ГУБЕРНАТОР НЕ ЗАБЫЛ – ЧТО БЫЛО 99 ЛЕТ НАЗАД?

Александр Степанов 17.06.2019 19:49 | Общество 85

8 июня – день Республики Карелия. Губернатор Артур Парфенчиков на своей странице в социальных сетях выложил скупое поздравление, позабыв упомянуть, по поводу какого конкретного исторического события учрежден данный праздник. Зато не забыл похвалить самого себя: «Не буду приводить сейчас сухих цифр о том, что делаем для родной республики. Просто скажу, что верю в нее и наш народ – главное, что мы вместе творим добрые дела для своей малой Родины».

Официальное поздравление с Днем Республики на сайте правительства тоже полно самовосхвалений: «Сегодня в Карелии выстраивается новая эффективная модель экономики, последовательно решаются серьёзные, поставленные временем задачи. Бережно сохраняются вековые традиции, культура и самобытность многонациональной территории».

 Правда, в нем упоминается, что в следующем году республика отметит вековой юбилей. Но с каким событием он связан – непонятно. Полное молчание. Слова «Карельская Трудовая Коммуна», «социализм», упоминание фамилий Ленина или Калинина похоже вызывают у чиновников дрожь и трепет. Как и, выражаясь словами губернатора, «сухие цифры».

А давайте все-таки вспомним некоторые сухие цифры и факты! Сравним показатели первых 20 лет существования Советской Карелии и последних 20 с лишним лет «новой, демократической» Республики Карелия. Итак:

 — При создании КТК в 1920 году ее население составляло всего около 150 тысяч человек, в 1926 году, в том числе благодаря и территориальным изменениям, в республике жило уже 269 тысяч человек, а в 1939 году – 468 тысяч. И этот рост был не только за счет приезжих. Скажем, если в 1926 году карелов в Карелии было 100 тысяч, то в 1939 году 108 тысяч человек. Эти цифры, наверное, особенно интересны будут любителям порассуждать о «геноциде карельского народа». Но что мы наблюдаем в последние годы в сфере демографии?

1991 год – 791 тысяча жителей;

2019 год – 618 тысяч жителей;

Сокращение карельского населения вообще катастрофическое. В 1989 году карелов в Карелии было еще 79 тысяч человек, в 2010 году – 45 тысяч, а сейчас еще меньше. И демографические прогнозы печальные, население республики продолжит сокращаться и вымирать.

 — В 20-30 годы экономика Карелии развивалась бурными темпами. Появились новые отрасли промышленности: целлюлозно-бумажная, мебельная, горнодобывающая, энергетическая. В Кондопоге и Сегеже были сооружены целлюлозно-бумажные комбинаты. Коренную реконструкцию претерпел Онежский завод, который стал специализироваться на выпуске машин для лесной промышленности. В те же годы были построены Медвежьегорский, Ильинский и ряд других лесозаводов, Петрозаводская слюдяная фабрика, лыжная фабрика… Многие эти предприятия прекратили свое существование в последние 20 лет. Ныне экономика Карелии топчется на месте, томясь в ожидании инвесторов, которые когда-нибудь придут и все нам тут построят и наладят.

— Очень показательная сфера — образование. До революции две трети населения Олонецкой губернии были полностью неграмотными. В решении этой проблемы руководство Карельской Трудовой Коммуны, а затем автономной республики, сил и денег не жалело. Если в 1927 году в Карелии работала 431 школа, то накануне войны их было уже 746, большинство – в сельской местности. Да, они не давали нынешнее «элитное» образование, но они выучили всех крестьянских детей, дали им возможность «выйти в люди». Еще можно вспомнить и создание сети техникумов, и появление в Карелии учреждений высшего образования.

А за последние десятилетия количество школ в Карелии сократилось более чем в полтора раза, сейчас их всего 207 школ. И оптимизация, причем по инициативе именно республиканского правительства, продолжается!

— Интересно сравнить, например, уровень развития местной авиации. Летом 1932 года в столице Карелии появились первые гидросамолеты, открылись авиалинии по маршрутам Петрозаводск – Шуньга и Петрозаводск – Пудож. Самолеты летали также по маршрутам до Ухты (Калевалы) с промежуточными посадками в Паданах и Ругозере. В 1940 году были открыты новые авиалинии по маршрутам Петрозаводск – Выборг и Петрозаводск – Сортавала. Конечно, уровень техники, уровень комфорта тогда был совсем иной, но ведь такая сеть местных авиалиний 80-летней давности для современной Карелии – это мечта!

Мне, конечно, могут возразить, что некорректно сравнивать две совершенно разные эпохи. Все изменилось – социально-экономический строй, внешние условия, качественный состав населения, уровень техники… Конечно. Еще можно добавить, что в истории Карелии в 20-30-е годы были и тяжелые страницы, и наоборот, сейчас в республике много чего хорошего делается. Там дорогу отремонтируют, здесь ФАП новый поставят, где-то перед выборами еще чего-нибудь улучшат. Все так! Только если взять общую картину, именно с учетом и времени, и стартовых условий, то видно, что в первые десятилетия своего существования наша республика бурно развивалась во всех направлениях. А сейчас она деградирует. Или в лучшем случае топчется на месте.

Видимо поэтому нынешним властям и не хочется в праздник лишний раз вспоминать историю. Лучше уж пафосно, как на митинге, продекларировать: «Сегодня в Карелии выстраивается новая эффективная модель экономики, последовательно решаются серьёзные, поставленные временем задачи».

 Знаем мы эту вашу «эффективную модель экономики» …

Александр Степанов

Экс-депутат парламента Карелии, блогер.
Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора