Деофшоризации не произошло

dailystorm.ru Политика 69

Большинство российских госкомпаний продолжают вести бизнес с использованием офшоров.

Крупнейшие госкомпании, несмотря на призывы президента, продолжают пользоваться островными юрисдикциями. Часть (как «Транснефть» в Новороссийском порту) через офшоры ведет бизнес с олигархами, другие записывают на свои дочерние компании бизнес-джеты, третьи предпочитают решать вопросы с иностранными партнерами с помощью фирм с нейтральной пропиской.

«Шторм» узнал, с какими офшорами аффилированы главные российские госкомпании и чем именно они занимаются на островах.

Дружба с олигархами

Уголовное дело против совладельца группы «Сумма» Зиявудина Магомедова, хоть и было возбуждено после хищений при строительстве футбольной арены в Калининграде, привлекло внимание к другому активу миллиардера — Новороссийскому морскому торговому порту.

Этот крупнейший портовый оператор РФ (и третий в Европе) находится в собственности компаний с офшорной пропиской – Novoport Holding Ltd, Omirico Ltd и Fenti development Ltd. Последняя — это «дочка» Транснефти. И все действия по купле-продаже акций Новороссийского порта, на владение которым претендовала госкорпорация, проходили в офшорных юрисдикциях, фактически «за закрытой дверью».

По информации «Шторма», именно споры из-за разницы в цене между «Транснефтью» и Магомедовыми, если не спровоцировали, то как минимум ускорили решение о задержании руководителей «Суммы».

Похожая ситуация с офшорным партнерством есть и в другой госкорпорации — «РусГидро».

Богучанская ГЭС — самая современная российская гидроэлектростанция, пятая по мощности в стране — находится в собственности кипрской Boges Ltd. Часть этой компании принадлежит РУСАЛу Олега Дерипаски, часть — «РусГидро». При этом до конца 2016 года корпорация владела долей в офшоре не напрямую, а еще через одну «прослойку» — HydroOGK Power Company Limited.

С Богучанским алюминиевым заводом история аналогичная. Им точно так же вместе владеют РУСАЛ и «РусГидро». Только офшоры, на которые записано предприятие, другие: HydroOGK Aluminium Company Limited и Balp Ltd.

undefined
Фото: © boges.ru

Мне бы в небо

Другой способ применения офшоров в госкорпорациях — это использование частных бизнес-джетов, которые не очень хочется «светить» на родине.

«Транснефть» для этих целей использует компанию с Британских Виргинских островов — Festina Alliance Ltd. Например, именно на нее записан самолет Bombardier BD-700 с регистрационным номером OH-TNF. Его можно найти на фотографиях, сделанных в аэропортах России, Германии, Испании, Финляндии, Мексики и других стран.

«Роснефть» с теми же целями использует компанию Shelf Support Shiphold Limited. В открытых базах по частной авиации можно найти записи о том, что несколько лет назад эта компания использовала такой же самолет, что и «Транснефть» — Bombardier BD-700 (номер OH-PPT). С 2016 года, по данным издания «Собеседник», номер борта изменился на M-YOIL.

Аффилированная с РЖД авиационная компания – KRP Aviation Limited (учреждена в 2016 году) — не из офшорной юрисдикции, а просто из страны с льготным налогообложением, Ирландии. В отличие от нефтяников, железнодорожники летают не Bombardier, a на Golfstream. Модель — Grumman G-1159, регистрационный номер — M-RZDC.

Отчасти с авиационными офшорами связан и «Аэрофлот». У самой компании нет «дочек» на островах Карибского бассейна, зато на Бермудах прописан практически весь авиапарк главного перевозчика страны. Регистрация самолетов не в России, а на островах помогает «Аэрофлоту» экономить на налогах. Речь идет о десятках миллиардов рублей, ежегодно проходящих мимо бюджета.

undefined
Скриншот: © Daily Storm

Скандальные сделки

В числе аффилированных фирм с крупнейшей государственной судоходной компанией России «Совкомфлот» можно отыскать SCF Tankers Limited из Либерии. Раньше она называлась Fiona Trust & Holding Corporation. Переименовали компанию после того, как она оказалось в центре разбирательства о хищении восьми миллиардов рублей из «Совкомфлота».

По версии российских правоохранительных органов, предприниматель Юрий Никитин брал в аренду суда у офшорных «дочек» госкомпании, включая Fiona, а затем самостоятельно сдавал их в аренду по рыночной цене. В России привлечь виновных к ответственности не удалось: и Юрий Никитин, и его сообщники, экс-руководители «Совкомфлота» Скарга и Привалов успели перебраться в Великобританию. В 2016 году Высокий суд Лондона, где шло гражданское разбирательство, неожиданно встал на сторону беглецов, обязав «Совкомфлот» выплатить предпринимателям порядка 80 миллионов долларов компенсации за незаконный арест их имущества.

Несмотря на эту историю, «Совкомфлот» продолжает активно использовать в работе «дочки» из офшорных юрисдикций: CSF Overseas Holding Limited, Intrigue Shipping Limited, Novoship Holdings Limited, Sovcomflot Bulk Shipping Inc. и другие.

С аффилированным с АЛРОСА кипрским офшором Belserve Consultants Limited история еще более запутанная.

Он засветился сразу в нескольких скандалах, которые формально с алмазодобывающей компанией никак не связаны. В 2014 году молдавское издание Mold Street назвало Belserve Consultants Limited акционером Prevezon Holdings Limited — офшор, который власти США подозревают в участии в схемах по отмыванию похищенных из российского бюджета денег.

В 2016 году Belserve Consultants Limited упоминал «Коммерсантъ» в материале об обысках у людей, приближенных к экс-главе ФТС Андрею Бельянинову. Один из них — совладелец страховой компании «Арсеналъ» Сергей Лобанов — был связан с молдавскими олигархами Шором (осужден на 7,5 года за кражи из бюджета) и Плахотнюком через фирму Insidown LTD. Одним из ее учредителей как раз и был «алмазный» офшор Belserve Consultants Limited.

undefined
Фото: © GLOBAL LOOK press/Nikolay Gyngazov

Работа и недвижимость

Самый распространенный вид офшоров в российских госкомпаниях — те, с помощью которых они ведут бизнес за рубежом.

Очень часто на островные фирмы «вешают» либо узкопрофильные функции — комплектование экипажей, фрахт судов, инвестиционные программы, либо закрепляют за ними иностранные филиалы.

К первому методу чаще других прибегает «Роснефть». Эта компания — лидер по функциональным офшорам: Shelf Limited, Rosneft Shipping Limited, Rosneft Investments Limited, Rubio Holdings Limited, Venin Holding Limited, Oxoil Limited, Shelf Crewing Services Limited. И это не полный список.

Чуть меньше подобных офшоров в «Газпроме» и «Совкомфлоте». В других компаний либо их нет, либо значительно меньше. В РЖД, например, только один — Far East Land Bridge Ltd.

Специальные офшоры для иностранных проектов больше любит открывать «Ростех» — RT-GR Overseas Limited, Global Resources Angola Investments Limited и другие.

Наконец, последний вид офшоров, обращающих на себя внимание: компании, на которые записана недвижимость в России. У «Ростеха» это кипрский Holysbridge Holdings Limited, владеющий домом на Софийской набережной. У «Газпрома» — Velasco Holding & Services, собственник клуба «Заречье» в Санкт-Петербурге.

Илья Юшков

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора