По данным сервиса «Яндекс.Пробки», в Казани сегодня утром около 2 баллов, что нетипично для 8–9 часов утра в первый «рабочий» день после праздничных выходных
Пустые дороги из-за закрытых школ и садиков
Майские праздники оставили в наследство «нерабочим дням» свободные дороги. По данным сервиса «Яндекс.Пробки», в Казани сегодня утром около 2 баллов, что нетипично для 8–9 часов утра в первый «рабочий» день после праздничных выходных. По наблюдениям корреспондентов «БИЗНЕС Online», время в пути до работы сократилось в 1,5–2 раза.
По ее словам, сегодня в детские сады пришло только на 10% меньше детей, чем обычно. Это подчеркивает высокий спрос на услуги даже в праздники. «У многих [родителей] рабочий график не перестроился, есть родители, у которых свой бизнес. Уехали отдыхать ровно те, кто заранее планировал какой-то отпуск на данные дни», — объяснила Реснянская.
Собеседник «БИЗНЕС Online» в одном из муниципальных детских садов указал на то, что заведующие настраивали родителей на то, чтобы те не отводили детей в садик. «Была установка на то, чтобы детей [в период с 4 по 7 мая] не приводили. Есть детские сады, в которых сегодня ноль детей, в других по двое-трое, все потому что персонал отдыхает», — указал источник издания. Источник утверждает, что дежурные группы полностью не покрывают потребность в местах в детсадах с 4 по 7 мая, но родителям «надавили на чувство ответственности, что воспитатели тоже люди».
Ресторатор, директор пивоварни Brew Barrel Константин Иванов: «Традиционно выручка заведений упала на 30–50 процентов, потому что полгорода уехало. Но там, где были туристы, наблюдался рост»
«Традиционно выручка заведений упала на 30–50 процентов, потому что полгорода уехало»
В конце апреля отельеры указывали почти на 100-процентное бронирование номерного фонда на 1–3 мая. Как в итоге сказался этот наплыв туристов на бизнесе? Исполнительный директор ассоциации рестораторов и отельеров РТ Галина Шарафутдинова говорит, что ожидания по выручке предприятий общепита столицы, которые стоят на туристическом трафике, оправдались. «Людей было много, очень много туристов, и эти заведения принимали гостей с соблюдением санитарно-эпидемиологических норм», — подчеркнула директор ассоциации, отметив, что больше всего гостей получил сегмент «средний минус». «Мы думаем, что местных жителей в городе с 4 по 7 мая будет меньше. Я тоже видела отток, и коллеги говорят, что те, кто не находится на туристическом потоке, однозначно потеряют в выручке, — говорит Шарафутдинова. — На 9 мая туристов окажется меньше, в основном они уже уедут. Вернутся казанцы, но возместят это лишь частично. Самый большой рост оборота происходил в первые майские праздники». Однако собеседница отмечает, что выручку в праздники в этом году пока нельзя сравнить с 2019-м — она просела в среднем на 15–20% и пока не восстановилась.
Ресторатор, директор пивоварни Brew Barrel Константин Иванов говорит, что в первые майские праздники в Казани «ничего необычного не произошло». «Традиционно выручка заведений упала на 30–50 процентов, потому что полгорода уехало. Но там, где были туристы, наблюдался рост», — говорит ресторатор. По его словам, в тех заведениях, в которых и в прошлые годы (кроме 2020-го) была полная посадка, в прошедшие праздники выручка оказалась больше, чем обычно. С 4 по 7 мая Иванов, напротив, прогнозирует увеличение выручки казанского общепита, потому что часть людей вернутся в город. А празднества 9 Мая обычно на общепит никак не влияют. «Может, будет, как обычно, или ниже, но не выше, потому что люди выходят только посмотреть на салют», — рассказал собеседник.
Для автобусников начались черные дни, утверждают перевозчики. «Любые праздники нам всегда в минус. Школьников и студентов нет, детские сады закрыты, бо́льшая часть предприятий не работает
«Это провальный месяц, кошмар»
Зато для автобусников начались черные дни, утверждают перевозчики. «Любые праздники нам всегда в минус. Школьников и студентов нет, детские сады закрыты, бо́льшая часть предприятий не работает. Соответственно, пассажирские предприятия работают по графику выходного дня», — рассказал в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» первый заместитель директора ООО «Байлык №3» Руслан Юсупов. По его оценке, пассажиропоток заметно упал — это почувствовалось уже в воскресенье. Если раньше люди понимали, что после первомайских выходных нужно идти на работу, то теперь из-за длинных выходных ситуация изменилась, многие остались за городом, пояснил собеседник.
«В результате город пустой. В мае вместе с праздниками у нас 19 выходных дней, больше половины месяца. Это провальный месяц, кошмар. Зарплату вместе с тем мы должны выплачивать полностью. Это критично и очень серьезно бьет по предприятиям», — указал Юсупов.
Объявленные президентом РФ выходные дни с 4 по 7 мая замдиректора ООО «Байлык №3» назвал «шоковой терапией». Юсупов утверждает, что приехавшие в столицу Татарстана туристы не смогут компенсировать потери.
«Абсолютно нет. Турист, который к нам приезжает, общественным транспортом не пользуется. Бо́льшая часть ездят на такси, есть экскурсионные автобусы. Многие достопримечательности сосредоточены в центре, если гости едут в Раифу и Болгар, то заказывают автобусы, общественный транспорт туда не ходит», — отметил спикер.
По подсчетам Юсупова, в этом месяце казанские ПАТП не досчитаются почти половины выручки.
Однако и таксистов после затяжных майских выходных также настигло финансовое «похмелье». Водители активно делятся в соцсетях своими размышлениями об отсутствии в эти дни в Казани спроса на свои услуги. «Пусть Яндекс сам катает за такие кутарки», — написал один из водителей в паблике «Didi такси Казань|Яндекс|Диди». Как следует из обсуждений, спрос пропал еще накануне. Сегодня, во вторник, чек за поездки по городу снизился примерно в 1,5–2 раза, убедился в падении спроса корреспондент «БИЗНЕС Online». Если раньше поездка из спальных районов Казани в центр стоила в утренние часы от 160 до 250 рублей в зависимости от коэффициентов, то сегодня цена едва перешагивала за 100.
«В праздники люди всегда тратят деньги, гуляют, а потом начинают экономить и выживать, — рассказал корреспонденту „БИЗНЕС Online“ водитель такси Рафаэль Абелян. — Только первые два дня ажиотаж, а потом тишина хуже, чем в обычный день».
Пока перевозчики перечисляют убытки, сервисы по прокату самокатов подсчитывают прибыль. По словам представителя компании Whoosh Юлии Камойлик, только за три дня майских праздников сервисом воспользовались 17 тыс. уникальных пользователей в Казани. «В будни мы наблюдаем большее число поездок, где самокат решает задачу добраться до пункта Б, то есть доехать до офиса, магазина, до любой нужной точки вместо автомобиля или общественного транспорта. На выходные и в праздничные дни, конечно, растет количество прогулочных поездок — так произошло 1, 2, 3 мая. Интерес жителей и гостей Казани к средствам микромобильности растет. Менее чем за месяц работы в 2021 году количество поездок уже такое же, как за весь сезон 2020 года», — добавила Камойлик.