Стальные магистрали России. 170 лет прокладки путей

Александр Кочан 7.08.2021 14:23 | История 33

Фото: Trainpix.org

Какой путь проделали российские железнодорожные войска за долгий исторический период

6 августа в России отмечается День железнодорожных войск (ЖДВ). В этом году данное формирование вооружённых сил празднует свой 170-летний юбилей.

К сожалению, о деятельности ЖДВ в нашей стране известно немного. Будни военнослужащих находятся в тени общественного внимания. Однако последние годы ситуация несколько выправляется.

О железнодорожных войсках стало больше известно благодаря строительству новой магистрали участка Журавка — Миллерово в 2014-2017 годы, что позволило не направлять пассажирские и грузовые составы через территорию Украины. В настоящее время ЖДВ приступили к строительству северо-восточной ветки Байкало-Амурской магистрали.

Ум и самоотверженность

Разговор о железнодорожных войсках необходимо начать с описания колоссального значения железной дороги для военной безопасности и хозяйственного развития. С конца XIX века без железной дороги немыслима мобилизация, переброска войск и грузов различного назначения.

Поэтому трудно переоценить ту роль, которую сыграли советские железнодорожники и партизаны, разрушавшие вражеские коммуникации. Только благодаря грамотной организации движения Советскому Союзу удалось эвакуировать несколько тысяч промышленных предприятий из западных регионов страны в первые месяцы войны.

Эти заводы были развернуты на Урале, в Сибири и Казахстане. Впоследствии жизненно важная продукция массово поставлялась на фронт, обеспечивая армию военной техникой, оружием и боеприпасами.

Железнодорожные части и соединения Красной армии отличились при обороне Москвы и Ленинграда, в сражениях за Сталинград и на Курской дуге. Также без трудовых и боевых подвигов не обходились стратегические наступательные операции РККА по освобождению Украины, Белоруссии, Прибалтики, восточноевропейских государств и восточной Германии.

В частности, в годы ВОВ войска ЖДВ и формирования Народного комиссариата путей в кратчайшие сроки реконструировали железнодорожные артерии и возводили новые участки.

В послевоенный период без эффективной работы железнодорожный войск было бы невозможным промышленное восстановление СССР. Военнослужащие участвовали в строительстве важнейших магистралей, включая БАМ (1974-1989).

«Военные железнодорожники внесли значительный вклад в строительство крупнейших транспортных магистралей Кизел-Пермь, Усть-Каменогорск-Зыряновск, Тюмень-Сургут, Ивдель-Обь, Абакан-Тайшет, Трансмонгольской магистрали. Каждый девятый километр железных дорог в Советском Союзе был электрифицирован военными железнодорожниками», — говорится в материалах Минобороны РФ.

Кроме того, части ЖДВ участвовали в ликвидации последствий стихийных бедствий, наводнений и техногенных катастроф. Именно железнодорожники проложили путь к Чернобыльской АЭС, что позволило в короткие сроки установить саркофаг над повреждённым энергоблоком.

Не обошлась без частей ЖДВ помощь пострадавшим во время разрушительного землетрясения в Армении в декабре 1988 года. Подразделения войск уже через три дня восстановили железнодорожные перегоны, обеспечив эвакуацию населения и доставку в район бедствия необходимых грузов.

«Так же самоотверженно действовали военные железнодорожники при ликвидации последствий взрывов на станциях Арзамас-1, Свердловск — Сортировочный, наводнений в Серове и Бурятии, на Северном Кавказе», — отмечают в военном ведомстве.

Чеченская война и новые задачи

С распадом СССР огромной заслугой железнодорожных войск стало обеспечение перевозок для нужд федеральных сил, а также восстановление железнодорожной инфраструктуры после завершения активной фазы боёв. Впрочем, нередко военнослужащим ЖДВ приходилось трудиться буквально под пулями и осколками от снарядов боевиков.

Перед войсками были поставлены две основные задачи: открыть сквозное движение поездов через Чечню на участке Прохладная — Махачкала и поддерживать безостановочное движение на участках Моздок — Ищерская — Червленная — Гудермес — Грозный и Гудермес — Хасавьюрт.

Усилиями военнослужащих-железнодорожников в самый разгар боёв за Грозный 31 декабря 1994 года было открыто движение до станции Ищерская, а 9 января 1995 года — до станции Наурская.

Более того, войска ЖДВ совершили подвиг, который позволил сохранить двухпутный мост через Терек длиной 330 метров. Сепаратисты заминировали объект, а для усиления эффекта поставили цистерны с бензином и хлором. Террористы намеревались взорвать мост в тот момент, когда через него будут проезжать федеральные силы. Бандиты подготовили места для подрывников, куда протянули магистральный провод.

Однако железнодорожники во главе с полковником Виктором Вагиным переоделись в форму путевых рабочих и разминировали подходы к мосту. Главарь боевиков Джохар Дудаев, узнав о потере транспортного объекта, приказал расстрелять чеченцев, которые отвечали за охрану моста.

Также в начале Первой Чеченской кампании благодаря находчивости офицеров ЖДВ удалось сохранить мост в районе Гудермеса, который боевики намеревались уничтожить вместе с составом федеральных сил. Военнослужащие временно разобрали путь, а, когда потребовалось, восстановили движение.

В 1994-1995 годы железнодорожные войска восстановили более 23 км верхнего строения пути, 77 км линий связи, 67 км линий электроснабжения, 28 км линий автоблокировки, 11 искусственных сооружений, обезвредили около 11 тысяч мин и других взрывоопасных предметов.

Сейчас железнодорожники уже выполняют мирные задачи, но их значение не уменьшилось. На учениях регулярно отрабатывается такой важный элемент как прокладка временных путей на различных типах местности — только с помощью железной дороги Россия сможет обеспечить переброску крупных соединений с тяжёлой техникой.

Именно ЖДВ были привлечены к строительству новой ветви БАМа, страдающего от перегруженности последние два десятилетия. Военным поручено проложить 340 километров путей в условиях полного бездорожья и на болотистой местности.

«Наши железнодорожные войска первыми зашли на строительство второй ветки БАМа протяженностью 340 километров. Это самый плохой участок, который есть на БАМе, самый сложнейший — по топям и болотам. Ни одной дороги рядом нет», —эмоционально высказался недавно замминистра обороны РФ Дмитрий Булгаков.

Модернизация Байкало-Амурской магистрали — архиважная задача. С завершением работ Россия сможет укрепить военную безопасность и значительно увеличить транзит грузов в страны Восточной Азии.

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора