Умирающая заповедная железная дорога в глухом краю. Последние семафоры в стране и редкая жезловая блокировка…

Жизнь в движении Регионы 182
Заповедная ветка Торжок — Пено

Красивейшие заповедные места Тверской области стремительно превращаются в такую же болотную глухомань, какой они и были всего сотню лет назад. И только с приходом сюда железных дорог, эти паровые исполины словно вдохнули новую жизнь в эти спящие места.

На этот раз я решил посетить исчезающие заповедные железнодорожные места в XXI веке, тем более красно-желтая осень очень настраивает на ностальгический лад.

Ведь только здесь еще можно встретить уникальные и последние действующие семафоры на российских железных дорогах вкупе вместе с электро — жезловой системой блокировки.

Как наверное, некоторые догадались, этот репортаж про уникальные железнодорожные артефакты на пока еще действующей линии Торжок — Кувшиново — Соблаго.

Входной семафор на Скакулино со стороны Пено

Сыроватый запах ранней осени, стремительно вступающей в свои права, витает повсюду в воздухе. И в эту природную идиллию вмешивается только знакомый с далекого — далекого детства сладковатый аромат креозота, исходящий от деревянных шпал на песчаном балласте.

А ведь этой железной дороге уже более 100 лет. И её появлению мы обязаны графине Юлии Михайловне Кувшиновой. Эта сильная волевая женщина проживала в селе Каменное и имела там большую бумажную фабрику, построенною еще французами в середине XIX века. Позднее бумажную фабрику выкупил купец из Торжка — граф М.Г. Кувшинов, а позднее у «руля» предприятия встала его дочь Юлия Михайловна.

Деревянные шпалы и песчаный балласт линии Торжок — Соблаго

В память о былых заслугах графини, село Каменное в 1938 было переименовано в город Кувшиново под которым мы его сейчас и знаем. А вообще — то, довольно непросто представить, что эту 112 километровую ветку построила именно женщина для нужд своего предприятия.

Но вернемся в 1907 год, когда началась стройка железнодорожной линии от Торжка к селу Каменному в обход многочисленных болот через глухие леса. В 1912 году стройка была завершена у села Каменного и пошли первые грузовые поезда с грузами для бумажной фабрики. Когда встал вопрос со сбытом продукции, было принято решение о продлении ветки до села Селижарово и потребовалось еще 3 года чтобы завершить сооружение 112 км железнодорожной линии, соединившей Селижарово — Кувшиново и Торжок.

Мост через Волгу между Селижарово и Скакулино

А вот последние 53 километра этой заповедной дороги были достроены только к 1928 году, соединив тогда станцию Селижарово и Соблаго на Бологое-Полоцкой железной дороге. Между прочим, за Селижарово железная дорога пересекает Волгу и проходит через многочисленные болота, окружающие Верхневолжские озера.

Железная дорога довольно сильно пострадала во время Великой Отечественной Войны на участке между Селижарово и Соблаго — там как проходила линия фронта. После окончания войны этот участок реконструировали.

Рельсы заповедной ветки были произведены в 1954 году на Азовстали

С момента своего основания и до настоящего времени, на ветке действует очень редкая сейчас электро — жезловая система блокировки. Эта система блокировки дошла до нас еще с до-автоматической эры, когда машинист проходя станцию, отдает дежурному жезл с предыдущего перегона и забирает жезл на следующий перегон, тем самым получая разрешение на следующий перегон.

Ручные стрелки с флюгерами под фонари

Внезапно, прогуливаясь по горловине станции, из-за листвы выглядывают желтые флюгера ручных стрелочных переводов, в которых когда-то размещались фонари, а теперь они и не нужны, ведь ветка давно уже имеет статус малодеятельной и работает только в дневное время суток.

Но самое интересное на линии — действующие семафоры, которые остались на трех станциях. К сожалению, эти артефакты железнодорожной истории очень быстро исчезают с наших железных дорог.

Семафор в Скакулино

Где-то мне попадалась информация, что несколько таких раритетов можно еще найти на линии Брянск — Дудорево , Кабожа — Подборовье и Лодейное Поле — Янисъярви.

Платформа станции Скакулино

Но самые доступные , пожалуй здесь — на станции Скакулино, Селижарово и Ранцево.

Управление семафором в Скакулино

Управляются эти древние исполины с помощью мускульной силы. От домика стрелочника к семафору протянут длинный канат и специальным приспособлением семафор переключает свое состояние.

Управление семафором

Ночью, между прочим семафоры не работали, а зажигались в них фонари — красны и зеленый.

К сожалению, движение по этой ветке исчезающе редко, поэтому почти всегда семафоры закрыты.

Сейчас уже трудно представить, но до 2015 года по этой ветке ходил даже регулярный пассажирский поезд 603/604 Москва — Осташков, который был в пути почти 12 часов, преодолевая при этом около 400 километров.

Да и кроме «московского колбасного» поезда курсировал еще и поезд Осташков — Тверь, но это уже давно ушедшие времена.

Поезд Москва — Осташков. Фото из интернета

А еще здесь было грузовое движение, предприятия стояли вдоль всей протяженной линии. В том же Скакулино был стройкомбинат по обработке камня, в Ранцево были торфоразработки и в Кувшиново была больная ТЭЦ на торфе.

Увы, после распада СССР пошла массовая оптимизация. Стройкомбинат закрылся, ТЭЦ перевели на газ, а торфоразработки стали не нужны и пропало грузовое движение.

Потом дошла очередь и до пассажирского движения. Московский поезд пытались отменять несколько раз и в очередной раз это удалось. Не выдержав жесткой конкуренции с автобусным сообщением в начале 2015 года РЖД окончательно закрыло этот маршрут. Деревни пустели, разъезды и станции закрывались, дошел черед и до пригородного сообщения.

С этого момента линия Соблаго — Торжок начала ускоренно чахнуть и увядать.

Вокзал

Какое-то время ходил пригородный поезд Осташков — Торжок, но скоростной режим на хиреющей ветке не позволял обернуться до Торжка за один день. И поезд стал ходить только до Кувшиново, а участок Торжок — Кувшинов остался без пригородного сообщения.

Сейчас по этой линии два раза в неделю по средам и пятницам ходит только пригородный поезд Осташков — Кувшиново, да редкий сборный грузовой пройдет со своим грузом из вымирающих поселков.

Горловина станции Скакулино

Поэтому увидеть работающий семафор и передачу жезла дежурным по станции — невероятная удача.

К сожалению, я здесь был в выходные дни, когда движение по линии отсутствует.

Но пора покидать этот заповедный край и реликтовую железнодорожную ветку с запахом смолы и креозота, с семафорами и стрелочными флюгерками, которая все реже и реже с каждым годом слышит гудок тепловоза, нарушающего тишину окрестных лесов этим знакомым стуком колес…

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора