Поскольку тема Афганской войны и всего, что с ней связано мне чрезвычайно близка, естественно, не мог пройти мимо фильма Павла Лунгина «Братство», анонсированного его автором, как исключительно правдивое кино, основанное на реальных событиях. Тем более приуроченное (как наивно предполагали до просмотра её участники и живые свидетели) к 30-летию со дня вывода советских войск с территории Демократической Республики Афганистан. Однако картина эта превзошла все ожидания. Пожалуй, даже самых рьяных, бескомпромиссных противников и охаивателей тех событий. Но сейчас не о них речь, эта «киношка про войнушку», прежде всего, — плевок в заслуженных ветеранов, отдавших свои жизни и здоровье, выполняя интернациональный воинский долг на южных рубежах нашей общей и единой на тот момент Советской Родины.
Достаточно подробно эту киностряпню разбирает непосредственный участник боевых действий в составе ограниченного контингента советских войск в ДРА, офицер сил специальных операций Сергей Козлов, в своем материале «Враг у ворот», поэтому повторяться не стану. Единственное, о чем хотелось бы сказать в дополнении, я так и не понял – кто главный положительный герой фильма Лунгина?
Борец-разрядник «летёха», который в начале картины ввязывается в драку между двумя нашими подразделениями (разведки и спецназа) на поверку — рвачами-мародёрами за только что купленный (причем, также обманным путем) на краденные деньги мафон,
или который в последствии скулит по убиенному им духу (но не переживает при этом, что секундой ранее он вовремя не нажал на курок, случайно зайдя в тыл к душманам, а те успели уже к тому времени жахнуть по нашим из РПГ), а в конце, так и вовсе «слетая с катушек» вусмерть напивается и айда гулять по минному полю, проклиная «за кадром» родину и советский тоталитарный строй, отправившие его в Афган на убой?
Или, быть может, эмпат комитетчик, который пожалел наших разведчиков, «скоммуниздивших» у местных торговцев 500 000 афгани, обнаружив краденное, не стал конфисковывать их добычу, дабы ребята вернулись в союз не с пустыми руками?
А может матёрый, прошаренный «батяня-комбат», основной повседневной заботой которого, является тревога о целостности и сохранности своих подчиненных?!
Да нет, наверное, сам Генерал-Лейтенант, вокруг семейной трагедии которого и построен весь сюжет, ибо отомстить за смерть сына (коий также, наравне со всеми тогдашними сверстниками, выполняя свой интернациональный долг, попав в плен к духам, погибает) – становится для него делом принципа, не беря в расчет и невзирая на: присягу, жизни подчиненных, военное планирование и здравый смысл, а также всех вместе взятых местных дикарей от мала до велика, и их халупы.
И где, собственно, оно это «братство», в чём по Лунгину заключается? Неужели, в действительности, под занавес войны в рядах вооруженных сил СССР не осталось ни одного доблестного, достойного и порядочного воина, историю которого можно было бы рассказать с экрана искушенному российскому зрителю?
Зато подонков у режиссера в избытке. Тут тебе и купленный боевиками сослуживец-узбек, подставивший своих под пули за калым невесты, невозвращенец-предатель, который попав в плен принял ислам и перешел на строну моджахедов, а также «очередной» предприимчивый прапорщик, которому война, как манна небесная. Одним словом, складывается стойкое ощущение, что весь наш ограниченный контингент, сплошь и поголовно — дельцы, мародеры и беспредельщики в военной форме, но никак не советские воины-интернационалисты, призванные обеспечивать законность и порядок в дружественном нам Афганистане.
Отсюда и отзывы режиссеру от «благодарных» зрителей из числа ветеранов Афгана (которые, к слову, были далеко не статистами там «за речкой»), не заставивших себя долго ждать. Вот один из них. Не стану приводить его целиком, ибо есть в нем и переход на личности, однако отдельные цитаты, исходя из услышанного мной ранее, очень точно описывают истинную картину происходящего на той войне: «Кто тебе дал право глумится над памятью наших погибших воинов? Кто ты, чтобы упрекать солдат и офицеров, исполнявших свой воинский долг? Ты […]пока мы в Афганистане сходили с ума от жажды и облизывали по утрам камни, пока солнце их не иссушило, несли в горах по несколько десятков километров убитых и раненых, задыхаясь от недостатка кислорода под палящим солнцем, изнемогая от физического напряжения. Что ты […]знаешь о напряжении боя в окружении, когда уже почти не осталось боеприпасов и помощи ждать не от кого? Держал ли ты умирающего друга на руках в бессилии от невозможности ему помочь? Писал ли ты письма родителям погибших с чувством вины, что сам остался живым? […]».
Впрочем, справедливости ради, стоит отметить, что далеко не все отклики об увиденном были столь эмоциональными, большинство старалось держать себя в руках. Например, мнение тогдашнего офицера отряда специального назначения КГБ СССР «Каскад», Игоря Гиоргадзе: «Название очень правильное, только показано неправильно. Нельзя этот фильм рассматривать, как фильм – правда об афганской войне. Это мельчайший, единичный эпизод войны, а по сути — сборник мерзости. Это сборище подонков, причем везде и в спецназе и в разведке и Генералы наверху. Все до одного. Из этого фильма это так выглядит. И Если бы это было показано эпизодом на фоте тех героических подвигов, которые там совершали наши ребята. А так получается, что автор походя говорит о той войне. Не были там дикарями командиры, там были комбаты, которые берегли своих солдат, а Генералы продумывали войсковые операции, чтобы ребята могли возвратиться домой. Не было такого, что вот мы сейчас здесь все сравняем с землей – свои, чужие – не важно! Хапаем, и по домам. Такой осадок.
Были ли отдельные, подобные случаи о которых рассказывает Лунгин в своем фильме? — Да, были. В свое время был выявлен некий прапорщик, который по установленным данным продал моджахедам несколько крупнокалиберных пулеметов ДШК вместе с магазинами. Эта история дошла до Политбюро и специальных служб СССР. Была организована агентурно-оперативная разработка по всем канонам контрразведки, более того, были созданы условия мнимого благоприятствования для моджахеда и для прапорщика, они оба себя чувствовали очень свободно и операция была завершена ликвидацией и того и другого. По целям работали снайперы и этот случай был достоянием всех военнослужащих, которые проходили там службу и противной стороны тоже. Было доведено и то, как показательно были наказаны те, кто имел к этому отношение. Там была небольшая цепочка за этим прапорщиком и все они ответили по закону. Проведение такого мероприятия было связано с тем, что сам процесс передачи оружия и денег проходил на линии боевого соприкосновения, т.к. возможен был уход прапорщика на ту сторону и он мог остаться безнаказанным.
Однако было ли это отличительной чертой пребывания советских войск в Афганистане? — Однозначно нет! Сигнал такого уровня – это единичный случай за все 10 лет войны!»
Но и осуждать того, кто высказался в гневном ключе выше, полагаю, не имеем никакого морального права.
Однако отповедь самого Лунгина на критику в свой адрес, куда как на мой взгляд показательнее, и главное, многое объясняет. На Эхе: «Их возмутило «зеркало», т.к. они увидели в нём себя. Они старые уже, им хочется чтобы их ласкали и хвалили. Война — это такое состояние, когда все плохие и все хорошие одновременно и всех жалко. Стоит ли вообще поднимать этот вопрос, или мы должны «сплоченным гранитом» пройтись по умам молодежи?! Самое смешное, что они сами в большинстве своем потерянные люди, хотят все так же воспитывать молодежь… Они считают, что это не патриотично. Как на этом воспитывать молодежь? Одни говорят такого не было, другие – было и не такое, но зачем об этом говорить? Может, хватит уже, теперь мы будем говорить?!»
В гостях у Познера: «Ну ты же можешь быть героем и в тоже время хотеть телевизор спереть? Ну, так же оно и есть?!»
И в заключении, завершая обсуждение «картины», хочу коснуться реальных событий, произошедших 30 лет тому назад, о которых, считаю, просто необходимо сказать в контексте этой войны из прошлого, до сих пор не дающей покоя многим.
О её целесообразности. Ввод советских войск, так называемого ограниченного континента в Афганистан был результатом стратегической операции ЦРУ и спецслужб НАТО против СССР, и им это удалось. После ввода советских войск в Афганистан все высшие чины ЦРУ получили высокие правительственные награды. Поэтому, если ту войну в т.ч. рассматривать, как стратегическую операцию на подталкивание, на создание «советского Вьетнама» для Советского Союза, то это была удачная операция. Вместе с тем, мы обороняли свои южные рубежи от уже начавшего поднимать голову в то время исламского фундаментализма, а также бесконтрольного потока наркотических средств, который мог хлынуть через границу. Кроме того, соседствующий с Советским Союзом Афганистан мог превратиться в американскую базу НАТО в нашем южном подбрюшье. Именно по этим причинам мы помогли местным социалистам осуществить смену враждебного нам в Афганистане режима, а потом до определенного момента оказывали поддержку афганскому народу в защите достижений революции, попутно выстроив практически с нуля всю гражданскую инфраструктуру (включая больницы, школы, промышленные предприятия). До сих пор, даже те, с кем мы были там по разные стороны баррикад задают один и тот же вопрос: «Вы что сделали, куда Вы ушли? Верните наших шурави!».
И если ввод наших войск на территорию ДРА сегодня принято считать «ошибкой», то их вывод (в тот момент, когда вся территория Афганистана была взята советскими войсками, по сути, под контроль) совершенно точно – ни что иное, как преступление. Особенно, по отношению к тогдашнему руководству Афганистана в лице Наджибуллы. Который, впоследствии был предан Горбачевым, но не испугался и не изменил своему народу и своим идеалам и принципам за которые боролся! Держался из последних сил! Не сломался и под пытками, гордо и с честью, в бою, принял страшную мученическую смерть от обезумевших контрреволюционных сил, окрепших после нашего ухода из ДРА и прекращения военной и политической поддержки НДПА.
Запомнились его слова, которые стали пророческими: «Ваш Горбачёв нас предаст. Да и вас самих тоже. Но запомните — тогда больше союзного вам Афганистана уже никогда не будет. Потому что афганцы — не забывают предательства!»…
Война, безусловно, сгусток всего самого плохого, что только может произвести человек. На которой, порой, встречаются лицом к лицу и мерзость, и трусость, и предательство. И мы отлично знаем, что нет предела человеческой подлости. Но там также бок о бок соседствуют и истинное понимание долга, подлинный героизм, самопожертвование. Война очень сплачивает настоящих людей, коих в реальной жизни значительное большинство, нежели откровенных подонков.
Не заслужили такого к себе отношения наши дорогие ветераны — воины-интернационалисты, которых создатели фильма оболгали и опорочили, НЕ ЗАСЛУЖИЛИ!
И сегодня, в эту особенную дату – День Ветеранов Боевых Действий, давайте еще раз вспомним всех наших погибших, без вести пропавших, безымянных героев той Афганской войны!