Ещё раз о распределении

Русранд Татьяна Владимировна Воеводина Экономика 36

Всякая, даже малая, правительственная инициатива вселяет надежды на возвращение к здравому смыслу. Слишком мы уж устали жить в токсичном тумане вымышленного мира.

Таким шагом явилась объявленная цель — сделать медицинское образование целевым. Чтобы люди учились не вообще, а для дальнейшей работы в больницах и поликлиниках, притом в тех, где они нужны. То есть распределение, то самое советское распределение молодых специалистов, происходит не в момент выпуска, а до начала учения. Это очень верно, и это нельзя не приветствовать. Понимаю, что осуществить это нелегко, но если взяться — то можно.

Уверена: если мы как страна намереваемся двигаться вперёд, надо распространить эту практику на всё без исключения высшее образование. Поступая в вуз, человек должен понимать, где он будет трудиться после выпуска.

Это трудно. Сделать мгновенно и за один сезон — нельзя. Однако надо понимать, в каком направлении двигаться. И двигаться — пускай медленно, но неуклонно. Образование должно стать целенаправленным.

Сегодня оно — беспочвенно, бесцельно и ни на что не направлено. Вернее, направлено на сбор денег с населения. А сбор осуществляется путём удовлетворения невротической потребности родителей что-то сделать для детей. Иначе я не могу объяснить, зачем небогатые люди оплачивают своим едва успевающим оболтусам обучение во всяких финансово-юридико-лингвистических университетах, которые очевидно не приведут ребёнка ни к каким заработкам.

Есть и бесплатные места? Есть, и премного. Это значит, что государство оплачивает те же бессмысленные и беспочвенные места, где готовят тех, кто в принципе не нужен — всех этих бесчисленных юристов-экономистов-филологов-политологов. Забавно: все принялись учиться на экономистов именно тогда, когда было объявлено, что экономикой руководить не нужно, а всё сделает легендарная невидимая рука рынка. А тогда, когда все стали пользоваться Гугл-переводчиком, а на переговорах использовать только английский — количество «точек», где учат на переводчика — возросло в разы. Их и в моё-то время с трудом распихивали, когда был один Иняз, а теперь — это полная безнадёга. Если б на 20 лет был объявлен мораторий на выпуск всех этих так называемых «лингвистов» — никто б и не заметил, столько их уже навыпускали.

Ещё специальность, разросшаяся до размеров гомерических, — журналистика. Что ни барышня, то журналистка; слетаются, как мотыльки на лампу, на мечту о телевидении. Журфаки, которых при советской власти было штук пять на всю страну, теперь в каждой подворотне.

Надо перестать морочить голову молодым и честно закрыть 9/10 гуманитарных мест. Это постыдная обманка для молодёжи: готовят дипломатов, а получаются развозчики пиццы. Обманывать вообще плохо, а детей — вдвойне. Нужны ли гуманитарии? Очень нужны. Но их должно быть очень мало, и они должны быть очень качественные. Штучные. Надо сделать так, чтобы их учителя получали достойную зарплату, чтобы они имели время и мотивацию заниматься со своими учениками подлинно индивидуально, потому что специалисты гуманитарного профиля нужны только очень качественные. Средний сантехник — гож, средний специалист по международным отношениям или какой-нибудь межкультурной коммуникации — это несчастный, неприкаянный, никому не нужный, обманутый горемыка.

Кто нам нужен? Ну так, навскидку. Лесничие, например. Специалисты лесного комплекса. Дорожные строители и проектировщики. Если мы хотим осваивать нашу громадную территорию, надо строить коттеджные посёлки. Значит, надо разработать локальную систему жизнеобеспечения этих посёлков: тепло, свет, вода, отходы. Нужны образованные инженеры, способные это делать. Специалисты по переработке мусора нужны.

Словом, нужны мусорщики, а готовят юристов-международников.

Образование в нашей стране не должно быть коммерческим. Коммерческим может быть так называемое дополнительное образование, получаемое уже работающим гражданином. Ну и разного рода курсы — от НЛП до вышивания бисером.

Если у нас начнётся индустриализация, нам и нужно образование индустриализации, а не пенсионерства и пустопорожнего развлекалова. Идеально, чтобы ВСЕ имели рабочее место с самого начала. И это не так уж невозможно! Он учится в ПТУ при заводе, потом, положим, в техникуме. Хорошо учится — его пошлют в вуз, может быть, будут платить стипендию, и он вернётся на свой завод.

Школьник, поступая в вуз, тоже должен понимать, что по окончании он должен будет уехать по распределению лет на пять. Не хочет? Ну и не поступай. Расхотел по окончании? Верни деньги за обучение. В сущности, это то же самое, что нынче платное обучение. Мне кажется, сами молодые люди будут рады иметь гарантию рабочего места с приличной зарплатой.

Что делать с мириадами вузов, которые готовят «специалистов» в пустоту? Прежде всего, перестать их финансировать. Надо радикально сократить гуманитарные специальности (сюда, безусловно, входит экономика). Делать это, разумеется, поэтапно, по возможности мягко, но понимать: нельзя достичь серьёзной цели, никого не обидев и не задев.

Источник


Автор Татьяна Владимировна Воеводина — предприниматель, публицист и блогер.

Фото: фрагмент мозаичного панно в здании ОКБ Туполева

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора