Ватикан: Кризис целибата

Павел Кухмиров Общество 70

Ситуацию начала XXI века можно смело охарактеризовать, как складывающуюся в обстановке тотального кризиса всех консервативных институтов, будь то общественные или культурные. И религиозные институты так же не являются исключением. Нисколько не удивительно, что в подобной обстановке глубокий кризис переживает самый старый и мощный из них — Римско-католическая церковь.

Симптомы этого кризиса проявляются во многих вещах. К примеру, в том, что нынешний римский папа Франциск I принял решение изменить текст молитвы «Отче наш». Впрочем касается это не только молитв, но и консервативных институтов внутри самого католицизма. Пожалуй, одним из самых известных среди которых является целибат — древняя традиция обета безбрачия, налагаемая на весь католический клир.

И первые признаки того, что кризис данного института может не миновать без последствий, проявляются на дальней периферии «римского мира» — в далёких от града Святого Петра джунглях Амазонки.

Амазонский синод

6 октября Католические епископы со всего мира съехались в Ватикан, чтобы обсудить будущее Церкви на Амазонке. В течение нескольких недель около 260 участников приготовились говорить об изменении климата, миграции и евангелизации в регионе. Папа Франциск, открывавший высокое собрание, посвятил свою речь осуждению деструктивных «интересов» сильных мира сего, которые привели к недавним масштабным пожарам на Амазонке. «Огонь Божий — это тепло, которое притягивает и собирает воедино. Его питает любовь, а не прибыль», — сказал он.

Но ещё до открытия синода одна тема доминировала в заголовках сообщений, связанных с ним: разрешат ли женатым мужчинам стать священниками?

Один из пунктов «Instruum Labouris», рабочего документа будущего синода, содержит в себе предложение о том, что в отдаленных частях Амазонии должно быть допущено рукоположение пожилых, женатых мужчин. Согласно документу, это должны быть люди, которых особенно уважают в коренных общинах, и при этом они сами обязаны быть выходцами из тех общин, где они намерены работать. Южноамериканские епископы выступают за это, пытаясь решить проблему нехватки священников в регионе.

Для функционирования католических приходов этот вопрос не праздный. Только священники могут совершать Евхаристию, которая является ключевой частью мессы. Предполагается, что по меньшей мере 85% деревень на Амазонке не могут проводить службы каждую неделю из-за этого кадрового дефицита, а некоторые видят священника только один раз в год.

«Папа Франциск сам из Латинской Америки и он инстинктивно понимает проблемы этого региона» — говорит профессор Грегори Райан из Центра католических исследований. По его словам, понимание, какое малое количество священников находится в Амазонии, является основной причиной того, что папа готов всерьёз подойти к этому вопросу.

Суть вопроса

Папа Франциск уже делал по этому поводу осторожные заявления. Некоторое время назад он сказал, что он может рассмотреть вопрос о рукоположении женатых мужчин при очень определенных обстоятельствах и исключительно для решения проблемы нехватки католических священников. Он говорил об открытии такой возможности для тех, кого в традиции католической церкви называют «viri probati» — женатых мужчин сильной веры, которые часто со взрослыми детьми.

Такие люди, по его словам, могут работать в изолированных районах. При этом, несмотря на свои замечания об ограниченной возможности вступления в церковь женатых мужчин, папа исключил отказ от безбрачия в качестве требования для священства в целом. По его словам, такой радикальный шаг для снятия проблемы нехватки священников «не является решением» вопроса.

Тем не менее, подобный кадровый дефицит является одной из самых серьезных проблем, стоящих перед католической церковью, причём, не только в регионе Амазонии. Четверть католических приходов по всему миру в настоящее время не имеют постоянного священника. Приходы, созданные в Европе сотни лет назад, больше не соответствуют запросам меняющегося мира. Хотя общее число священников во всем мире остается более или менее стабильным и равняется приблизительно 400 000 рукоположенных, но даже ежегодный прирост около 900 человек не способен в полной мере подготовить замену для все более стареющего священства.

Сторонники реформы рукоположения в прошлом предполагали, что женатые мужчины могут дополнять священнослужителей при выполнении священнических обязанностей. Сейчас подобных полумер уже может быть недостаточно. Население растёт быстрее, чем Ватикан рукополагает новых клириков.

В данный момент римско-католические священники обязаны соблюдать правило безбрачия при рукоположении с очень редкими исключениями. Целибат рассматривается как символ преданности своей жизни Богу, хотя это правило не распространяется на Церкви Восточного Обряда.

Консерваторы и либералы

Для многих безбрачие является ключевой частью жизни католического священника. Предполагается, что священник состоит в союзе лишь с Богом и не отвлекается на то, что некоторые считают мирскими заботами, такими как жена или семья.

Профессор Линда Вудхед, которая специализируется на социологии религии, говорит, что помимо безбрачия католическим священникам и монахам специально дают свое жильё и базовое пособие, чтобы они полностью посвятили себя тому, что они делают, не отвлекаясь на бытовые и социальные проблемы. «Люди чувствуют, что у этого священника всегда есть время, чтобы уделить им внимание, и они не вмешаются в его частную жизнь, когда придут к нему со своими горестями. Священник всегда доступен для них, и это совершенно особенная вещь» — говорит она.

Некоторые критики рассматривают идею разрешить служить женатым священникам в Амазонии, как первый шаг для полного отказа от целибата, в качестве обязательного требования. Они также с подозрением относятся к предположению о том, что синод может «определить тип официального служения, которое может быть возложено на женщин», и опасаются, что это также может стать началом рукоположения для них. Консервативные круги в Ватикане вообще восприняли в штыки очень многое, что пытались обсуждать на синоде.

Впрочем, синод многими был воспринят неоднозначно. Для одних это битва за душу Церкви, а для других — инструмент генезиса её, как института, который развивается. «По мнению ватиканских либералов, католическая церковь должна меняться, как и любое учреждение, которое существует так долго. По их словам, они и так радикально изменилась даже с 20-го века, от окончания которого прошло меньше двух десятилетий. Их точка зрения в том, что изменения должны происходить постоянно, но продуманно и в диалоге со своей традицией.

Что же до женатых священников, то они уже существуют. К примеру, некоторым женатым англиканским священникам, которые обратились в католицизм после того, как покинули свои церкви в знак протеста против рукоположения женщин, было разрешено продолжить работу в своих администратурах. И церкви восточного обряда также воспринимают женатых священников как само собой разумеющееся явление церковной жизни.

Тем не менее, подобный шаг, даже будучи совершённым в одном локальном Амазонском регионе, но на пространстве основной канонической Римской курии, может и в самом деле иметь серьёзные последствия. И вряд ли преувеличивают те, кто говорит, что если рукоположение женатых мужчин будет согласовано для Амазонии, то это может в конечном итоге произойти и в других регионах с нехваткой священников, таких как острова Тихого океана. А от этого прямой путь к более фундаментальному нарушению древнего канона.

Разумеется, пока ожидать даже таких мизерных шагов преждевременно. Наиболее взвешенные наблюдатели говорят, что если такое вообще случится, то лишь как исключение. Тем более, что и сам синод носит лишь рекомендательный характер.

Тем не менее беспокойство и сопротивление внутри Римско-католической церкви вполне оправдано. Ведь кому, как ни её клиру знать, насколько просто исключение становится правилом.

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора