшее в мире. СССР выиграл космическую гонку за школьной партой».

А в выводах аналитической записки НАТО об образовании в СССР (1959 г.) есть такие мысли: «Государства, самостоятельно соревнующиеся с СССР, впустую растрачивают свои силы и ресурсы в попытках, обреченных на провал. Если невозможно постоянно изобретать методы, превосходящие методы СССР, стоит всерьез задуматься над заимствованием и адаптацией советских методов».

Так было до того периода, пока к отечественной школе не добрались «реформаторы» и «оптимизаторы» — разрушители. Началось «реформирование» образования. Ввели Болонскую систему, Единый госэкзамен, основной государственный экзамен, всероссийскую проверочную работу (ВПР), «игровые» элементы и т.д. Резко сократились часы базовых предметов, при этом появилась куча ненужных, вспомогательных, ломающих, калечащих общую систему. Теперь мы по уровню образования в третьем десятке и деградация продолжается! Но все же поразительно, как легко Московская область ликвидирует свой вуз. Все субъекты Федерации имеют свои классические университеты. Московская будет единственной, кто будет областью без своего классического университета. А, может, суть в ином?

«Совершенно понятно, что западное расслоение человеческого сообщества, на условно хозяев и обслугу, формирует модель школы двух коридоров, для элиты, и для массового потребителя. Разница очень значимая. Этот подход вызвал к жизни совершенно настойчивую, наглую, какую-то необъяснимую, кроме как стремлением установить неравенство и несправедливость и разнодостоинства людей в обществе, установить и в России филиал клуба бенефициаров, элитариев и наемных работников рутинного населения или быдла, как угодно его там называют в разных контекстах», — говорил в 2013 году профессор Степан Сулакшин.

Говорил не только он. Но кто слушал? Что в России поменялось? Если исходить из той логики, по которой российская власть наступает на позиции МГОУ, то она не собирается думать о будущем нашей Родины.


Автор Владимир Викторович Волк — публицист, Союз народной журналистики, команда поддержки Программы Сулакшина.


Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора