Жизнь полна парадоксов. В Государственной думе РФ, в том числе. На днях депутаты российского парламента приняли в третьем, окончательном чтении поправки к закону «Об охране озера Байкал».
Охранять, значит, беречь, приумножать, заботиться. Но в данном случае все наоборот.
Отныне «Российским железным дорогам» разрешено производить массовые вырубки леса для расширения Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей
Принятые поправки до 31 декабря 2024 года разрешают «проведение сплошных рубок» при работах для увеличения пропускной способности магистралей. Список объектов инфраструктуры, под которые можно проводить вырубку леса, будет определен правительством.
Изменения внесены также в закон об экологической экспертизе — проводить ее при модернизации магистральной инфраструктуры БАМа и Транссиба в границах ООПТ до 2025 года не требуется.
Федеральный закон позволит региональным властям и органам местного самоуправления принимать решения об изменении границ особо охраняемых природных территорий регионального или местного значения, исключать из границ таких территорий земли, если они предназначены для строительства в рамках БАМа и Транссиба.
Получается, что заранее выдается индульгенция на вырубку больших площадей — порядка нескольких тысяч гектаров. Фактически представлен карт-бланш на уничтожение всего, что покажется необходимым для развития инфраструктуры.
Кто-нибудь из депутатов подумал, что будет с природой этого уникального края, если здесь повсеместно начнут рубить и пилить? Ведь причину всегда можно упаковать в глянец нужности и необходимости.
Мало нам недавней катастрофы на территории ТЭЦ-3 Норильско-Таймырской энергетической компании, где произошла авария, в результате которой в реки и почву попало больше 20-ти тысяч тонн дизельного топлива?
По оценкам специалистов, собирать вредные вещества придется не меньше полугода, природа в крае будет восстанавливаться минимум десять лет.
Но это лишь один негативный пример, На самом деле список национальных экологических бедствий велик. Теперь закладывается экологическая мина под Байкал. Ведь строить теперь можно чуть ли не на берегу озера — объекта всемирного природного наследия ЮНЕСКО. Где гарантия, что всякая гадость не попадет в Байкал?
Никакой. Есть только огромный риск.
Еще год назад, когда стало известно о готовящихся изменениях в упомянутый закон, специалисты били тревогу: это делать нельзя, ибо приведет к разрушению экологической системы озера. В частности, российский координатор организации «Реки без границ» Александр Колотов говорил:
«Разрешение проводить сплошные рубки лесов в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории вполне может стать триггером для резкого ухудшения экологической ситуации на Байкале, который сейчас и так переживает не самые простые времена. Вторжение в заповедные леса, фрагментация лесных массивов, новое антропогенное давление в самом сердце Байкальской природной территории вряд ли пройдут бесследно для всей байкальской экосистемы»
Кроме того, внедрение закона в жизнь сократит площадь лесов, и под вырубку рискуют попасть важные и ценные участки, в том числе близкие к Байкалу. То и дело появляются сообщения о так называемых «черных лесорубах», которые наносят гигантские потери бюджету государства и непоправимый ущерб экологии.
Есть еще одно серьезное опасение. Интенсивные работы в регионе могут привести к новым источникам возгорания. Это — синоним пожаров, которых в России и без того много.
Можно вспомнить – законодатели, верно, о нем забыли? – национальный проект «Экология», рассчитанный на период с 2019 по 2024 годы. В нем комплекс мер по охране Байкала выделен в отдельный федеральный проект с общим бюджетом более 30-ти миллиардов рублей. Согласно документу, предполагается сократить на 28,2 процента объемы сбросов сточных вод в озеро, уменьшить на 448,9 гектаров общую площадь территорий, подвергшимся высокому и экстремально высокому загрязнению и оказывающих воздействие на озеро Байкал.
Однако предложенные депутатами Государственной думы поправки в закон «Об охране озера Байкал» прямо противостоят самой идее проекта по охране уникального озера.
Уместно привести другое мнение, председателя экологической ассоциации «Байкальское содружество» Екатерины Удеревской:
«Следует искать иные варианты решения проблемы. Возможно, следует рассмотреть строительство железной дороги вдали от Центральной экологической зоны озера. Понятно, что это будет значительно дороже, чем расширить существующие магистрали, однако мы не должны забывать о том, что Байкал — объект Всемирного наследия ЮНЕСКО, и у нас есть определенные обязательства перед международным сообществом. Лес — колыбель Байкала, неотъемлемая часть его уникальной экосистемы. Разрешение на массовую вырубку лесов вдоль Транссиба и БАМа угрожает ее хрупкому благополучию»
Ну, почему, почему во властных кабинетах не прислушиваются к мнениям специалистов? Может, их много в рядах парламентариев? Но тогда почему они принимают решения, идущие в разрез с логикой, здравым смыслом и заботой о своей стране, наконец? А ведь это и есть патриотизм, к которому законодатели нас неустанно призывают!
Две недели назад жители страны голосовали за поправки в Конституцию России. Накануне нам долго рассказывали, объясняли и поясняли, как изменения благотворно повлияют на нашу жизнь. Одна из поправок в статье 114 гласит: «Правительство Российской Федерации… осуществляет меры, направленные на создание благоприятных условий жизнедеятельности населения, снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранение уникального природного и биологического многообразия страны, формирование в обществе ответственного отношения к животным. Кроме того, создаются «условия для развития системы экологического образования граждан, воспитания экологической культуры».
Как упомянутый закон стыкуется с главным законом страны? Как могут парламентарии спокойно, не терзаясь сомнениями и сожалениями, нарушать конституцию, о которой так радели? Причем, грубо и беспардонно – не заботясь ни о нынешнем, ни о грядущем поколении россиян?