ВСПОМИНАЮТСЯ “ТРИ ТОЛСТЯКА” ОЛЕШИ

Павел Кухмиров Политика 361

Чем больше я смотрю на последние события в нашем богоспасаемом Отечестве, тем больше понимаю Анатолия Чубайса: становится, в общем, ясно, по какой причине он так ненавидит русскую литературную классику. Уж больно точно она, порой, происходящее описывает. Правда, то, что происходит сейчас, имеет отношение не к Достоевскому, так ненавидимому г-ном Чубайсом, а к классику советского периода русской литературы Юрию Олеше. О котором поколение миллениалов скорее всего даже не слышало. Есть у него замечательная книга под названием «Три толстяка». И именно её я вспоминаю, глядя на остро актуальные «транзитные» преобразования. Впрочем, об этом мы поговорим чуть позже. А пока о самих этих преобразованиях.

О тех самых, что вот уже больше недели баламутят наше стабильное болото. Я не стану говорить о них всех. Меня интересует вполне конкретное — т. н. «госсовет». Странный орган, которому собираются придать конституционные статус. По сути, с его введением у нас к исполнительной, законодательной и судебной власти ещё добавится «руководящая и направляющая». И кто по возрасту не понял, о чём только что было сказано и в чём ирония ситуации, может загуглить это словосочетание.

О конкретных функциях данного органа уже высказались представители нашего самого конструктивного парламента в мире. По словам главного парламентария по вопросам «госстроительства и законодательства» г-на Крашенинникова, госсовет будет «рассматривать вопросы внутренней, внешней политики и так далее». Формулировочка, конечно, та ещё. Но она отнюдь не такая расплывчатая, как может показаться на первый взгляд. Потому что на самом деле он будет не «рассматривать», а контролировать и, возможно, даже определять. Но главное — надзирать за неизменностью курса. Так сказать, за следованием генеральной линии (ух, ты! она у нас, оказывается, есть!).

И нельзя сказать, что данный орган — это нечто невиданное или неслыханное. Более того: куда именно смотрели гениальные авторы данной реформы, в принципе, понятно. В мире существуют, как минимум, два института подобного свойства.

Первый — в Иране. Где совет духовных авторитетов внимательно наблюдает за тем, чтобы гражданская власть даже не пыталась, заигравшись в политику, отпасть от курса исламской революции или каким-либо образом поставить под угрозу её завоевания. Вмешивается данный совет в актуальный политический процесс не часто, но, во многом, именно благодаря ему иранский государственный строй стабилен. Не то, чтобы появление кого-то вроде Горбачёва в Иране было невозможно в принципе — просто он, скорее всего, далеко не уйдёт. Рахбар (глава данного института) может просто взять и отстранить от власти главу государства. Причём не принципиально, какая у того была «народная поддержка» на выборах и какой у него рейтинг. Как сказал именно в такой ситуации аятолла Хомейни: «Тридцать миллионов говорят ДА Банисадру, а я один говорю НЕТ».

Второй — в Китае. Функционирует он по похожему принципу, только вместо шиитских аятолл в нём находятся бывшие руководители страны и Партии. Своего рода политические старейшины, которые так же очень внимательно следят за тем, чем именно занимается действующее руководство Поднебесной. Каким именно образом они могут повлиять на политический процесс, было продемонстрировано три десятилетия назад во время событий на площади Тяньаньмэнь. https://rodinananeve.ru/zabvenie-30-let-posle-tyananmen/ Это к вопросу о появлении Горбачёва местного разлива. В Китае он появился. Но, опять же, далеко не ушёл.

Полезны ли такие институты для страны? Особенно если страна — империя. О, да. Они более чем полезны. Так и что же, нечто подобное в ближайшее время будет создано и в РФ? Нет, дорогие россияне. Не так быстро.

Всё дело в том, что оба института, приведённых выше, имеют один единственный ключевой элемент, которого будущий госсовет РФ будет лишён заранее и в принципе. ОНИ ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ. Именно так — большими жирными буквами. И дело даже не в том, что безидеологический статус РФ закреплён в её конституции. Он в том, что идеология здесь — это не просто статус или функция. Это содержание. Потому что те, из кого данные институты состоят, не считают свою идеологию «инструментом для управления быдлом». Они в эту идеологию верят сами. Чего не скажешь о тех, кто войдёт в наш собственный скрепный госсовет.

Опять же, сам факт того, что государственная идеология в РФ запрещена, не имеет критического значения. Сам запрет ведь и снять можно. Ну а чего? Гулять, так гулять. Вот только сама российская элита в погонах работать в этом поле не умеет. Идеологию она просто не понимает и любые потуги данной элиты в пространстве смыслов приводят к их профанации, перерождению и разрушению. О чём ярко свидетельствует хотя бы даже печальная судьба Русской Весны. Не говоря уже о том, во что, стараниями всё тех же «идеологов в штатском», превратился День Победы.

Соответственно вывод прост: госсовет идеологическим институтом не будет, потому что создание идеологических институтов внутри власти РФ невозможно.

Ну, тогда, быть может, оный госсовет, пусть и без идеологического содержания, каким-то волшебным образом начнёт корректировать российскую реальность в направлении тех самых перемен, которые уже назрели и перезрели? Проведёт изменения без опоры на смыслы? Просто техническим путём?

Нет. И они об этом уже прямо сказали.

Не будет никакого пересмотра экономической модели. И это дали понять чётко и недвусмысленно.

Не будет никакого изъятия естественной ренты от экспорта углеводородов и иных богатств наших недр. И здесь тоже всё останется как было.

Не будет никакого снятия кредитного бремени с населения. О чём налоговик Мишустин сказал едва ли не в первом интервью.

Более того, скорее всего гайки будут ещё более закручены, если судить по слухам о намерении власти начать штрафовать работающих пенсионеров и допустить частных коллекторов к работе с долгами населения по коммуналке. Ну, если конечно подобное — не ложь злопыхателей, подкупленных врагом. Так что и здесь ничего принципиально не меняется.

Но тогда вопрос: так чем же на самом деле будет заниматься данный госсовет? Что он будет из себя представлять?

Ответ, в общем-то, прост: в рамках нового госсовета будут «разруливать» и «утрясать» экономические интересы группировок, составляющих правящее сообщество. И ничего больше. Это будет олигархическое политбюро. Больше похожее даже не на госсовет времён империи поздних Романовых, а на боярскую думу периодов междуцарствия. Как говорится — со всеми вытекающими.

А вот теперь внимание, дорогие товарищи и граждане! Ответьте-ка мне: на что похоже описанное выше? И мы возвращаемся в самое начало нашего повествования — к книге «Три толстяка». Для поколения, искалеченного образовательной системой времён свободы и демократии, скажу пару слов о сюжете: действие данной книги происходит в некой стране, охваченной народным бунтом (ни разу не бессмысленным, но абсолютно беспощадным). И оной страной управляет некий регентский совет — те самые три толстяка. А теперь цитата: «Мы, Три Толстяка, сильны и могущественны. Всё принадлежит нам. Я, Первый Толстяк, владею всем хлебом, который родит наша земля. Второму Толстяку принадлежит весь уголь, а Третий скупил всё железо. Мы богаче всех! Самый богатый человек в стране беднее нас в сто раз. За наше золото мы можем купить всё, что хотим!» (с). Толстяки — это та самая олигархическая элита, о чём данный персонаж прямо говорит. Ну так что, кому-нибудь надо пояснять, по какой именно причине мне сейчас вспомнилась эта книга, прочитанная когда-то в детстве? Кстати, стоит заметить, что изначально термином «фашизм» в советском идеологическом дискурсе обозначалась именно такая система власти. Впрочем, к нашей действительности это, конечно же, не имеет никакого отношения.

Вот такие дела, дорогие россияне. Как на такое реагировать? Приблизительно, как в фильме «Кин-дза-дза»: надеть цак и радоваться. А что вам ещё остаётся? Что же до перспектив новой властной системы, то я не уверен, что без идеологического стержня и с таким истинным функционалом Госсовет будет способен всерьёз справиться с её стабилизацией. Ну, по крайней мере, в том объёме, в котором на это рассчитывают граждане методологи из известного здания между ГУМом, Лубянкой и метро «Китай-город». Увы, но в российской политике окончательно наступает эпоха мёртворождённых.

P.S.: Кстати, про упомянутого в начале текста г-на Чубайса. А ведь он никуда не делся в результате всех этих смелых транзитных преобразований. Вот она где, настоящая стабильность. И это всё, что нужно знать о нынешнем транзите.

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора