Человек истинный. Нравственность. Добро и зло

С.С.Сулакшин Общество 288

ЛИБЕРАЛЬНЫЙ И НАШ ПОДХОД К ГОСУДАРСТВУ

Какие следствия вытекают из разных представлений о сущности государства? Напомню, в либеральном подходе государство — инструмент насилия, в нашем — это социальная оболочка, созданная человеческим сообществом для достижения максимального всеобщего блага.

Нынешняя российская либеральная президентура и Правительство гнобят государство в силу своего подхода, урезает, кастрирует, минимизирует, превращает в ночного сторожа, а в итоге используют его для обогащения минимальной группы, которая в России известна всем пофамильно.

А в нашем подходе государство отвечает за все, за все результаты состояния и развития страны. Не всем оно управляет напрямую, только некоторой частью, для остальных самоуправляющихся, самоорганизующихся подсистем оно создает правила игры и контролирует их выполнение, наказывает за невыполнение. Эта социальная оболочка, созданная сообществом для всеобщего блага, максимизирует и общую успешность. Вот такая разница.

Есть одно важное замечание. Я, как вы заметили, рекомендую вам авторскую литературу. Я не особенно цитирую классиков и учебники. Мы мыслим сами и говорим на языке собственных идей, на собственной основе выстроена и политическая программа, и политические проекты Партии нового типа.

Есть такое понятие — «образованец». Это тот, кто цитатами может говорить с утра до вечера, а наша задача, чтобы в результате курса партийной школы Вы получили не звание «образованец», а понимание сложных вещей, методологических приемов и возможность самим разбираться с очень сложными вещами.


НРАВСТВЕННОСТЬ, ДОБРО И ЗЛО, ЧЕЛОВЕК ИСТИННЫЙ, ЧЕЛОВЕК КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ — АБСОЛЮТНЫЕ КОНСТАНТЫ

Сегодняшняя тема занятия: «Человек истинный. Нравственность. Добро и зло». Кто-то обязательно задаст вопрос: «А есть ли связь? Партийная школа, тут должны разбираться какие-то политические вопросы, расклады: полуторапартийная, двухпартийная, однопартийная система, законы, принципы Дюверже и прочее и прочее?». Почему мы берём фундаментальные вопросы, нарушая сложившиеся традиции? В МГУ, когда я создавал кафедру, готовил новые курсы, была прямо таки агрессия: «Что это такое?

Как можно на политологии говорить про добро и зло? Разве можно ставить такие вопросы в учебном плане? Да и в справочниках всё написано!». В справочниках многое написано, но не то, что даёт понимание природы явления. А для нас именно это важнее всего. Почему? Потому что партийная политическая деятельность — это деятельность целеположенная. Ставим цель, идем к ней. А цель откуда берется? Цель появляется у партии, потому, что есть люди, население страны, избиратели, есть члены партии, и у всех них есть потребности и интересы. И кто-то, в данном случае государство и партии, должны видеть эти потребности и интересы. И в своей деятельности ставить и достигать цели, меняющие политические институты, принципы и содержание государственного управления, для того, чтобы добиваться решений, удовлетворяющих потребностям и позитивно меняющих жизнь людей.

И что же это за цели? «Хочу!». Цель? Ну, давайте запишем эту цель. «Хочу, чтобы как в поучительной сказке Пушкина, рыбка у меня в услужении была, а я бы был морским царем!». Могут люди хотеть такого? Могут. А ответ мудрой рыбки помните?

Чтобы не уподобляться старухе с разбитым корытом, ставим вопрос о высших целях, высших ценностях для человека, его сообщества, для их выразителя — политической партии, для их реализатора — государства, и он становится первичным и важным.

Сегодняшний разговор будет фундаментальным, тоже отчасти теоретическим, но очень интересным, потому что понимание сути этих непростых понятий делают остальную картину очень ясной, доступной для верификации. Простой пример. Убивать, отнимать человеческую жизнь, — хорошо или плохо? Ну, конечно, за убийство сажают, за убийство казнят. А если убиваешь врага, который посягает на твою Родину, на твою семью, на твоих детей, на твои ценности? Убивать врага — это зло или это уже добро? А убивать убийцу твоего врага? И так далее. Жизнь рождает многие сложные вызовы, иногда совсем не очевидные. Наше исходное утверждение заключается в следующем. Нравственность, добро, зло, человек истинный, человек категориальный по своей смысловой природе — это абсолютные константы, такие же как физические константы (ускорение свободного падения, постоянная Планка, скорость света), которые заложены в социальную природу, природу эволюции жизни, разума и души человека. Постичь это и использовать в своих когнитивных мыслительных практиках, ответах на практические вызовы в политической работе, партийном строительстве очень важная задача.

Для работы над темой этого занятия рекомендуется следующая литература [1,2,3,4,5,6].


КТО ТАКОЙ ЧЕЛОВЕК?

Кто такой человек? Что является высшим смыслом и высшей ценностью, мотивирующей его деятельность? Человек — это, конечно, биосоциальное существо. Учитывая данные науки об эволюции жизни на земле мы понимаем, что когда-то его не было, что-то с ним будет через миллион миллиардов лет в будущем. На сегодня человек таков, каким мы его знаем. Есть физиологический носитель, требующий исполнения ряда биологических функций, он сочленен, сочетан с тем, что называется мыслью, разумом, душой, с некой неуловимой материей, научная и практическая неуловимость которой и породила исторический когнитивный конфликт материального и идеального. Такого конфликта в реальности нет, потому что наша концепция, подтверждаемая в том числе собственными экспериментальными физическими измерениями, состоит в том, что сознание тоже материально, ровно так же, как все существующее. Только специфично, особенно, пока еще с большим трудом ухватываемо, регистрируемо приборной базой.

Сознание отчуждаемо от конкретного биологического носителя и целостно, имея в виду большие или гипотетически бесконечные пределы существования этой целостности. Наше личное сознание — это некий локалитет, который одновременно принадлежит общему целостному, и все это, повторю, описывается законами природы, которые мы начинаем постигать.

Когда-то человека не было, потом появился предтеча человека — биологический носитель. Наука, в общем, сходится в мысли, что сознания у него еще не было. Потом оно появилось. Креационисты и эволюционисты спорят произошло ли это одномоментно, разовым образом — это концепция религиозная, либо эволюционно, постепенно.

Но что важно? Сознания не было и вдруг возникло, а что происходит дальше? Как человек эволюционирует? Что отвечает за эволюцию человека? Куда она идет? Что там в пределе?

Откуда всё началось — понятно — из небытия. Не было живой природы, появилась. Не было оразумленного носителя — появился и начал развиваться.

Что за критерий определяет это развитие? Как мы можем  измерять степень этого развития, очеловечивания? Что это за буква Р?

Немного предваряя последовательность размышления определим, что в ходе эволюции человек из нечеловека превращается в Человека, которого мы называем человеком истинным, человеком категориальным. На этом пути размышления есть несколько важнейших для практики критериев человеческой деятельности, которые называются «добро и зло», «нравственность» и подобные.

В древнем религиозном знании предел, к которому стремится эволюционное развитие человека и человечества, — это «образ и подобие». Намек на то, что существует некое описание портрета идеального человека — человека истинного, категориального, в религиозном языке — прошедшего преображение, в секулярном, научном, материалистическом языке — в будущем освободившегося от физического носителя (тела), который, в общем, не обязателен. В нашем когнитивном формализме под материальным понимается сущее. Поэтому разум, сознание, кто-то называет это душой — это материя. Человек останется даже тогда, когда научится заменять все свои органы и ткани, включая вещественный мозг, человек истинный не исчезнет, потому что своим материальным носителем он определяется исключительным образом. 

Мозг человека как материальный объект при неограниченности времени исследования и развития высоких технологий может быть скопирован — те же атомы, молекулы, связи. Другое дело, что наши представления о содержании сущего в мозге — о сознании — ограничены современным научным знанием. Но кто сказал, что оно не развивается и не накапливается?

Итак. Представим себе, что некий потенциал человека, делающий его человеком (та самая буква Р на рисунке), развивается со временем. Есть точка отсчета — нулевое время, в которой ничего не было — ни жизни, ни человека. Далее появляется ось биологической эволюции человека. Затем ось социальной эволюции человека, когда одиночки сложились во взаимодействующее сообщество.

Жизнь родилась и развивалась вдоль биологической оси — это понятно (одноклеточные, хордовые и так далее до человека). В какой-то момент биоэволюция начала развиваться в сторону социализации: возникли стаи, рои, потом роды, племена, и за счет протосоциализации степень их жизнеспособности стала нарастать.

В какой-то момент времени человек обрел разум, и это резко ускорило его эволюцию по оси социальности. В сторону биологического совершенствования развитие тоже идёт, но предел биологического совершенства, в общем, уже виден — большой спорт это показывает. Эволюция по оси биоэволюции как бы уперлась в некоторый предел, но зато эволюция по социальному пространству ускорилась: социальное государство, социализм, общественное, кооперативное бытие — направляет эволюцию вдоль социальной оси. Но предел совершенства по оси социальности, кооперативности тоже существует. И человечество начинает упираться в этот предел. Куда же дальше пойдёт эволюция?

Возникает новая ось (на рисунке вертикальная), и эволюция идет уже вдоль этой оси.

Что это за ось? Мы назвали её сологенезом [7], то есть осью духовной эволюции человека или нравственного прогресса человечества, связанного с его движением к Человеку истинному, категориальному.

Как же описать Человека истинного и категориального? Каков его портрет?


12 РЕЕОСТАТОВ. ИЛИ ЧЕЛОВЕК, НЕЧЕЛОВЕК И АНТИЧЕЛОВЕК

Возвращаемся к критериям человеческой деятельности: добро, зло, нравственность, и даём понятное для нас определение нравственности.

Нравственность — это характеристика поведения человека, устремленного к образу человека истинного, категориального.

То есть — это такое поведение человека, при котором выполняется его высшее предназначение, природный замысел. Нет ничего выше этого. Добро — это то, что очеловечивает. Зло-это то, что расчеловечивает.

Каков же портрет человека категориального? Что же это за характеристики, которые определяют человека истинного и отделяют его от нечеловека? И добавляю еще одну важную вещь — от античеловека. У нашего биологического предтечи в биологической природе можно обнаружить только два состояния — «человек — нечеловек». Нечеловек — это и есть биологический предтеча человека. Но вооружившись разумом, волей и свободой выбора — быть человеком или не быть человеком — человек умудрился изобрести еще одну противоположность — античеловека. Фашиста, насильника, негодяя. Обсудим портреты всех этих трех сущностей.

Представим себе некоторую градуированную ось. В центре оси нулевая характеристика, соответствующая нечеловеку. Человеку истинному на этой оси будет соответствовать плюс 100 условных единиц, античеловеку — минус 100 единиц.

Напомним, что это ось поведенческих характеристик того, кто называется человеком. Эти характеристики (предпочтения) можно измерять социологически или экспертно, и мы это делаем. Наши исследования показали, что таких осей 12. Чего необходимо и достаточно. Больше не нужно, меньше будет не хватать.

Мы ввели такое понятие для «буквы Р» как: «белый человеческий пакет». Он состоит из пакета 12 ценностей в степени их выраженности на предельном уровне +100 условных единиц по всем 12 осям. Попросту, это сумма положений на осях. Движение вправо по направлению к человеку истинному — пакет растет. Наоборот — падает. Этот пакет и характеризует Человека настоящего, истинного, Человека по образу и подобию. Именно такой человек является целью эволюции! Противоположный ценностный полюс характеризует античеловека. Фашиста, либерала, преступника беспредельщика. Такова наша базовая теория. Мы утверждаем, что марксов конфликт труда и капитала, проблема отчуждения результатов труда от человека — это частный случай в более общей картине. В этой нашей картине эволюция устремлена в бесконечное будущее и осью сологенеза не заканчивается, у этой оси в свою очередь есть свой предел, человечество придет в асимптотическое насыщение, приближаясь и к этому пределу.

Значит, возникнет некая иная ось, которую сейчас даже трудно предположить, у которой будет свой предел, возникнет новая ось и так далее.

И, внимание! Какое замечательное следствие из этой логико-философской модели! Если по оси сологенеза мы приближаемся к образу и подобию, то тот, кто является пределом устремленности, выразителем для нас образа и подобия обязан иметь в свою очередь свой предел устремленности, свой «образ и подобие», следующий уровень Отца и абсолюта, и это небольшое свидетельство универсальности теоретической модели. Прогресс в природе бесконечен!

Поименуем для 12 осей поведенческие характеристики человека. Первая ось справа — труд, это позитивная характеристика человека истинного. Трудовое право на обретение и потребление блага. В центре — рента, характеристика нечеловека, без труда вынимающего рыбку из пруда, паразитизм. И слева — присвоение, разбой, отъем, воровство, агрессия — характеристика античеловека.

Вторая ось — характеристика. Человек истинный — это коллективизм, социальность, как мы видели, природные законы эволюции говорят, что это прогрессивное качество и это образ человека истинного, категориального. Нечеловек — это индивидуализм. И античеловек — это эгоизм.

Третья характеристика. Нематериальные ценности характерны для человека истинного. Для нечеловека — материальные. Накопление, стяжательство — это античеловек.

Четвертая характеристика. Человек истинный — инновации, обновления, установление целей. Нечеловек — консерватизм. И античеловек — реакционность.

Пятая характеристика. Человек истинный — альтруизм. Нечеловек — вы не найдете в биологической природе такой характеристики — это рационализм, прагматизм. И античеловек — это корысть.

Шестая ось. Человек истинный — терпимость к иному. Неприятие — это нечеловек. И античеловек — это человеконенавистничество.

Седьмая ось. Сопереживание для человека истинного. Безразличие для нечеловека. И презрение — для античеловека.

Восьмая ось. Креативность, то есть творческая способность и тяга для человека истинного. Пассивность ума для нечеловека. И догматизм — для античеловека.

Девятая ось. Человек истинный — любовь, семья, дети. Нечеловек — страсть, секс как таковые. Античеловек — извращенец.

Десятая ось. Человек истинный ценит человеческую жизнь. Нечеловек пренебрегает жизнью. И античеловек — это садист.

Одиннадцатая ось. Человек истинный — стремление к совершенству. Нечеловек — нетребовательность. Античеловек — стремление к разрушению.

И двенадцатая ось. Духовное удовлетворение для человека истинного. Физическое, физиологическое удовольствие для нечеловека. И гедонизм — для античеловека.

Вы уточняете, почему осей всего 12? Каждая из этих осей, каждая характеристика, необходима и достаточна. Если убрать одну из них, то портрет будет неполным, попытка же что-то добавить приводит к повторению одной из двенадцати осей. Много раз это проверяли и к этому набору пришли. Причем это и поведенческие характеристики человека и его ценности-мотиваторы, поскольку человек является целеполагающим существом.

Важно заметить, что двоякий характер человека как биосоциального существа, определяет и общие с животным миром ценности-мотиваторы, которых три: необходимость обезопасить себя от угроз, опасности; необходимость размножаться, продолжать свой род; и необходимость потреблять ресурсы, продукты питания, воду, воздух, информационные, энергетические ресурсы. Эти же ценности-мотиваторы есть и у человека. Но, совершенно очевидно, что если есть только это, то это нечеловек. Можно сказать, что это свинья, но не хочется обижать свинюшку.

И, наконец, пакет антиценностей в степени выраженности минус 100 условных единиц по всем 12 осям, двенадцати характеристикам, определяет античеловека — выбор злой воли самого человека или, на религиозном языке, искусителя, который в пространстве свободы человека — быть человеком или нечеловеком или, не дай Бог, античеловеком — выбирает не добро, а зло.


ГЛАВНЫЙ КОНФЛИКТ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА — ЕГО РАСЧЕЛОВЕЧИВАНИЕ

Что же даёт эта картина с 12 осями поведенческих характеристик для понимании нравственности? Где же тут нравственность? И где тут добро и зло? Берём любую ось, например, первую, самую главную, и разбираемся. Труд — рента — разбой, присвоение. Берём какой-то момент времени и, измеряя, определяем, что человечество или конкретный человек находятся на нашей оси в положении, предположим, точки плюс 50.

Если человек в своем развитии, в своих призывах, в своих партийных политических программах, ценностных манифестациях двигается направо, отстаивая ценность трудового права на обретение благ, его поведение, его призывы — нравственны. Если он движется в противоположном направлении — безнравственны. Бросается в глаза, что социализм нравственен по этому критерию, а ростовщичество, капиталистический отъем благ — безнравственен. Так же, как и либерализм.

В русском языке понятие нравственности и безнравственности почти тождественно понятию добра и зла. Все, что двигает человека направо, к образу и подобию, к человеку категориальному, истинному, трудовому, коллективному, который не материальными ценностями мотивируется, инноватору, альтруисту, терпимому, сопереживающему, креативному, любящему отцу, матери, ценящему человеческую жизнь, стремящемуся к совершенству, стремящемуся к духовному удовлетворению, -все, что движет человеком в этом направлении, все, что проявляется в его деяниях с этой характеристикой — все это в русском языке нравственно, это добро. Все, что движет человеком в обратную сторону, и само подобное движение, — есть безнравственное, есть зло.

Сделаем небольшое терминологическое уточнение. Нравственность, таким образом, — это высшая абсолютная шкала и характеристика человеческих помыслов, намерений и деяний, делающая его человеком истинным. Мораль — культурный, исторический, поведенческий, конъюнктурный свод того, что достижимо на данном историческом уровне развития человечества в приближении к нравственности. То есть это как бы достигнутый рубеж.

Этика — это общественные правила поведения, вытекающие из представлений, что есть нравственное, моральное как достижимое, нравственное как абсолютное, как идеальное, как законом данное в социальной природе и в социальных законах. Таким образом, мы определили портрет человека истинного, категориального. К такому человеку направляет наш проект «Нравственное государство», наша конституция Россию, к такому человеку направлена человеческая эволюция, замысленная по законам природы или по законам Божьим, кому какой словарь ближе и понятнее. Эта теория позволяет ответить на самые острые и жгучие вопросы строительства нашей партии — Партии нового типа, ее политической программы, ее политического проекта, перейти от категорий «нравственное», «истинное», «добро» и «зло» в пространство актуального политического строительства и государственного устроения и управления. Как будут устроены образование, культура, воспитание, наука, средства массовой информации? Будет ли нравственная цензура? Что такое категория высших ценностей?

Мы видим главный конфликт человечества — проблему расчеловечивания человека. Нас пытаются делать эгоистами, потребителями, нас делают извращенцами, садистами, гедонистами, нас приучают разрушать, нас направляют в сторону от «белого пакета» — суммы истинно человеческих характеристик. Кто и зачем этим занимается? Эти господа хорошо известны и в мире — это, так называемый, клуб бенефициаров — он же и в нашей России. Это социал-дарвинизм, либерализм, фашизм, расизм, социальный расизм. Это, наконец, путинизм. Они движут наших детей, наш народ, нашу страну не в сторону прогресса и истинного предназначения, а обратно в джунгли, к социал-дарвинизму, где конкуренция, которую они хвалят, и которая была на заре человечества. А сейчас совсем не конкуренция важна. А послезавтра и вовсе всё будет совсем другое! Так это же надо понимать! А понимая мы открываем для себя очень важные вещи.

Вернёмся ещё раз к марксовой теория конфликта труда и капитала, конфликта собственника с частной собственностью и наемного работника. Это наша первая ось — труд, рента, отъем. Доход от частной собственности — это рента на основной и финансовый капитал. Но есть еще рента на наследство, рента на интеллектуальную собственность. Есть рента на природные ресурсы. Есть рента на право эмиссии. Так вот, этот конфликт, как вы видите, один из двенадцати. Тут действительно эксплуатация человека человеком, потому, что система устроена так, что одни трудятся, а другие снимают ренту и потребляют созданные блага, а то и просто отбирают — это высшая степень эксплуатации. Т. е. этот конфликт — один из 12. И даже решив этот конфликт, что в истории человечества частично было сделано и в концепте welfare state, социального государства, и в практике Советского Союза, достигнуть нравственного государства, о котором я рассказывал не удалось. Не получилось движения к высшему назначению человека и его сообществу, к тому самому пределу и портрету. Не получилось.

И последний вывод, чтобы вы получили свидетельства тому, что на этих занятиях мы не только теоретическую базу осваиваем, но и получаем возможность перехода к практическим актуальным вещам.

Итак. Вот оно — пространство «труд — рента, капитал».

Или, упрощая, наемные работники — частный собственник. Марксова теория, затем большевистско-ленинская теория представляет этот конфликт антагонистическим, т.е. не снимаемым, кроме как уничтожением одной из сторон конфликта. Диктатура пролетариата, гражданская война, экспроприация, уничтожение полное, абсолютное частной собственности — это исход и следствие марксовой теории. Мы же видим, что труд и капитал могут быть отрегулированы государством таким образом, что эксплуатация человека человеком исчезнет, а произойдёт справедливое распределение добавочной стоимости создаваемых благ. И не нужна теперь, через 100 лет, революция с кровью, с разрушением до основания, с гражданской войной, с внешней агрессией, чтобы от нынешней эксплуататорской, путинской, либеральной, социал-дарвинистской, античеловеческой России перейти к России будущей, России нравственной и справедливой, России, устремленной к истинному назначению человека и человечества.

Из нашей базовой теории вытекает политическая программатика, платформа партии, партийная программа.

Это наше понимание значимо для актуального диалога с левым фронтом, коммунистическими партиями, не зюгановщиной, которая, как и «Единая Россия», — уже давно не партия, а приросток к Администрации Президента, к хунтоподобному, государством управляющему, кооперативу, а с людьми, которые тоже ищут то, что искали и мы, нашли и системно предлагаем. Мы не торгуем, мы не обуславливаем объединение своими выгодами. Мы говорим «Берите! Идемте вместе! Главная просьба — утрудитесь, друзья, разберитесь! Марксова теория, конкретизированная в трудах последующих мыслителей и практиков, мир перевернула. Наша теория, верьте — не верьте, лучше проверьте, способна тоже мир перевернуть, потому, что те же фундаментальные вопросы поставлены и решены на современном уровне, в системном виде, а главное — создана методология и политический проект. Мы предлагаем его всем людям доброй воли, для которых, как и для нас, выше, чем быть истинным человеком и истинным человеческим обществом вообще ничего нет.


Автор Степан Степанович Сулакшин — председатель Партии нового типа, д.полит.н., д.физ.-мат.н., профессор.

#ПрограммаСулакшина #ПартияНовогоТипа #ПартминимумПНТ #ПартшколаПНТ

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора