ВМФ России и его непраздничные будни

Александр Кочан Общество 77

Фото: Kremlin Pool/Global Look Press

За красивой парадной картинкой скрывается масса проблем без внятной перспективы решения

В День Военно-морского флота России прозвучало множество пафосных речей, а в северной столице прошёл Главный военно-морской парад, на который стянули почти 50 кораблей, оторвав их от выполнения задач по боевому дежурству и испытаниям вооружений.

В очередной раз всё было сделано ради создания красивой картинки перед глазами президента РФ Владимира Путина и рядового российского обывателя. Последнее воскресенье июля — действительно великий праздник, но отмечать его с учётом массы накопившихся проблем стоило бы гораздо скромнее.

Универсальные правила

Разговор о флоте имеет смысл начать с того, что для обеспечения его развития требуется необычайно планомерная и слаженная работа управляющих органов и промышленности. Ни один другой вид вооружённых сил так сильно не страдает от социально-политических и экономических потрясений, как военно-морские силы.

О чём идёт речь? Каждый корабль представляет собой сложнейший образец военной техники, производство которого нуждается в тесной кооперации с участием сотен предприятий. Скорость и качество строительства военно-морских платформ — лакмусовая бумажка общего состояния промышленности и высокотехнологического сектора государства.

Флот, как никакой другой вид ВС, необходимо беречь от негативного влияния политических потрясений и экономических передряг. В противном случае сбои в промышленной кооперации и подготовке кадров обернутся неспособностью государства строить и нормально эксплуатировать военно-морскую технику как минимум ближайшие 5-10 лет.

Планирование развития флота носит исключительно долгосрочный характер. Генштаб, Минобороны и руководство государства должны чётко осознавать, что заложенные и введённые в строй корабли будут служить десятилетиями. По этой причине в их конструкции необходимо предусматривать возможность адаптации под периодически меняющийся театр военных действий (ТВД).

На практике такой подход должен выражаться в закладке в корабли высокого модернизационного потенциала. Также при строительстве кораблей важно соблюдать разумные количественные пропорции, ориентируясь не только на геополитические амбиции, но и реальные возможности экономики на перспективу по меньшей мере 10-20 лет.

Опыт развития российского флота и зарубежных ВМС отчётливо свидетельствует о важности унификации образцов военно-морских платформ, вооружений и бортового оборудования. Говоря конкретно, корабли необходимо строить крупной серией, а их новое поколение должно являться продолжением предыдущего.

Кроме того, на кораблях одного класса (а иногда и разных классов) должны использоваться примерно одни и те же силовые агрегаты, бортовые системы и вооружения. Унификация заметно удешевляет и ускоряет строительство, ремонт, модернизацию военно-морских платформ, сокращает расходы на подготовку технического персонала и военных кадров.

Следуя данным правилам, государство, конечно же, не может гарантировать себе превращение в ведущую военно-морскую державу. К тому же практика жизни всегда вносит огромное количество корректив в любые даже самые чётко продуманные планы и, казалось бы, беспроигрышные схемы.

Тем не менее, с высокой долей вероятности можно утверждать, что долгосрочный характер планов развития флота в сочетании с унификацией непременно дадут существенный положительный результат и позволят развивать военно-морские силы без перенапряжения для бюджета.

Между ренессансом и кризисом

Анализируя развитие военно-морского флота нашей страны через призму вышеизложенной универсальной матрицы невозможно отделаться от мысли, что процесс руководства ВМФ устроен, мягко говоря, противоречиво.

На первый взгляд с первой половины 2000-х годов в отечественной судостроительной отрасли и на флоте наблюдается определённый ренессанс.

Например, на российских кораблях наконец-то начал устанавливаться универсальный стрельбовой комплекс вертикального пуска 3С14 для крылатых и зенитных ракет. На вооружении кораблей и подлодок появились «Калибры», на завершающей стадии находится испытания гиперзвукового «Циркона».

За последние два десятилетия была создана совершенно новая линейка гидроакустических средств, комплексов управления и связи. Достигнуто немало успехов в материаловедении, радиоэлектронной борьбе, совершенствовании бытовых условий службы моряков.

Несмотря на тяжелейший кризис 90-х годов, российская промышленность не утратила умение строить атомные крейсера и надводные корабли первого ранга. На новый уровень выходит изготовление торпед, мин и систем защиты от них. С присоединением Крыма и началом сирийской операции окрепли позиции России в Чёрном море и восточной акватории Средиземного.

Однако все эти объективные достижения практически обнуляются неразумной кораблестроительной политикой, которая продолжается все два десятилетия.

Во-первых, военно-политическое руководство РФ так и не смогло грамотно распорядиться наследием, доставшимся от СССР. Печальная судьба постигла почти все советские крейсера. Причиной тому послужили не столько финансовые передряги, сколько отсутствие вменяемого понимания того, как их адаптировать к реалиям современного ТВД.

Более 20 лет Россия не может вернуть в строй атомный крейсер проекта 1144.2 «Адмирал Нахимов». Очень долго военные и промышленники мучали аналогичный корабль «Адмирал Лазарев», а потом решили его утилизировать, спустив до этого миллиарды бюджетных денег.

Настоящая драма развернулась в ходе ремонта единственного авианосца РФ «Адмирала Кузнецова». Сначала крейсер год стоял в ожидании утверждения техзадания на ремонт, потом его во время буксировки едва не утопили, затем произошло несколько пожаров.

Помимо прочего, недобросовестные подрядчики ещё и своровали на работах по обновлению одного из флагманов Северного флота. В строй «Кузнецов» вернётся в лучшем случае в 2023 году, а прослужит без серьёзных поломок, Бог даст, лет 5-7 лет.

Огромные ошибки допущены в стратегии строительства новых кораблей. Военные и промышленники с энтузиазмом дробят серийное производство военно-морских платформ. Так, флоту поставляется сразу несколько типов корветов и малых ракетных кораблей (МРК), проводятся эксперименты с модульной архитектурой, от которой из-за её слабой функциональности и сложности в эксплуатации давно отказались зарубежные государства.

В России чрезвычайно растянуты сроки не только ремонта, но и строительства военно-морских платформ. Такое положение дел — не только следствие пестроты техники, но и отсутствия современных технологий проектирования и сборки. Достаточно сказать, что американцы собирают один эсминец Arleigh Burke серии IIA с 96 ракетами за два-три года, а Россия один корвет с 8 «Калибрами» — в среднем за четыре года.

Если темпы строительства не будут радикально ускорены, то Россия неизбежно столкнётся с массовой деградацией и сокращением актуального корабельного состава. Впрочем, это уже происходит. Если ещё несколько лет назад наша страна могла отправить в море порядка 100 боевых платформ, то сейчас — около 70 (это следует из официальной статистики количества кораблей единовременно находящихся на боевом дежурстве).

Ситуация в сегменте военного кораблестроения РФ близка к критической, но никаких реформ в отрасли и существенных изменений мы не наблюдаем. Более того, в нашей стране после 2014 года практически полностью задавлена дискуссия на тему насущных проблем ВМФ.

И в этой ситуации руководство страны позволяет себе каждый год проводить парады: в Санкт-Петербурге — главный, в регионах — местные. Для чего это делается, догадаться несложно. Ежегодно мы наблюдаем неуёмный пиар властей на призрачных достижениях ВМФ вместо плодотворной работы по исправлению допущенных ошибок.

 

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора